Комикс как формат в отечественной мультимедийной журналистике

  • Василиса Александровна Бейненсон Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Аннотация




Комиксы являются традиционным, но довольно нечасто применяемым форматом в отечественной мультимедийной журналистике. В силу этого обстоятельства они остаются эффективным средством привлечь и удержать внимание отвлекающегося пользователя в цифровой среде. Несмотря на исследовательский интерес к комиксам в литературе, образовании, рекламной индустрии, работ, посвященных изучению комикса в России как формата журналистских публикаций довольно немного. Причиной этого можно считать относительно небольшую представленность формата в практике отечественной журналистики, однако существует ряд изданий и медиапроектов, опыт которых в применении комиксов интересен и заслуживает внимания: «Новая газета», The Village, «The Earth Is Flat – Kак читать медиа?», «Верещагин и мир в огне», «Научпок» и др.





DOI: 10.24411/1999-5407-2020-10306







Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

доцент, кандидат филологических наук, кафедра журналистики Института филологии и журналистики

Литература

1. Абу Бакр, Д. З., Березовская, Е. А. Проблема определения комикса // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы. Материалы VI Международной научно- практической интернет-конференции. Екатеринбург: УрФУ, 2017. С. 4–8.
2. Анисимова, Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Академия, 2003. 128 с.
3. Анисимова, Е. Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. 1992. No 1. C. 71–78.
4. Антанасиевич, И. Русская модель европейского графического романа // Литературоведческий журнал. 2014. No 34. С. 119–129.
5. Бейненсон, В. А. Развитие форматов и жанров медиакритики в условиях мультимедийности // Век информации. 2017. No 4. С. 51–57.
6. Белова, Т. М. Комиксы как средство выражения социокультурных стереотипов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. No 2-3 (62). С. 132–136.
7. Бражников, М. А. Физика в комиксах: оценка умения критического анализа информации // Педагогические измерения. 2018. No 2. С. 83–91.
8. Бурухина, Н. Над кем смеётесь?.. Какие слова Глеба Никитина так позабавили министров // NN.ru. URL: https://www.nn.ru/news/more/nad_kem_smeyotes_kakie_slova_ gleba_nikitina_tak_pozabavili_ministrov/51367621/ (дата обращения: 20.12.2019).
9. Ванчугов, А. А. Комикс как рекламный жанр // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. Материалы II Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: УрФУ, 2016. С. 93–96.
10. Ветлугина,А.Ю.Новостнойкомиксвкитайскойонлайн-журналистике//Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2015. No 4. С. 101–116.
11. Гибадуллина,Н.М.Комиксы«Countrybollz»:визуализацияполитикивинтернете// Форум молодых ученых. 2018. No 3 (19). С. 120–125.
12. Гирин, Н., Киямов Е. «Что вы из нас придурков делаете?» Как журналисты отомстили Роскомнадзору. Комикс-инструкция // Новая газета. URL: https://novayagazeta. ru/articles/2019/04/30/80403-chto-vy-iz-nas-pridurkov-delaete (дата обращения: 05.01.2020)
13. Григорьева, Н. Ю. Комикс как креолизованный текст // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2013. Т. 10. No 1. С. 109–111.
14. Дмитриева, Д. Г. Графический роман Алана Мура «V – значит вендетта» для российского читателя: к вопросу о сложности межкультурного перевода // Историческая и образовательная мысль. 2014. No 1. С. 305–307.
15. Евсеева, В. А., Джавршян, Н. Р. Использование комикса как рекламного инструмента // Студенческий. 2019. No 21-4 (65). С. 5–7.
16. Емельяненко, А. В. Зарождение русского комикса // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. Материалы III Международной научной конференции / под общей редакцией С. В. Беспаловой. Донецк: Донецкий национальный университет, 2018. С. 85–89.
17. Емельяненко, А. В. Русский комикс: от истоков до современности // Новые горизонты русистики. 2018. No 5. С. 63–71.
18. Исаева, О. А. Эволюция стиля ранних графических романов Англии и США // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016. No 2 (27). С. 165–168.
19. Кабалова, Д. А., Марусева, И. В. Комиксы как антикризисный ресурс для «бумажной» рекламы // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2014. No 2. С. 112–124.
20. Качкаева, А. Г. Жанры и форматы современного телевидения: последствия трансформации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. No 6. С. 42–51.
21. Коломиец, О. А. Комикс как инструмент журналиста (на примере комикса Джо Сакко «Палестина») // Век информации. 2019. No 1. Т. 7. С. 126–133.
22. Коломиец, О. А. Комикс как инструмент журналиста: особенности визуального сторителлинга // Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. взгляд молодых исследователей. Межвузовский сборник научных работ студентов, магистрантов и аспирантов / науч. ред. А. А. Малышев. СПб: ВШЖиМК СПбГУ, 2019. С. 126–133.
23. Комиксы // Верещагин и мир в огне. URL: http://war.batenka.ru/comics (дата обращения: 20.12.2019).
24. Лазутина, Г. В. Жанр и формат в современной журналистике // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. No 6. С. 14–21.
25. Лесневская, Т. И. Исторические предшественники комикса как эволюционный источник современного рекламного жанра // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации. Материалы Шестой Международной научно-практической конференции / председатель редколлегии А. Н. Гуда. Ростов н/Д: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2018. С. 231–240.
26. Макклауд, С. Понимание комикса. Невидимое искусство. М.: Белое яблоко, 2016. 224 с.
27. Музыкант,В.Л.,Бурдовская,Е.Ю.Генезисрекламнойкоммуникациивконтексте новой цифровой культуры // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2014. No 3. С. 52–58.
28. Онкович,О.В.Комиксыкакформавизуальноймедиакоммуникации//Визуальная коммуникация в социокультурной динамике. Сборник статей международной научно-практической конференции. Казань: КФУ, 2015. С. 85–92.
29. Петрова, А. С., Макаренко, Т. А. Комикс как средство обучения // Концепт. 2017. No 32. С. 119–121.
30. Рязанова, А. Ю. Новостной комикс как новый конвергентный жанр интернет- СМИ Китая // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2015. No 1. С. 80–86.
31. Садуов, Р. Т. Прецедентные вербальные, визуальные и вербально-визуальные феномены в креолизованном тексте (на материале современного российского политического комикса) // Политическая лингвистика. 2013. No 4 (46). С. 221–229.
32. Садуов, Р. Т. Ценностные векторы в современном российском комиксе // Один пояс – один путь: Лингвистика взаимодействия: Материалы Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 16–21 окт. 2017 г.) / отв. ред: Чудинов А.П., Сунь Юйхуа. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2017. С. 138–139.
33. Силантьева, О. 92 мультимедийных формата // Ридеро. URL: https://ridero.ru/ books/92_multimediinykh_formata (дата обращения: 03.01.2020).
34. Соколова,И.С.Научно-популярнаяпрограммаинтернет-телевидения«Научпок» для подростков в контексте комиксной книжной популяризации естествознания // Медиачтения СКФУ. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Ставрополь: Сервисшкола, 2017. С. 304–308.
35. Солганик,Г.Я.Форматижанркактермины//ВестникМосковскогоуниверситета. Серия 10. Журналистика. 2010. No 6. С. 22–24.
36. Сорокин, Ю. А., Тарасов, Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. С. 180–186.
37. Сорокина, А. А. «Русский» комикс в современных реалиях // Медиасреда. 2019. No 1 (15). С. 86–89.
38. Столярова, Л. Г. Анализ структурных элементов комикса // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2010. No 1. С. 384–389.
39. Трабун, Д. 2013 — год дизайна: как взять интервью у Артемия Лебедева // Look At Me. URL: http://www.lookatme.ru/mag/people/russian-art-directors/198753-lebedev (дата обращения: 05.01.2020).
40. Универсальнаяжурналистика:учебник/подред.Л.П.Шестеркиной.М.:Аспект Пресс, 2016. 480 с.
41. Шомова, С. А. Мемы как они есть. М.: Аспект Пресс, 2018. 136 с.
42. Юдин, Л. А. Драматургический потенциал графического романа: поэтика синкретизма // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. No 1. С. 186–190.
43. Яковлева, В. В. О функциях комикса в образовательном дискурсе // Германистика: nove et nova. Материалы Второй международной научно-практической конференции. М.: МГЛУ, 2019. С. 428–432.
44. Яшароглу, Э. Кур-фашист // Респект 2.0. URL: http://www.respect.com.mx/ru/ comics/70/?type=interactive (дата обращения: 05.01.2020).
45. Eisner, W. Comics and Sequential Art. Tamarack: Poorhouse Press, 1985. 166 p.
46. Groensteen,T.TheSystemofComics.Jackson:UniversityPressofMississippi,2009.188p.
Опубликована
2020-08-31
Как цитировать
БЕЙНЕНСОН, Василиса Александровна. Комикс как формат в отечественной мультимедийной журналистике. Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 3 (52), p. 47-61, aug. 2020. ISSN 1999-5407. Доступно на: <http://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/462>. Дата доступа: 26 feb. 2021
Раздел
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ключевые слова

комикс, мультимедийная журналистика, графическая журналистика, комиксная журналистика, визуальная журналистика, формат, креолизованный текст, интерактивный комикс, интерактивная анимация