Психолого-педагогический анализ концепций способностей

Аннотация

Рассматривается сущность способностей, как индивидуально-психологических особенностей личности, которые во взаимодействии друг с другом позволяют ей успешно выполнять определенную деятельность. Проанализированы подходы к определению, структуре, происхождению, механизмам формирования, показателям сформированности способностей, средствам и этапам их развития.
Раскрывается вклад отечественных педагогов и психологов (П.П. Блонского, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, Т.И. Артемьевой и других) в разработку проблем формирования способностей, создании условий для этого, их внутренней и (или) внешней детерминации.
Анализируются воззрения наших ученых на решение проблем способностей к педагогической деятельности: Н.В. Кузьминой, предложившей концепцию педагогических способностей как особой чувствительности педагога, и А.К. Марковой, рассматривающей профессиональные способности в качестве важного психологического ресурса преподавателя.
Оценивается роль зарубежных, прежде всего, американских и британских, ученых (Г. Олпорта, А. Бандуры, Ч. Спирмена, Д. Гилфорда, Р. Кэттелла, Л. Терстоуна), в разработку концепций способностей и методик определения их уровня и других прикладных проблем рассматриваемой темы.
Предложены направления дальнейшего изучения проблемы способностей в зависимости от целей исследования.

Литература

1. Ждан А.Н. История психологии: от Античности до наших дней. М.: Педагогическое общество России, 1999. 512 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
3. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996. С. 48-55.
4. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / в кн.: Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР /АПН СССР. В 2-х томах. Т.1. М.: Образование - Педагогика, 1985. 328 с.
5. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 312 с.
6. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: изд-во ЛГУ, 1961. 98 с.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. 308 с.
8. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. 184 с.
9. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.:  Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.
10. Cooper C. Individual Differences. Belfast: Arnold. 1998. 356 p.
11 Stevenson J. et al. The genetic basis personality / Processes in individual differences. London: Routletge. 1997. P. 39 – 58.
12. Kline P. Intelligence: the psychometric view. London: Routletge. 1991. 176 p.
13 Sternberg R.J. Beyond I.Q. Cambridge: Cambridge University Press. 1985. 411 p.
14 Kanfer P.L. et al. Personality and intelligence in industrial and organizational psychology / International handbook of personality and intelligence. New York: Plenum. 1995. P. 577-602.
Опубликована
2022-08-16
Как цитировать
КОТЛЯРЕВИЧ, А.Н.. Психолого-педагогический анализ концепций способностей. Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение, [S.l.], n. 2(18), p. 5-12, aug. 2022. ISSN 2409-4102. Доступно на: <http://journals.csu.ru/index.php/vcsu_eh/article/view/1482>. Дата доступа: 04 oct. 2022

Ключевые слова

способности; структура; отечественные ученые; задатки; природа; механизмы; деятельность; формирование; развитие; профессиональные способности; педагогические способности; сравнительный анализ