Человек в российских медиа: этический аспект

  • Светлана Сергеевна Распопова Московский политехнический университет, Москва, Россия http://orcid.org/0000-0003-4169-7361

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к освещению темы человека в российском медиапространстве. Развитие массмедиа привело к кардинальным изменениям в жизни общества, где многие коммуникации, осуществляемые людьми, из социума переместились в виртуальное пространство. Общественные изменения получают статус события только в случае их трансляции в медиа. Человек, оказавшийся в этих условиях, постепенно утрачивает статус социальности, так как все свои контакты с окружающим миром он выстраивает в медиасфере. На смену традиционным формам социального общения приходят форматы массмедиа, обеспечивающие коммуникацию между людьми, которые лидируют сегодня в формировании общественного сознания. «Человек медийный» как продукт медиаиндустрии постепенно теряет свою индивидуальность и критическое отношение к происходящему. В этих условиях происходит отчуждение автора от героя произведения, что приводит к нарушению базовых принципов журналистской деятельности. Общественная коллегия по жалобам на прессу как орган саморегулирования российских журналистов фиксирует нарушение этических норм и правил, отображая в своих решениях те действия журналистов в отношении героев и источников информации, которые лишают человека уникальности, его права на частную жизнь и уважительное отношение к себе со стороны общества.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций имени М. Ф. Ненашева

Литература

1. Avraamov, D. S. (2013). Professional'naya etika zhurnalista [Professional ethics of a journalist]. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta. 264 p. (In Russ.).
2. Bakshtanovskiy, V. I. & Sogomonov, Yu. V. (2009). Prikladnaya etika: innovatsionnyy stsenariy razvitiya [Applied ethics: innovative development scenario]. Vestnik Moskovskogo Universiteta [Moscow University Bulletin], 6, pp. 30–38. (In Russ.).
3. Bakshtanovskiy, V. I. & Bogdanova, M. V. (2015). Jetika beznadezhnoj reshimosti- aktual'naja cennost' sovremennoj zhurnalistiki? [Ethics of hopeless determination - an actual value of modern journalism?]. Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta [Proceedings of the Ural Federal University], 3, pp. 23–28. (In Russ.).
4. Vartanova, E. L. (2015). «Chelovek mediynyy» kak rezul'tat sotsial'nogo razvitiya [“Man of the media” as a result of social development]. Medi@l'manakh [Medi@lmanakh], 5 (70), pp. 8–11, available at: https://istina.msu.ru/publications/article/15264459/ (accessed: 25.06.2022). (In Russ.).
5. Grishanina, A. N. (2010). Chelovek v mediynom prostranstve: dukhovno-psikhologicheskiy aspekt [Man in the media space: spiritual and psychological aspect]. Vestnik SPbGU. Seriya 9: Yazyk i literature [Bulletin of St. Petersburg State University. Series 9: Language and Literature], 1, pp. 251–257. (In Russ.).
6. Lazutina, G. V. (2004). Osnovy tvorcheskoy deyatel'nosti zhurnalista [Fundamentals of the creative activity of a journalist]. Moscow: Aspekt Press. 239 p. (In Russ.).
7. Lazutina, G. V. (2000). Professional'naya etika zhurnalista [Professional ethics of a journalist].: Aspekt Press. 224 p. (In Russ.).
8. Luman, N. (2005). Real'nost' massmedia [The reality of mass media]. Moscow. 253 p. (In Russ.).
9. Mansurova, V. D. (2010). «Mediynyy» chelovek kak proektsiya digital'noy ontologii [“Media” person as a projection of digital ontology]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of the Altai State University], 2, pp. 116–120. (In Russ.).
10. Mediajeticheskij standart Kollegii 2.0 (2021). [Media ethics standard of the Collegium 2.0]. Obshhestvennaja kollegija po zhalobam na pressu [Public Collegium for Press Complaints], available at: https://presscouncil.ru/teoriya-i-praktika/dokumenty/6369-mediaeticheskij-standart-kollegii-2-0 (accessed: 25.06.2022). (In Russ.).
11. Nazaretyan, K. A. (2018) Rekomendatsii eksperta po zhurnalistskoy etike [Recommendations of an expert on journalistic ethics]. Nastol'naya kniga po mediynomu samoregulirovaniyu [Handbook on media self-regulation], 8, pp. 303–309. (In Russ.).
12. Polonskiy, A. V. (2015). Massmediynost' kak kachestvo teksta sovremennykh massmedia [Mass media as the quality of the text of modern mass media]. Medialingvistika [Medialinguistics], 2 (8), pp. 7–16. (In Russ.).
13. Prilukova, E. G. (2008). Chelovek v epokhu mass-media [Man in the era of mass media]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series: Social and Humanitarian Sciences], 6 (106), pp. 100–103. (In Russ.).
14. Raspopova, S. S. (2019). Eticheskiy aspekt media v epokhu postmoderna [Ethical aspect of media in the postmodern era]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovanija [Sign: problematic field of media education], 2 (32), pp. 119–124. (In Russ.).
15. Frolova, T. I. (2013). Chelovecheskoe razvitie v kommunikatsionnykh strategiyakh rossiyskoy zhurnalistiki [Human development in the communication strategies of Russian journalism]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Questions of theory and practice of journalism], 3. S. 88–98. (In Russ.).
16. Chistyakov, D. I. (2012). Sotsial'noe izmerenie mass-mediynogo prostranstva v epokhu postmoderna [Social dimension of the mass media space in the postmodern era]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7 [Bulletin of the Volgograd State University. Series 7], 3 (18), pp. 155–159. (In Russ.).
17. Shaykhitdinova, S. K. (2018). «Situatsiya cheloveka» v mire kommunikatsiy: eticheskiy aspekt [“The human situation” in the world of communications: an ethical aspect]. Nastol'naya kniga po mediynomu samoregulirovaniyu [Handbook on media self-regulation], 8, pp. 315–319. (In Russ.).
Опубликована
2022-07-30
Как цитировать
РАСПОПОВА, Светлана Сергеевна. Человек в российских медиа: этический аспект. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 3 (45), p. 175-183, july 2022. ISSN 2070-0695. Доступно на: <http://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/1444>. Дата доступа: 28 sep. 2022 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10317.
Раздел
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА

Ключевые слова

этика журналиста, массмедиа, медиасобытие, «человек медийный», Общественная коллегия по жалобам на прессу