Когнитивное искажение как позиция анализа журналистского текста (на материале мультимедийных музыкальных рецензий)

  • Pavel Kataev Пермский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация

В условиях сверхнасыщенных информационных потоков сетевого общества человеческое восприятие становится особенно подверженным когнитивным ошибкам. Однако в некоторых жанрах СМИ такие искажения допустимы и даже в некоторой степени необходимы. Данная статья посвящена выявлению суггестивных эффектов мультимедийных музыкальных рецензий с помощью концепции эвристик. Сформулирован вывод о том, что в рецензии когнитивное искажение – одно из возможных проявлений эвристических принципов – может служить основой суггестивной выразительности, а значит, элементом жанровой специфики.





DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10414




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

аспирант кафедры журналистики и массовых коммуникаций филологического факультета

Литература

1. Kashapova, E. R. & Ryzhkova, M. V. (2015). Kognitivnye iskаzheniya i ikh vliyanie nа povedenie individа [Cognitive biases and their impact on the behavior of an individual]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika – [Tomsk State University Journal of Economics], 2 (30), pp. 15–26. DOI: 10.17223/19988648/30/2. (In Russ.).
2. Lovink, G. (2019). Kriticheskaya teoriya interneta [Critical history of the Internet]. Moscow, Ad Marginem Press, Muzei Sovremennogo iskusstva ‘Garazh’, 304 p. (In Russ.).
3. McLuhan, M. (2001). Galaktika Gutenberga: sotvoreniye cheloveka pechatnoy kul’tury [The Gutenderg Galaxy: the making of typographic man]. Kiev, Nika-Tsentr [Nika-Centre], 432 p. (In Russ.).
4. Nabiyeva, Ye. A. (2017). Retsenziya kak publitsisticheskiy zhanr: monografiya [The Review as a Publicistic Genre. The Monograph]. 3d ed., ster. Moscow: FLINTA: Nauka, 160 p. (In Russ.).
5. Popov, A. Yu. & Vikhman, A. A. (2014). Kognitivnyye iskazheniya v protsesse prinyatiya resheniy: nauchnaya problema i gumanitarnaya tekhnologiya [Cognitive biases in decision-making as scientific problem and applied technique]. Vestnik YUUrGU. Psikhologiya [Bulletin of the South Ural State University. Ser.: Psychology]. 2014 pt. 7, issue 1, pp. 5–17. (In Russ.).
6. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka [Explanatory Dictionary of the Russian Language] (1935–1940). / complied by G. O. Vinikur, prof. B. A. Larin, S. I. Ozhegov. et al. Ed. by prof. D. N. Ushakov, Moscow: Soviet Encyclopedia, available at: https://gufo.me/dict/ushakov, accessed: 06.07.2019. (In Russ.).
7. Shelestyuk, E. V. (2008). Tekstovyye kategorii argumentativnosti, suggestivnosti i imperativnosti kak otrazheniye sposobov rechevogo vozdeystviya [Text categories of argumentation, suggestion and imperativeness as the reflection of ways to affect verbally]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University]. 30, pp. 170–175. (In Russ.).
8. Yakovleva, T. (1995). Eksperimental’naya ekonomika. Kriticheskiy obzor [Experimental economics. A critical review]. Voprosy ekonomiki [Issues of Economics], 7, pp. 25–29. (In Russ.).
9. Baron, J. (2008). Thinking and Deciding, 4th ed. Cambridge University Press, 584 p.
10. Beck, A. T. (1963). Thinking and Depression: Idiosyncratic Content and Cognitive Distortions. Arch. Gen. Psychiatry, 9, pp. 324–33.
11. Castells, M. (Ed.) (2005). The Network Society: A Cross-cultural Perspective. Cheltenham: Edward Elgar, 488 p.
12. Keen, A. (2012). Digital Vertigo. New York: St Martin's Press, 246 p.
13. Stanovich, K & West, R. (2000). Individual Differences in Reasoning: Implications for the Rationality Debate. The Behavioral and brain sciences, 23, pp. 645–665.
14. Tversky, A. & Kahneman, D. (1974). Judgment Under Uncertainty. Heuristics and Biases. Science, 185, pp. 1124–1131.
Опубликована
2020-08-23
Как цитировать
KATAEV, Pavel. Когнитивное искажение как позиция анализа журналистского текста (на материале мультимедийных музыкальных рецензий). Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 4 (38), p. 119-128, aug. 2020. ISSN 2070-0695. Доступно на: <http://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/307>. Дата доступа: 23 apr. 2021
Раздел
ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И ВОПРОСЫ МЕТОДОВ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЙ

Ключевые слова

эвристика
музыкальна рецензия
суггестивность
сетевое общество
когнитивное искажение