Фейк-ньюс в доцифровую и цифровую эпохи

  • Irina Arkhangelskaya Нижегородский государственный лингвистический университет
  • Alla Arkhangelskaya Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Аннотация




В статье рассматривается феномен фейк-ньюс. Представлена научная дискуссия вокруг понятия, описаны известные в истории случаи использования фальшивок в информационном поле, раскрыты причины создания фейков, показаны особенности их функционирования в сетевых СМИ и социальных сетях. Авторы высказывают предположение о том, что природа фейка в информационном пространстве не меняется с развитием медиатехнологий и форм коммуникации. Интернет-среда является благоприятной для распространения недостоверной информации, но вводится регулирование поведения пользователей.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и туризма ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет» им. Н. А. Добролюбова; профессор кафедры журналистики ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»; профессор департамента литературы и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

##submission.authorWithAffiliation##

ведущий специалист по учебно-методической работе Института экономики и предпринимательства

Литература

1. Glovatzkaya, О. Е. (2019). Znacheniye i proizhozhdeniye termina «Fake news» [The Meaning and origin of the term «Fake news»]. Кommunikologiya [Communication Studies]. 2 (7), pp. 139–152 (in Russ.). 2. Dorofeeva, V. V. (2019). Feikovye novosti v sovremennom mediaprostranstve [Fake news in the contemporary media environment]. Voprosy teorii I praktiki zhurnalistiki [Questions of theory and
practice of journalism]. 4 (8), pp. 774–786 (in Russ.).
3. Zagidullina, M. V. (2018). Media-archeologiya: kak proshloye pomogaet ponyat’ nastoyazhee
I predskazat’ buduzthee [Media-archeology: how the past may help understand the present and foresee the future]. Sud’ba pechatnoi pressy v epokgu Interneta [The Future of Print Media in the Internet Age]: кollekt. моnogr. / ed. M. V. Zagidullina, S. I. Simakova. Chelyabinsk: Izd-vо Chelyab. gos. un-tа. Pp. 10–21 (in Russ.).
4. Issers, О. S. (2014). Mediafeiki: меzhdupravdoii mistifikaztiyei [Media fakes: Between the truth and mystification. Коmmunikativnuye issledovaniya [Communication Studies]. 2, pp. 112–113. (in Russ.).
5. Kiuru, К. V. (2019). Feikovyi content v media kak ob’ekt kommunokatzionnykh issledovaniyi [Fake content in media as an object of communication studies]. Politicheskoe protranstvo is oztialnoye vremya: Pravda i lozh’ v politike i iskusstve. Sbornik nauchnykh trudov XХХVI Mezhdunarodnogo Kharakskogo foruma. 15–17 May 2019, Yalta / Pod red. Т. А. Senyushkinoi, D. Tanchicha [Political Environment and Social Time: Conference proceedings. Collection of scientific papers of the XXXVI International Harak Forum May 15-17, 2019, Yalta / Ed. T. A. Senyushkina, D. Tanchich]. Simferopol: IТ «АRIAL». Pp. 95–99. (in Russ.).
6. Raspopova, S. S, Bogdam, Е. N. (2017). Feikovye novosti: priroda proishizhdeniya [Fake news: origins]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Philologicheskiye nauki. [Chelyabink State University Vestnik]. 11 (407). Vol. 109, pp. 48–53 (in Russ.).
7. Sukhodolov, А. P, Bychkova, А. М. (2017). «Feikovye novosti» kаk fenomen sovremennogo mediaprostranstva: ponyatiye, vidy, naznacheniye, mery protivodeistviya [«Fakenews» as phenomenon of the contemporary media environment: definition, function, methods of combating]. Voprosy teoriii praktiki zhurnalistiki [Theory and Practice of Journalism]. 2. (6), pp. 143–169 (in Russ.).
8. Raibman, N. (2016). Facebook nachal borby s feikovymi novostyami [Facebook started fight against fake news]. Vedomosti [Vedomosti], available at: https://www.vedomosti.ru/technology/ articles/2016/12/16/669946-facebook-borbu (accessed 14.04.2020) (in Russ.).
9. Federalny zakon «O vnesenii izmeneniy15.3 Federalynogo zakona «Оb informazii, informazionnykh technologiyah i yeye zatzhite, 18.03.2019 N 31-FZ [Russian Federation Federal Law on changes to 15.3 Federal law «On information, information technologies and their protection issued on 18.03.2019 N 31-FZ], available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320401/ (accessed 14.04.2020). (in Russ.).
10. Allcott, H. & Gentzkow, M. (2017). Social Media and Fake News in The 2016 Election. Journal of Economic Perspectives. 31 (2). Pp. 211–236.
11. Araujo, A. C. (2006). The Lisbon Earthquake of 1755 – Public Distress and Political Propaganda. E-journal of Portuguese History. 1 (4), available at: https://digitalis-dsp.uc.pt/ bitstream/10316.2/25384/1/EJPH4_1_artigo3.pdf?ln=en (accessed: 14.04.2020).
12. Bakir, V. & McStay, A. (2017). Fake news and the economy of emotions: problems, causes, solutions. Digital Journalism. 6 (2). Pp. 154–175.
13. Barthel, M., Mitchell, A. & Holcomb, J. (2016). Many Americans Believe Fake News is Sowing Confusion. Pew Research Center, available at: https://www.journalism.org/2016/12/15/many- americans-believe-fake-news-is-sowing-confusion/ (accessed: 14.04.2020).
14. Becker, D. (2018). Desiring Fakes AI, Avatars, and the Body of Fake Information in Digital Art. Faking, Forging, Counterfeiting. Eds: D. Becker, A. Fischer, Y. Schmitz. L: Transcript Verlag. Pp. 199–222.
15. boyd, d. m. (2010). Social Network Sites as Networked Publics: Affordances, Dynamics, and Implications. Networked Self: Identity, Community, and Culture on Social Network Sites (ed. Zizi Papacharissi). NY: Taylor & Francis. Pp. 39–58.
16. Chaplin, D. (2017). Pietro Aretino: The First Modern. Singapore: CreateSpace Independent Publishing Platform; Revised edition. 410 p.
17. Cortada, J. W. & Aspra, W. (2019). Fake News Nation. The Long History of Lies and Misinterpretations in America. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers. Pp. 89–109.
18. Dijck, van J. (2013). The Culture of Connectivity: A Critical History of Social Media. Oxford, New York: Oxford University Press. 240 p.
19. Doherty, C. (2020). Fast facts about Americans’ views on Russia amid allegations of 2020 election interference, available at: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/02/21/fast- facts-about-americans-views-on-russia-amid-allegations-of-2020-election-interference (accessed: 14.04.2020).
20. Facebook Helping to Protect the 2020 US Elections. (2019). Facebook. Available at: https:// about.fb.com/news/2019/10/update-on-election-integrity-efforts (accessed: 14.04.2020).
21. Fraser, M. (2020). In Truth: A History of Lies from Ancient Rome to Modern America. Lanham: Prometheus. 464 p.
22. Gelfert, A. (2018). Fake News: A Definition. Informal Logic. 1 (38). Pp. 84–117.
23. Godley, Y. (2019). Post-Post-Truth: An Adaptationist Theory of Journalistic Verism. Communication Theory. 1 (29). Рр. 1–19.
24. Klein, D. O. & Wueller, J. R. (2017). Fake news: A Legal Perspective. Journal of Internet Law. Vol. 20, No 10. Pp. 5–13.
25. Lopez, G. (2016). Pizzagate, the Fake News Conspiracy Theory that Led a Gunman to DC’s Comet Ping Pong, Explained, available at: http://www.vox.com/policy-and-politics/2016/12/5/13842258/ pizzagate-comet-ping-pong-fake-news (accessed: 14.04.2020).
26. Rasmussen, R. K. (2007). Critical Companion to Mark Twain: A Literary Reference to His Life and Work. NY: Infobase Publishing. 1140 p.
27. Thomas Jefferson to John Norvell, June 11, 1807. Library of Congress, available at: https:// www.loc.gov/resource/mtj1.038_0592_0594/?sp=2&st=text (accessed: 14.04.2020).
Опубликована
2020-08-26
Как цитировать
ARKHANGELSKAYA, Irina; ARKHANGELSKAYA, Alla. Фейк-ньюс в доцифровую и цифровую эпохи. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 3 (37), p. 95–104, aug. 2020. ISSN 2070-0695. Доступно на: <http://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/340>. Дата доступа: 25 oct. 2020
Раздел
ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА В АСПЕКТЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ