Комментатор как субъект речевой коммуникации: лингвокультурные типы

  • Ekaterina Vyrovtseva Санкт-Петербургский государственный университет
  • Daria Ivanova Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В статье исследуется проблема формирования и функционирования лингвокультурных типов комментаторов в современных интернет-изданиях. На основе теории лингвокультурных типажей были выделены такие типы комментаторов, как «знаток», «тролль» (подтипы «псевдо-знаток», «смутьян», «граммар наци»), «оппозиционер» (в том числе «скептик»), «флудер», «архивариус». Результаты контент-анализа комментариев TJournal позволили охарактеризовать языковые средства, определяющие тот или иной лингвокультурный тип.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат филологических наук, доцент, старший преподаватель кафедры медиалингвистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»

##submission.authorWithAffiliation##

бакалавр Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»

Литература

1. Akulich, M. M. (2012). Internet-trolling: ponyatie, soderzhanie i formy [Internet trolling: concept, content and forms]. Vestnik TyumGU: Social'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya. Sociologiya [Bulletin of Tsogu: Socio-economic and legal studies. Sociology], 8, pp. 47–54 (in Russ.).
2. Arshinskaya, N. A. (2015). Problema vospriyatiya i interpretacii internet-memov [The problem of perception and interpretation of Internet memes]. Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tekhnologij [Modern trends in the development of science and technology], 9, 4, pp. 10–16 (in Russ.).
3. Borovickaya, E. I., Serebryakova, S. V. (2017). Lingvokul'turnyj tipazh kak ob"ekt hudozhestvennoj refleksii [Linguistic and cultural type as an object of artistic reflection]. YAzyk i lichnost' v garmonichnom dialoge kul'tur [Language and personality in a harmonious dialogue of cultures], pp. 71–76 (in Russ.).
4. Bocharova, T. A. (2017). Virtual'naya kommunikaciya: statusy i roli [Virtual communication: statuses and roles]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice], 12 (86), pp. 45–58 (in Russ.).
5. Bulatova, E. I. (2017). Setevye kommunikativnye strategii: trolling [Network communication strategies: trolling]. Vestnik SPbGUK [Vestnik SPbGUK], 2 (31), pp. 75–78 (in Russ.).
6. Gmyzina, E. V. (2017). Setevoj trolling kak kommunikativnaya strategiya: kul'turologicheskij rakurs [Network trolling as a communicative strategy: cultural perspective]. Nauchnoe i obrazovatel'noe prostranstvo: perspektivy razvitiya: materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf [Scientific and educational space: development prospects: materials of the VI Intern. scientific-practical conf.], CHeboksary: CNS «Interaktiv plyus», pp. 40–43 (in Russ.).
7. Dubrovskaya, E. M. (2016). Tipologiya lingvokul'turnyh tipazhej: opyt sistematizacii [Typology of linguistic-cultural types: the systematization experience]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2 (57), pp. 364–366 (in Russ.).
8. Duskaeva, L. R. & Konyaeva, YU. M. (2017). Trolling v russkoyazychnyh media [Trolling in Russian-language media]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. ZHurnalistika [Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism], 5, pp. 84–100 (in Russ.).
9. Efremov, V. A. (2015). Grammar-naci: rechevaya agressiya i naivnaya leksikografiya [Grammar-Nazi: verbal aggression and naive lexicography]. Vestnik NGPU [Bulletin of NGPU], 5(27), pp. 56–65 (in Russ.).
10. Zagidullina, M. V. (2018). Publicistika 2.0: k opredeleniyu ponyatiya [Journalism 2.0: to the definition of a concept]. Vestnik SPbGU. YAzyk i literature [Bulletin of St. Petersburg State University. Language and Literature], 2, pp. 220–235 (in Russ.).
11. Karasik, V. I. (2007). Diskursivnaya personologiya [Discursive personology]. YAzyk, kommunikaciya i social'naya sreda: sb. nauch. tr. [Language, communication and social environment: Sat. scientific w.], Voronezh: Izd-vo Voronezh. un-ta, 5. pp. 78–86 (in Russ.).
12. Karasik, V. I. & Dmitrieva, O. A. (2005) Lingvokul'turnyj tipazh: k opredeleniyu ponyatiya [Linguocultural type: to the definition of a concept]. Aksiologicheskaya lingvistika: lingvokul'turnye tipazhi: sb. nauch. tr. [Axiological Linguistics: Linguocultural Type: Sb. scientific w.], Volgograd: Paradigma, pp. 5–25 (in Russ.).
13. Kruglov, A. S. (2017). Specifika kommunikativnogo vzaimodejstviya v rossijskom segmente social'nyh media (na materiale social'noj seti «VKontakte» i videohostinga «YouTube») [Specificity of communicative interaction in the Russian segment of social media (on the material of the social network "VKontakte" and video hosting "YouTube")], Dissertaciya [The dissertation], Kaliningrad, 180 p. (in Russ.).
14. Kusaeva, E. E. & Tamer'yan, T. YU. (2018). Femininnyj lingvokul'turnyj tipazh" private detective": strategii professional'noj kommunikacii [Feminine linguistic and cultural type "private detective": strategies for professional communication]. YAzyk. Tekst. Diskurs [Language. Text. Discourse], 16, pp. 145–151 (in Russ.).
15. Leont'ev, A. A. (1997). Osnovy psiholingvistiki [Fundamentals of Psycholinguistics]. Moskow: Smysl, 287 p. (in Russ.).
16. Luzhnaya, M. M. (2018). Kosvennye rechevye akty soglasiya, nesoglasiya, vozrazheniya v obihodnom russkoyazychnom obshchenii [Indirect speech acts of consent, disagreement, objection in everyday Russian-language communication]. Gumanitarnye tekhnologii v sovremennom mire [Humanitarian technologies in the modern world], pp. 290–293 (in Russ.).
17. Medialingvistika v terminah i ponyatiyah: slovar'-spravochnik [Medialinguistics in terms and concepts: dictionary-reference book] (2018) / pod red. L. R. Duskaevoj; redkoll.: V. V. Vasil'eva, YU. M. Konyaeva, A. A. Malyshev, T. YU. Red'kina, M.: Flinta, 440 p. (in Russ.).
18. Nosovec, S. G. (2016). Novye media: k opredeleniyu ponyatiya [New media: to the definition of a concept]. Kommunikativnye issledovaniya [Communicative Studies], 4(10), pp. 39–47 (in Russ.).
19. Pastuhov, A. G. (2015). O granicah media: novye media i novaya medijnaya kul'tura [On the boundaries of media: new media and a new media culture]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of Oryol State University], 1 (64), pp. 182–188 (in Russ.).
20. Patrusheva, L. S. (2011). Kommunikativnye roli uchastnikov internet-foruma [Communicative roles of participants in the Internet forum]. Vestnik CHelGU [Bulletin of ChelSU], 10, pp. 109–113 (in Russ.).
21. Setevye SMI rossijskogo megapolisa [Network mass media of the Russian metropolis] (2011) / Pod redakciej I. N. Blohina, S. G. Korkonosenko, SPb.: Filologicheskij f-t SPbGU, 218 p. (in Russ.).
22. Sternin, I. A. (2001). Vvedenie v rechevoe vozdejstvie [Introduction to Speech Impact.]. Voronezh: Istoki, 252 p. (in Russ.).
23. Topchii, I. V. (2019). Kreativnoe kommentirovanie kak kriterij effektivnosti SMM sredstv massovoj informacii: k postanovke problemy [Creative commentary as a criterion for the effectiveness of SMM media: to the formulation of the problem]. ZHurnalistskij tekst v novoj tekhnologicheskoj srede. Sbornik materialov III konferencii PMMIS (Post massmedia in the modern informational society) [Journalistic text in a new technological environment. Proceedings of the III conference PMMIS (Post massmedia in the modern informational society)]. Chelyabinsk, 28–29 marta, pp. 339–342 (in Russ.).
24. Shomova, S. A. (2018). Memy kak oni est' [Memes as they are]. Moskow: Aspekt Press, 136 p. (in Russ.).
25. Shkhumishkhova, A. R. & Kalashaova, A. A. (2018). Lingvostilisticheskie osobennosti internet-kommentariya v SMI [Linguistic-stylistic features of Internet commentary in the media]. CCS&ES [CCS & ES], 3, pp. 387–392 (in Russ.).
Опубликована
2020-09-21
Как цитировать
VYROVTSEVA, Ekaterina; IVANOVA, Daria. Комментатор как субъект речевой коммуникации: лингвокультурные типы. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 3 (37), p. 105–115, sep. 2020. ISSN 2070-0695. Доступно на: <http://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/366>. Дата доступа: 25 oct. 2020
Раздел
ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА В АСПЕКТЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Ключевые слова

лингвокультурный тип, комментарий, интернет-медиа, медиадискурс