Тактические медиа и журналистика в современном медиа пространстве

  • Svetlana Raspopova Московский политехнический университет

Аннотация





В статье рассматривается понятие «тактические медиа» как разновидность новых медиа и актуальная форма общественно-политической активности граждан, которая вызвана к жизни дефицитом доверия к традиционным СМИ. Автор предпринимает попытку развести такие понятия, как «журналист» и «медиаактивист», и на конкретных примерах показать использование практики активизма и искусства в публикациях традиционных СМИ. Тактические медиа представлены как разновидность новых медиа, которые отличаются от традиционных тем, что их контент создается всегда на цифровых устройствах при активном участии пользователей. Коммуникативную функцию автор рассматривает как одну из основных функций новых медиа. В статье проводится мысль, что тактические медиа не создают собственно журналистский контент, потому что балансируют на грани журналистики, политического активизма и искусства. Тематической особенностью тактических медиа является тематика сопротивления, потому их можно рассматривать как платформы гражданского использования новейших технологий для оперативного информирования аудитории о тех событиях общественно-политической действительности, которые не входят в повестку дня традиционных СМИ.





Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций Высшей школы печати и медиаиндустрии

Литература

1. Daniel, A. (2013). Istoki i smysl sovetskogo Samizdata [Origins and meaning of Soviet Samizdat]. Stikhi.ru [Stihi.ru], available at: https://www.stihi.ru/2013/04/17/4165 (accessed: 01.08.2020). (in Russ.).
2. Donskikh, I. (2007). Kamera otkrytogo nablyudeniya. Stanet li mobil’nik konkurentom ofitsial’nykh telekanalov [Open surveillance camera. Will the mobile phone become a competitor to the official TV channels]. Novaya Gazeta [Novaya Gazeta], available at: https://novayagazeta.ru/ articles/2007/12/06/30787-kamera-otkrytogo-nablyudeniya (accessed: 01.08.2020). (in Russ.).
3. Dubovskaya, E. M. (2014). Tranzitivnost’ obshchestva kak faktor sotsializatsii lichnosti [Transitivity of society as a factor in the socialization of the individual]. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological research]. T. 7. 3, available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n36/1018- dubovskaya36.html (accessed: 01.08.2020). (in Russ.).
4. Kalyarova, K. N. (2016). Takticheskie media kak fenomen sovremennoy grazhdanskoy zhurnalistiki [Tactical media as a phenomenon of modern civic journalism]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: problematic field of media education]. 1 (18), pp. 13–17. (in Russ.).
5. Kireev, O. (2005). Kratkiy glossariy takticheskoy media-kritiki [A short glossary of tactical media criticism]. Khudozhestvennyy zhurnal [Art magazine]. Issue 58–59, available at: http:// moscowartmagazine.com/issue/30/article/563 (accessed: 01.08.2020). (in Russ.).
6. Kireev. O. (2006). Povarennaya kniga mediaaktivista [Cookbook of a media activist]. Ul’tra. Kul’tura, available at: http://www.ereading.by/bookreader.php/104538/Kireev_-_Povarennaya_kniga_ media-aktivista.html (accessed: 01.08.2020). (in Russ.).
7. Lukina, M. M. & Fomicheva, I. D. (2005). SMI v prostranstve Interneta [Mass media in the Internet space]. M .: Publishing house of the Faculty of Journalism of Moscow State University. 87 p. (in Russ.).
8. Melnik, G. S. (2014). Takticheskie media (tactical media) v mezhkul’turnoy kommunikatsii [Tactical media in intercultural communication]. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Ser. 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul’tury [News of the Ural Federal University. Ser. 1, Problems of education, science and culture]. 3 (129), pp. 17–21. (in Russ.).
9. Raspopova, S. (2019). A Naval’nyy – zhurnalist? [Is Navalny a journalist?]. Zhurnalist [Journalist], available at: https://jrnlst.ru/mimicry (accessed: 01.08.2020). (in Russ.).
10. Reznik, Y. (2008). Chelovek i ego sotsial’nye praktik [Man and his social practices]. Chelovek vchera i segodnya: mezhdistsiplinarnye issledovaniya [Man yesterday and today: interdisciplinary research]. Issue 2. Moscow. (in Russ.).
11. Sovremennaya periodicheskaya pechat’ v kontekste kommunikativnykh protsessov. Takticheskie media v politicheskoy kommunikatsii (2017). [Modern periodicals in the context of communicative processes. Tactical media in political communication]. 2 (11) / ed. I. V. Kolodyazhny. SPb. 176 p. (in Russ.).
12. Stepanov, M. A. (2013). Poetika izobreteniya retsenziya na knigu Mishelya de Serto «Izobretenie povsednevnosti» [Poetics of Invention Review of the book by Michel de Certeau “The Invention of Everyday Life”]. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovateley kul’tury [International Journal of Cultural Research]. 3 (12), pp. 157–160. (in Russ.).
13. McQuire, C. & Papastergiadis, N. (eds) (2005). Novye sredstva massovoy informatsii, iskusstvo i nauka: Issledovaniya za predelami ofitsial’nogo diskursa [New media, art and science: Research outside the official discourse]. Imperii, ruiny + setey: transkul’turnye povestki dnya v iskusstve [Empires, ruins + networks: transcultural agendas in art]. Melbourne. (in Russ.).
Опубликована
2020-08-08
Как цитировать
RASPOPOVA, Svetlana. Тактические медиа и журналистика в современном медиа пространстве. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 3 (37), p. 83–88, aug. 2020. ISSN 2070-0695. Доступно на: <http://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/382>. Дата доступа: 25 oct. 2020
Раздел
ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И ВОПРОСЫ МЕТОДОВ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЙ

Ключевые слова

традиционные СМИ, новые медиа, медиаактивизм, тактические медиа, коммуникативная функция