Обобщенная теоретическая модель школьного медиаобразования периода перестройки в cоветской России

  • Elena Muryukina Московский педагогический государственный университет

Аннотация

Синтезирована и схематично представлена обобщенная теоретическая модель школьного медиаобразования периода перестройки в советской России. Ее цель – эстетическое воспитание, формирование эмоциональной сферы учащихся, мировоззренческих установок средствами медиа. Тип организации и управления познавательной деятельностью: консультативная. По характеру содержания и структуры обобщенная медиаобразовательная модель, обучающая, воспитывающая, общеобразовательная, профессионально-ориентированная, комплексная. По ориентации на личность: направлена на эмоционально-художественное и эмоционально-нравственное развитие, а также саморазвитие.






DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10407


*Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Проект № 19-013-00597 «Трансформационные процессы в отечественном медиаобразовании периода "перестройки"», выполняемого в Московском педагогическом государственном университете. Руководитель проекта – Е. В. Мурюкина.





Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиаобразования

Литература

1. Baranov, O. A. (1982). Fil'm v rabote klassnogo rukovoditelya [A film in the work of a class teacher]. Kalinin: KGU, 70 р. (in Russ.).
2. Weisfeld, I. V. (1988). Razvitie kinoobrazovaniya v usloviyah perestrojki [Development of film education under perestroika]. Moscow: Published by the Society of Friends of Cinema, 21 p. (in Russ.).
3. Vlaskina, G.Ya. (1985). Esteticheskoe vospitanie starsheklassnikov sredstvami televideniya i radio [Aesthetic education of high school students by means of TV and radio ]. PhD. Dis. Moscow. (in Russ.).
4. Graschenkova, I. N. (1986). Kino kak sredstvo esteticheskogo vospitaniya [Cinema as a means of aesthetic education]. Moscow: Higher School, 224 р. (in Russ.).
5. Graschenkova, I. N. (1984). Osnovy kinoiskusstva [Fundamentals of Cinema Art]. Moscow: Art, 198 р. (in Russ.).
6. Dorf, G. Ya. (1988). Vnimanie! Govorit shkol'noe! radio: kniga dlya uchitelya. Iz opyta raboty shk. radio v sred. shk. № 112 Moskvy [Attention! Says school! Radio: a book for a teacher. From the experience of school № 112 of Moscow]. Moscow: Enlightenment, 159 р. (in Russ.).
7. Kozlov, F. M. (1986). Kino i professional'naya orientaciya molodyozhi: metodicheskie rekomendacii [Cinema and professional orientation of young people. Methodical recommendations]. Leningrad, 19 р. (in Russ.).
8. 8. Kudina, I.Yu. (1989). Diafil'm kak sredstvo formirovaniya kommunikativnyh umenij na urokah literatury v starshih klassah [Diafilm as a means of forming communicative skills at the lessons of literature in high schools]. PhD. Dis. Moscow. (in Russ.).
9. Penzin, S. N. (1987). Kino i esteticheskoe vospitanie: metodologicheskie problemy [Cinema and aesthetic education: methodological problems]. Voronezh: Publishing house in Voronezh. Un-ta, 176 р. (in Russ.).
10. Polichko, G. A. (1990). Vvedenie v kinopedagogiku: osnovy kinematograficheskoj gramotnosti: dlya vysshih uchebnyh zavedenij [Introduction in film pedagogy: basics of cinematographic literacy: for higher educational institutions]. Moscow: ADKSSR, 23 р. (in Russ.).
11. Polichko, G. A. (1984). Vnachale bylo slovo? [In the beginning there was a word?]. Iskusstvo kino [Art of cinema], 4, рр. 42–47. (in Russ.).
12. Polichko, G. A. (1987). Mezhpredmetnye svyazi literaturnogo kursa i fakul'tativa po osnovam kinoiskusstva kak sredstvo esteticheskogo razvitiya starsheklassnikov [Interdepartmental relations of literary course and faculty on the basics of film art as a means of aesthetic development of high school students]. PhD. Dis. Moscow. (in Russ.).
13. Problemy sovremennoj kinopedagogiki: materialy mezhdunarodnogo seminara v g. Tashkente (1990). [The problems of modern film pedagogy // Proceedings of the international seminar in Tashkent]. Tashkent. (in Russ.).
14. Rudenko, I. A. (1986). Radioveshchanie dlya detej i yunoshestva (stanovlenie, razvitie, problemy funkcionirovaniya) [Radio broadcasting for children and youth (formation, development, problems of functioning)]. PhD. Dis. Moscow. (in Russ.).
15. Selevko, G. K. (1998). Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii [Modern educational technologies]. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 256 р. (in Russ.).
16. Usov, Y. N. (1988). Kinoobrazovanie kak sredstvo esteticheskogo vospitaniya i hudozhestvennogo razvitiya shkol'nikov [Cinema education as a means of aesthetic education and artistic development of schoolchildren]. PhD. Dis. Moscow. (in Russ.).
17. Fedorov, A. V. (1986). Kriticheskij analiz zarubezhnogo fil'ma v rabote so starsheklassnikami [Critical analysis of a foreign film in work with high school students]. PhD. Dis. Moscow. (in Russ.).
18. Fedorov, A. V., Chelysheva, I. V. & Muryukina, E. V. (2020). Massovoe mediaobrazovanie v SSSR i Rossii: osnovnye etapy [Mass Media Education in the USSR and Russia: Main Stages]. Moscow-Berlin: Direct-Media, 375 р., available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=595106 (accessed 15.07.2020) (in Russ.).
19. Cherkashin, E. A. (1989). Nauchno-populyarnyj fil'm ob iskusstve kak sredstvo formirovaniya hudozhestvennyh interesov starsheklassnikov [Popular science film about art as a means of formation of artistic interests of high school students]. PhD. Dis. Moscow. (in Russ.).
20. Sharikov, A. V. (1989). Vozrastnye osobennosti televizionnyh orientacij shkol'nikov [Age features of the TV orientations of schoolchildren]. PhD. Dis. Moscow. (in Russ.).
21. Sharikov, A. V. (1991). Koncepciya mediaobrazovaniya vo vtoroj stupeni srednej obrazovatel'noj shkoly [The concept of media education in the second stage of secondary education school]. Moscow: Academy of Pedagogical Sciences of the USSR, 23 р. (in Russ.).
22. Sharikov, A. V. (1990). Mediaobrazovanie: mirovoj i otechestvennyj opyt [Media Education: World and Domestic Experience]. Moscow: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences, 66 р. (in Russ.).
23. Yakovleva, N. N. (1989). Formirovanie esteticheskih ocenok u podrostkov sredstvami kinoiskusstva [Formation of Aesthetic Estimates in Teenagers by Means of Cinema Art]. PhD. Dis. Minsk. (in Russ.).
24. Bachmair, B. (2019). Exploring Writing in a Digitally-Dominated Culture - Options for Formal Learning in Schools. Media Education. 59 (3). Pр. 338–366.
25. Masterman, L. (1988). Principles of Media Education, available at: http://www.screen.com/mnet/eng/med/class/support/mediacy/edec/masterman.htm.Redacted.pdf. (accessed 15.06.2020).
Опубликована
2020-12-07
Как цитировать
MURYUKINA, Elena. Обобщенная теоретическая модель школьного медиаобразования периода перестройки в cоветской России. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 4 (38), dec. 2020. ISSN 2070-0695. Доступно на: <http://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/424>. Дата доступа: 23 apr. 2021
Раздел
МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ

Ключевые слова

анализ, синтез, обобщенная медиаобразовательная модель, период перестройки, СССР, медиапедагоги, философская основа, цель, задачи, организационная форма