САРКАСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА В МАССМЕДИА КАК ИНСТРУМЕНТ ДИСКРЕДИТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: РЕЧЕВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ

  • Юлия Михайловна Коняева Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия http://orcid.org/0000-0002-7304-4018
  • Анастасия Александровна Самсонов Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия http://orcid.org/0000-0002-3764-3945

Аннотация

Статья посвящена анализу саркастической оценки персоны, которая приводит к ее дискредитации в медиатекстах. Саркастическая оценка рассматривается с позиций лингвопраксиологии: проводится анализ языковых и композиционных средств номинации, дескрипции, актантности. Важнейшими из лингвистических средств саркастической оценки в дискредитирующих медиатекстах становятся такие приемы, как абсурдизация, гиперболизация, алогизм и примитивизация.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 19-18-00530.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат филологических наук, доцент, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», кафедра медиалингвистики

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат филологических наук, старший преподаватель, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», кафедра медиалингвистики

Литература

1. Apresyan, J. D. (1995). Obraz cheloveka po dannym yazyka: Popytka sistemnogo opisaniya [Image of a person according to the language: An attempt to describe the system]. Voprosy yazykoznaniya [Linguistics Issues] 1, pp. 37-67. (in Russ.).
2. Belinskiy, V. G. (1956). Polnoye sobraniye sochineniy. Tom desyatiy [Full composition of writings. Volume Ten]. Moscow: Izdatelstvo Akademii nauk SSSR, 476 p. (In Russ.)
3. Borev, Yu. B. (1970). Komicheskoye, ili O tom. kak smekh kaznit nesovershenstvo mira. ochishchayet i obnovlyayet cheloveka i utverzhdayet radost bytiya [The comic, or About how laughter punishes the imperfection of the world, cleanses and renews person and affirms the joy of being]. Moscow: Iskusstvo, 270 p. (in Russ.).
4. Bykova, E. V. (2020). Greta Tunberg kak mediatizirovannyj fenomen [Greta Thunberg as a precedent media phenomenon]. Medialingvistika. Materialy IV mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Media Linguistics. Materials of the IV international scientific conference], pp. 27–31. (in Russ.).
5. Vavilova, T. V. (2010). O ponyatii sarkazma [About the concept of sarcasm]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of Moscow State Linguistic University] 596 (17), pp. 147–155. (in Russ.).
6. Lomonosov, M. V. (1952). Polnoye sobraniye sochineniy. Tom sedmoy. Trudy po filologii (1739–1758) [Full composition of writings. Volume Seven. Proceedings in Philology (1739–1758)]. Moscow: Izdatelstvo Akademii nauk SSSR, 970 p. (in Russ.).
7. Mann, Yu. V. (1971). Sarcasm, in Surkov, A. (ed.), Kratkaya literaturnaya entsiklopediya [Brief Encyclopedia of Literature]. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, pp. 659–660. (in Russ.).
8. Mishlanov, V. A. & Netsvetaeva, N. S. (2009). Kommunikativnye strategii i taktiki v sovremennom politicheskom diskurse (na materiale politicheskoy reklamy predvybornykh kampaniy 2003. 2007. 2008 gg.) [Communicative strategies and tactics in modern political discourse (basing on the political advertisments of the election campaigns of 2003, 2007, 2008)’. Vestnik Permskogo universiteta [Perm University Bulletin]. 6, pp. 5-13. (in Russ.).
9. Mukhina, Yu. N. (2006). Sredstva reprezentatsii ironii v khudozhestvennom tekste [Means of Representing Irony in a Literary Text]. PhD thesis, Saratov, 175 p. (in Russ.).
10. Orlova, G. V. (2005). Sredstva formirovaniya ironicheskoj modal'nosti v sovremennom publicisticheskom diskurse [Means of forming an ironic modality in modern publicistic discourse]. PhD thesis, Saint Petersburg, 176 p. (in Russ.).
11. Semedov, S. A. & Sukhareva, V. A. (2020). Fenomen Grety Tunberg ili tekhnologii mediatizacii protesta [The Greta Thunberg’s Phenomenon and Technology of Mediatization of Ecological Protests]. Koncept: filosofiya, religiya, kul'tura [Concept: Philosophy, Religion, Culture] 1 (13), pp. 121–138. (in Russ.).
12. Skorobach, N. Yu. (2018). Ironicheskiy i sarkasticheskiy podtekst kak sredstvo formirovaniya modalnosti somneniya v angloyazychnom publitsisticheskom diskurse [Ironic and sarcastic subtext as a means of forming doubt modality in an English language public discourse]. Volzhskij pedagogicheskij vestnik [Volga pedagogical bulletin] 2, pp. 81-91. (in Russ.).
13. Teplyashina, A. N. (2016). Esteticheskie kategorii ironii I sarkazma v sisteme avtorskih strategiy mediakritika [Aesthetic categories of irony and sarcasm in the author’s system of strategies in media criticism]. Vek informacii [Information Age], 3. Saint Petersburg: School of journalism and mass communications of Saint Petersburg State University, pp. 20–29. (in Russ.).
14. Shilikhina, K. M. (2008). Intertekst kak sredstvo sozdaniya ironii [Intertext as a means of creating irony]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. [Bulletin of Voronezh State University. Series: Linguistics and Intercultural Communication] 3, pp. 152–157. (in Russ.).
15. Aristotle (1924). De Rhetorica ad Alexandrum. Translated by Forster, E. Oxford, available at: https://archive.org/details/worksofaristotle11arisuoft/page/n263/mode/2up (accessed 10.02.2021).
16. Colston, H. (2017). Irony and Sarcasm, in Attardo, S. (ed.), The Routledge Handbook of Language and Humor, New York: Routledge, pp. 234-249.
17. Duskaeva, L. (2018). The Dynamic and Static Speech Organization of Texts in Business Media. Studies About Languages, 32, pp. 65-76.
18. Duskaeva, L. R. & Konyaeva, Yu. M. (2017). ‘Types of information portraits in a journalistic discourse’, Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, 4, pp. 131-143.
19. Haiman, J. (1998). Talk Is Cheap: Sarcasm, Alienation, and the Evolution of Language. New York: Oxford University Press, 220 p.
20. McArthur, T. (1992). Sarcasm, in McArthur, T. (ed.), The Oxford Companion to the English Language, available at: https://vdocuments.mx/mc-arthur-tom-the-oxford-companion-to-the-english-language-1992.html (accessed 10.02.2021).
21. Pishwa, H. (2009). Language and Social Cognition: Expression of the Social Mind. Berlin: Walter de Gruyter, 476 p.
Опубликована
2021-10-29
Как цитировать
КОНЯЕВА, Юлия Михайловна; САМСОНОВ, Анастасия Александровна. САРКАСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА В МАССМЕДИА КАК ИНСТРУМЕНТ ДИСКРЕДИТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: РЕЧЕВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 4 (42), p. 122-132, oct. 2021. ISSN 2070-0695. Доступно на: <http://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/537>. Дата доступа: 16 may 2022 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10414.
Раздел
РЕЧЕВЫЕ МОДЕЛИ И СТРАТЕГИИ МЕДИАДИСКУРСА

Ключевые слова

сарказм, комическое, лингвопраксиология, дискредитация, речевая репрезентация, оценочность