СПЕЦИФИКА ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «ТАЛАНТ» В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАДИСКУРСЕ

  • Inna Petrovna Cherkasova Армавирский государственный педагогический университет

Аннотация

Статья посвящена изучению репрезентации концепта «талант» в медиадискурсе. Концепт «талант» представляет собой совокупность смыслов, репрезентирующих важную в пространстве медиадискурса аксиологическую категорию. Дискурс выступает как область реализации конкретных ценностей или их граней в зависимости от ситуативного контекста, как актуализация взаимодействия структур текста с экстралингвистическими факторами. Медиадискурс рассматривается как сложное структурно-семантическое образование, аксиологическая система, обладающая определенной функциональной перспективой. Основой медиадискурса является система концептов. В статье представлено семантическое наполнение  концепта «талант» на материале Национального корпуса русского языка. Выявлены смыслы, репрезентирующие данный концепт в рамках медиадискурса. Методы анализа: контекстуальный, лингвистико-герменевтический. Результаты исследования могут найти применение в учебных курсах по теории языка, теории дискурса, стилистике, интерпретации текста, теории и практике перевода. Материал может быть использован в процессе анализа концептосферы массмедийного дискурса.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

профессор кафедры иностранных языков и методики их преподавания, доктор филологических наук

Литература

1. Arutyunova, N. D. (1990). Diskurs [Discourse]. Lingvisticheskij enciklopedicheskij slovar' [Linguistic Encyclopedic Dictionary]. Moskva, pp. 136–137. (In Russ.).
2. Berdyaev, N. (1916). Smysl tvorchestva (opyt opravdaniya cheloveka) [The meaning of creativity (the experience of justifying a person)]. Moskva, Izd-vo G. A. Lemana i S. I. Saharova, avaliable at: http://psylib.org.ua/books/berdn01/index.htm, accessed17.02.2021). (In Russ.).
3. Vorkachev, S. G. (2014). Voploshchenie smysla: conceptualia selecta [Making sense of meaning: conceptualia selecta], Volgograd, Paradigma, 331 p. (In Russ.).
4. Dem'yankov, V. Z. (2007). Tekst i diskurs kak terminy i kak slova obydennogo yazyka) [Text and discourse as terms and as words of everyday language]. IV Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya «YAzyk, kul'tura, obshchestvo» [IV International Scientific Conference "Language, Culture, Society"]. Moskva, Moskovskij institut inostrannyh yazykov; Rossijskaya akademiya lingvisticheskih nauk; Institut yazykoznaniya RAN; Nauchnyj zhurnal «Voprosy filologii», pp. 86–95 (In Russ.).
5. Derrida, ZH. (1999). Golos i fenomen [Voice and Phenomenon], Sankt-Peterburg, Aletejya, 208 p.(In Russ.).
6. Dobrosklonskaya, T. G. (2014). Massmedijnyj diskurs kak ob"ekt nauchnogo issledovaniya [Mass media discourse as an object of scientific research]. Nauchnye vedomosti.[Scientific statements]. Seriya Gumanitarnye nauki, 13 (184), Vypusk 22, pp. 181–187. (In Russ.).
7. ZHeltuhina, M. R. (2016). Sovremennyj mediadiskurs i mediakul'tura vozdejstviya [Modern media discourse and media culture of influence]. Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik [Verkhnevolzhsky philological bulletin], 4, pp. 154–159. (In Russ.).
8. Karasik, V. I. (2015). Jazykovaja spiral': cennosti, znaki, motivy [Language spiral: values, signs, motives]. Volgograd, Paradigma. 432 p (In Russ.).
9. Karasik, V. I. (2007). YAzykovye klyuchi [Language Keys]. Volgograd, Paradigma, 520 p. (In Russ.).
10. Klushina, N. I. (2018). Nacional'nyj stil' i medijnyj variant yazyka [National style and media variant of the language]. Vestnik TGPU [TGPU bulletin], 4 (193), pp. 26–31. (In Russ.).
11. Litvinov, V. P. (2007). Rabota logosa: Publichnye lekcii v Pyatigorskoj gosudarstvennoj farmacevticheskoj akademii [Logos work: Public lectures at the Pyatigorsk State Pharmaceutical Academy]. Pyatigorsk, Pyatigorskaya GFA, 177 p. (In Russ.).
12. Litvinov, V. P. (2017). Dejstvitel'nost' boga (religioznyj opyt i gumanitarnye tekhnologii) [The Reality of God (Religious Experience and Humanitarian Technologies)]. Germenevticheskij krug: tekst-smysl-interpretaciya: sbornik nauchnyh statej [Hermeneutic circle: text-meaning-interpretation: collection of scientific articles], Vyp. 5, Armavir, RIO AGPU, pp. 33–64. (In Russ.).
13. Nacional'nyj korpus russkogo yazyka (2018). [National corpus of the Russian language], avaliable at: http://www.ruscorpora.ru (accessed: 16.02.2021). (In Russ.).
14. Oljanich, A. V. (2007). Prezentacionnaja teorij adiskursa [Presentation theory of discourse], Moscow, 407 p. (In Russ.).
15. Olyanich, A. V. Potrebnosti – diskurs – kommunikaciya [Needs - discourse - communication]. Volgograd, FGBOU VPO Volgogradskij GAU, 216 p. (In Russ.).
16. Tolkovyj slovar' Ushakova [Ushakov's Explanatory Dictionary], avaliable at: https://ushakovdictionary.ru (accessed: 18.02.2021). (In Russ.).
17. Tolkovyj slovar' Ozhegova [Ozhegov's Explanatory Dictionary], available at: https://gufo.me/dict/ozhegov/obrazovanie (accessed: 18.02.2020). (In Russ.).
Опубликована
2021-08-29
Как цитировать
CHERKASOVA, Inna Petrovna. СПЕЦИФИКА ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «ТАЛАНТ» В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАДИСКУРСЕ. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 3 (41), p. 71-76, aug. 2021. ISSN 2070-0695. Доступно на: <http://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/630>. Дата доступа: 16 oct. 2021
Раздел
ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И ВОПРОСЫ МЕТОДОВ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЙ

Ключевые слова

дискурс, концепт, талант, масс-медиа, аксиология