ПАРАМЕТРЫ МЕДИАСОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ: СОВРЕМЕННЫЙ РАКУРС

  • Ольга Евгеньевна Видная Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Тамбов, Россия
  • Елена Анатольевна Меркушина Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Аннотация

В статье поднимается проблема превращения медиа в ведущий фактор социализации современной молодежной аудитории. Несмотря на неоднозначность оценок влияния медиа на социализацию молодежи, медиасреда уже стала неотъемлемой частью жизни человека и с каждым годом ее роль в развитии личности будет увеличиваться за счет появления новых, все более молодых участников коммуникации. Цель статьи – исследование коммуникативного взаимодействия молодых людей с медиа и анализ реальных социальных практик, озвученных в ходе проведения глубинных интервью с экспертами, связанных с молодежной сферой деятельностью или массмедиа. Результатом стало выделение принципиально значимых для понимания современных реалий параметров медиасоциализации: стихийность, наличие агентов влияния, превалирование чужого опосредованного опыта, создание особого мифологизированного пространства, перенос правил и норм медиасреды в практику реального общения.
Подготовлено при поддержке гранта РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31261 ОПН.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, журналистики факультета филологии и журналистики

##submission.authorWithAffiliation##

старший преподаватель кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью» факультета филологии и журналистики

Литература

1. Abashev, V. V. (2020). Media v sovremennom mire. 59-y`e Peterburgskie chteniya: sbornik mater. Mezhdunar. nauchn. foruma (9–12 noyabrya 2020 goda) [Media in the modern world. 59th Petersburg Readings: collection of mater. Int. scientific. Forum (November 9-12, 2020)]. Urbanisticheskoe dvizhenie kak yavlenie setevoj urbanizacii [The Urban Movement as a Phenomenon of Networked Urbanization] (pp. 7–9), Mediaapier, St. Petersburg. (in Russ.).
2. Aczuta, A. I. (2018). Mediaktivnost` molodezhi v usloviyax kibersocializacii [Media activity of youth in the context of cyber socialization]. Chelyabinskij gumanitarij [Chelyabinsk Humanitarian], 1 (42), pp. 14-20. (in Russ.).
3. Vartanova, E. L. (2020). Media v sovremennom mire. 59-y`e Peterburgskie chteniya: sbornik mater. Mezhdunar. nauchn. foruma (9–12 noyabrya 2020 goda) [Media in the modern world. 59th Petersburg Readings: collection of mater. Int. scientific. Forum (November 9-12, 2020)]. K voprosu o teoreticheskom osmy`slenii processa mediasocializacii molodezhi [On the issue of theoretical understanding of the process of media socialization of youth] (pp. 10-12), Mediaapier, St. Petersburg. (in Russ.).
4. Gorbatova, N. V. & Mal`kevich, A.A. (2015). Sovremenny`e SMI kak instrument politicheskoj socializacii molodezhi [Modern media as a tool for the political socialization of youth]. Upravlencheskoe konsul`tirovanie [Administrative Consulting], 5, pp. 52-62. (in Russ.).
5. Danilova, E.A. (2017). Vliyanie SMI na socializaciyu molodezhi [The influence of media on the socialization of youth]. Nauka. Obshhestvo. Gosudarstvo [Science. Society. State], 2 (18), pp. 126-130, available at: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/danilova_ea_17_2_17.pdf (accessed 02.09.2021). (in Russ.).
6. Druzhba, O. V., Kairova, I. A. & Koshman, M. V. (2020). Social`ny`e seti kak prostranstvo internet-socializacii molodezhi [Social networks as a space for Internet socialization of youth]. KANT [KANT], 1 (34), pp. 143-151. (in Russ.).
7. Dunas, D. V. (2020). Media v sovremennom mire. 59-y`e Peterburgskie chteniya: sbornik mater. Mezhdunar. nauchn. foruma (9–12 noyabrya 2020 goda) [Media in the modern world. 59th Petersburg Readings: collection of mater. Int. scientific. Forum (November 9-12, 2020)]. Ob``edinyaya «medijnoe» i «social`noe»: k stanovleniyu cifrovoj mediakul`tury` v cifrovom obshhestve [Combining the "media" and "social": towards the formation of digital media culture in a digital society] (pp. 16-18), Mediaapier, St. Petersburg. (in Russ.).
8. Zhilavskaya, I. V. (2016). Klassifikaciya media. Problemy`, ponyatiya, kriterii [Media classification. Problems, concepts, criteria]. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V. N. Tatishheva [Vestnik of Volzsky University after V.N. Tatishchev], T. 2, 4, pp. 169-175. (in Russ.).
9. Zagrebin, V. V. (2017). Process socializacii molodezhi cherez prizmu sociologicheskoj teorii [The process of socialization of youth through the prism of sociological theory]. Social`ny`e i gumanitarny`e znaniya [Social and humanitarian knowledge], T. 3, 1, pp. 42-49. (in Russ.).
10. Zejtunyan, M. A. (2010). Problema socializacii molodezhi v informacionnom obshhestve: teoreticheskoe osmy`slenie [The problem of socialization of youth in the information society: theoretical understanding]. Vestnik Ady`gejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul`turologiya [The Bulletin of the Adyghe State university. Series “Region Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Culturology”], 1, pp. 65-71. (in Russ.).
11. Zvereva, E. A. (2019). Instrumenty` socializacii v gorodskix media [Socialization tools in urban media]. Social`no-gumanitarny`e znaniya [Social and Humanitarian Knowledge], 8. pp. 76–83. (in Russ.).
12. Krasnoyarova, O. V. (2010). Media kak sreda sovremennogo cheloveka [Media as the environment of modern man]. Izvestiya IGE`A [Baikal Research Journal], 6 (74), pp. 159–163. (in Russ.).
13. Lisenkova, A. A. & Tul`chinskij, G. L. (2017). Novy`e formaty` mifologizacii v cifrovom prostranstve [New formats of mythologization in the digital space]. Chelovek. Kul`tura. Obrazovanie [Human. Culture. Education], 4 (26), pp. 20-31. (in Russ.).
14. Luchinkina, A.I. (2015). Model` psixologicheskogo soprovozhdeniya processa internet-socializacii lichnosti [Model of psychological support for the process of Internet socialization of a person]. Perspektivy` nauki i obrazovaniya [Perspectives of science and education], 2 (14), pp. 118-123 (in Russ.).
15. Maskalyanova, S. A. (2019). Problemy` socializacii sovremennoj molodezhi [Socialization problems of modern youth]. Gumanitarny`e issledovaniya Central`noj Rossii [Humanities researches of the Central Russia], 3 (12), pp. 93–100. (in Russ.).
16. Naftalieva, V. O. (2011). Vliyanie sovremenny`x SMI na molodezh` [The impact of modern media on youth]. Filosofskie problemy` informacionny`x texnologij i kiberprostranstva [Philosophical problems of information technology and cyberspace], 2, pp. 182-195. (in Russ.).
17. Pleshakov, V.A. (2009). Problemy` pedagogicheskogo obrazovaniya: Sbornik nauchny`x statej [Problems of teacher education: Collection of scientific articles]. Prepodavatel` XXI vek [Prepodavatel XXI vek] (pp. 48-49), 3–1. pp. 32–39. (in Russ.).
18. Savchuk, V. V. (2011). O predmete mediafilosofii [About the subject of media philosophy]. Mezhdunarodny`j zhurnal issledovatelej kul`tury` [International journal of cultural research], 3 (4). pp. 6–9. (in Russ.).
19. Samsonova, T. N. & Naumova, E. S. (2019). Rol` SMI v politicheskoj socializacii sovremennoj rossijskoj molodezhi [The role of media in the political socialization of modern Russian youth]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 18. Sociologiya i politologiya [Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and political science], T. 25, 4. pp. 247–264. (in Russ.).
20. Simakova, S. I. (2020). Vizual`ny`j kontent sredstv massovoj kommunikacii kak sredstvo mediasocializacii molodezhi [Visual content of mass media as a means of media socialization of youth]. III Moiseevskie chteniya: Kul`tura i gumanitarny`e problemy` sovremennoj civilizacii : doklady` i materialy` Obshherossijskoj (nacional`noj) nauchnoj konferencii [III Moiseev Readings: Culture and Humanitarian Problems of Modern Civilization: Reports and Materials of the All-Russian (National) Scientific Conference], pp. 420-427 (in Russ.).
21. Suxorukix, I. A. (2017) Rol` social`ny`x media v processe socializacii molodezhi [The role of social media in the process of socialization of youth]. Sovremenny`e tendencii razvitiya nauki i texnologii [Modern trends in the development of science and technology], 2–7, pp. 136–137. (in Russ.).
22. Tadaeva, A. V. (2014). Duxovno-nravstvenny`e cennosti i professional`ny`e kompetencii rabochej i uchashhejsya molodezhi: sbornik trudov VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Spiritual and moral values and professional competencies of working and student youth: collection of works of the VIII international scientific and practical conference]. Socializaciya molodezhi v usloviyax sovremennogo informacionnogo prostranstva informacionnogo obshhestva [Socialization of youth in the conditions of the modern information space of the information society], pp. 233–239 (in Russ.).
23. Fomicheva, I. D. (2007). Sociologiya SMI [Sociology of media]. Aspekt Press, Moscow. (in Russ.).
24. Yankovskaya, L. V. (2012). Virtual`naya socializaciya lichnosti [Virtual socialization of personality]. Vestnik Poloczkogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. E. Pedagogicheskie nauki [Vestnik of Polotsk State University. Part E. Pedagogic Sciences], 7. pp. 169–176. (in Russ.).
Опубликована
2021-09-25
Как цитировать
ВИДНАЯ, Ольга Евгеньевна; МЕРКУШИНА, Елена Анатольевна. ПАРАМЕТРЫ МЕДИАСОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ: СОВРЕМЕННЫЙ РАКУРС. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 4 (42), p. 94-104, sep. 2021. ISSN 2070-0695. Доступно на: <http://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/671>. Дата доступа: 16 may 2022 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10411.
Раздел
МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ

Ключевые слова

медиасоциализация, киберсоциализация, сетевая социализация, медиареальность, агент влияния, новые медиа