ФЕНОМЕН ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ: ПОНЯТИЕ, ВЕКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ МАССМЕДИА

  • Анна Анатольевна Морозова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
  • Светлана Николаевна Попова Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

Аннотация

На основании исследования трудов отечественных и зарубежных ученых (N=500) обозначены актуальные подходы к пониманию термина «искусственный интеллект», а также определены основные проблемы и перспективы его применения в различных сферах деятельности, акцентируя внимание на массмедиа. В медиасфере исследователи отмечают три основных направления: автоматизированный маркетинг, роботизированное создание контента и инструменты анализа контента. Выводы демонстрируют мнение ученых об оправданности применения искусственного интеллекта и его необходимости как своевременного этапа в развитии массмедиа, при этом сфера маркетинга и рекламы оказалась наиболее успешной для его внедрения на данный момент.
Исследование выполнено за счет гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук МК-1684.2020.6.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

Кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, директор Учебно-научного центра медиаобразования

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат филологических наук, доцент кафедры режиссуры кино и телевидения

Литература

1. Arakishvili, E. D., Dobrovolskaya, E. R., Somkina, V. O. & Supryakova, E. I. (2017). Iskusstvennyy intellekt v sotsial'nykh media [Artificial intelligence in social media]. Shag v budushchee: iskusstvennyy intellekt i tsifrovaya ekonomika [Step into the future: artificial intelligence and digital economics]. Moscow: State University of Management, pp. 64–69 (in Russ.).
2. Atanov, A. A. (2019). Zhurnalist po imeni robot: voprosov bol'she, chem otvetov [Journalist named robot: more questions than answers]. Voprosy teorii i praktiki [Questions of theory and practice of journalism], 8 (1), pp. 210–215 (in Russ.).
3. Birukov, V. A. & Sharonin, P. N. (2019). Iskusstvennyy intellekt: perspektivnyy podkhod k sozdaniyu mediakontenta [Artificial intelligence: perspective approach to creation of media content]. Mediaekonomika 21 veka [Media economy of 21st century], 1, pp. 31–37 (in Russ.).
4. Borlakova, I. A. (2018). Iskusstvennyy intellekt protiv lyudey: chto delat' s sotrudnikami, kotorykh zamenyayut algoritmy i mekhanizmy [Artificial intelligence against humans: what to do with workers who are replaced by algorithms and machinery]. Regional'nye determinanty i zakonomernosti razvitiya ekonomiki [Regional determinants and regularities in development of economics]. Stavropol: Department of Moscow Technological University, pp. 73–75 (in Russ.).
5. Volgin, L. V. & Mishin, V. A. (1999). Ontologicheskie aspekty iskusstvennogo intellekta [Ontological aspects of artificial intelligence]. Vestnik UlGTU [UlSTU Bulletin], 4, pp. 13–19 (in Russ.).
6. Elistratova, A. A. & Kiseleva, D. S. (2016). Primenenie iskusstvennogo intellekta v sistemakh, imitiruyushchikh tvorcheskie protsessy [Using artificial intelligence in systems that imitate creative processes]. Aktual'nye problemy aviatsii i kosmonavtiki [Actual problems of aviation and cosmonautics], 2, 12 (96), pp. 46–48 (in Russ.).
7. Zhuk, D. A., Zhuk, D. V. & Tretyakov, A. O. (2018). Metody opredeleniya poddel'nykh novostey v sotsial'nykh setyakh s ispol'zovaniem mashinnogo obucheniya [Methods of identifying fake news in social media using machine learning]. Informatsionnye resursy Rossii [Informational resources of Russia], 3 (163), pp. 29–32 (in Russ.).
8. Zamkov, A. V. (2019). Novostnoy mediarobot: teoreticheskie aspekty intellektual'noy sistemy generatsii kontenta [News media-robot: theoretical aspects of intelligent system of content generation]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Questions of theory and practice of journalism], 8 (2), pp. 260–273 (in Russ.).
9. Ivanov, I. V. (2018). Sotsial'no-gumanitarnye problemy iskusstvennogo intellekta [Social-humanitarian problems of artificial intelligence]. Iskusstvennyy intellekt: eticheskie problemy «tsifrovogo obshchestva» [Artificial intelligence: ethical problems of “digital society”]. Belgorod: Belgorod State University, pp. 70–73 (in Russ.).
10. Ivanova, A. A. (2018). Pravosub"ektnost' iskusstvennogo intellekta [Legal personality of artificial intelligence]. Evolyutsiya rossiyskogo prava [Evolution of Russian legal system]. Yekaterinburg: Urals State University of Law, pp. 487–489 (in Russ.).
11. Klenina, E. A., Peskov, A. E. & Saushkin, D. A. (2019). Iskusstvennyj intellekt: ontologicheskij i gnoseologicheskij aspekty [Artificial intelligence: ontological and gnoseological aspects]. Sovremennye issledovanija social'nyh problem [Modern Studies of Social Issues], 11 (2-2), pp. 97–106 (in Russ.).
12. Lapatin, V. A. & Pokrovskiy, Y. A. (2018). «Smert' avtora» 2.0, ili khudozhestvennoe tvorenie v epokhu komp'yuterizatsii iskusstva [“Death of the author” 2.0, or artistic creation in the era of computerized arts]. APRIORI. Серия: Гуманитарные науки [APRIORI. Series: Humanitarian sciences], 1, p. 10 (in Russ.).
13. Magrini, B. (2019). Glubokiy) media-art i porozhdenie memov: tekhnologicheskoe iskusstvo i razrabotka al'ternativnykh idey [Deep demia-art and the birth of memes: technological art and development of alternative ideas]. Technogolos [Technos], 4, pp. 76–87 (in Russ.).
14. Popova, V. N., Proshina, K. A. & Pankratova, V. S. (2017). Perspektivy vliyaniya iskusstvennogo intellekta na media [Perspectives of influence of artificial intelligence on mass media]. Shag v budushchee: iskusstvennyy intellekt i tsifrovaya ekonomika [Step into the future: artificial intelligence and digital economics]. Moscow: State University of management, pp. 352–357 (in Russ.).
15. Smirnov, E. V. (2012). Problema iskusstvennogo intellekta: ontologicheskie i gnoseologicheskie aspekty : spetsial'nost' 09.00.01 «Ontologiya i teoriya poznaniya» [Issues of Artificial Intelligence: ontological and gnoseological aspects]. Candidate’s diss. Magnitogorsk State University, 23 p., available at : https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01005015472?page=1&rotate=0&theme=white (accessed 06.09.2021) (in Russ.).
16. Spivakova, K. S. (2017). Vozmozhnosti iskusstvennogo intellekta dlya analiza i prognozirovaniya povedeniya potrebiteley v sotsial'nykh media [Possibilities of artificial intelligence for analysis and prediction of users’ behaviour in social media]. Shag v budushchee: iskusstvennyy intellekt i tsifrovaya ekonomika [Step into the future: artificial intelligence and digital economics]. Moscow: State University of management, pp. 241–246 (in Russ.).
17. Suharev, S. I. (2009). Sootnoshenie razuma, intellekta i rassudka v teosoficheskom poznanii: gnoseologicheskiy i ontologicheskiy aspekty : spetsial'nost' 09.00.01 «Ontologiya i teoriya poznaniya [Correlation between mind, intelligent and reason in theosophical cognition]. Candidate’s diss. Bashkir State University, 155 p. (in Russ.).
18. Fisher, D. V. & Burmistrov, A. N. (2016). Ispol'zovanie iskusstvennogo intellekta v sisteme obrazovaniya [Using artificial intelligence in education]. Nedelya nauki SPBPU: Materialy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Week of science in SPPU: papers from science conference]. Saint-Petersburg: Saint-Petersburg Polytechnic University, pp. 370–372 (in Russ.).
19. Hamitov, N. V., Kiselica, S. C. & Derkach, O. L. (2017). Problema telesnosti sub"ekta iskusstvennogo intellekta v kontekste teorii evolyutsii estestvennogo i iskusstvennogo intellekta [Problem of physical subject for artificial intelligence in context of evolution theory and artificial intelligence]. Problemi sotsіal'noї roboti: fіlosofіya, psikhologіya, sotsіologіya [Social work problems: philosophy, psychology, sociology], 2 (10), pp. 95–102 (in Russ.).
20. Yakovlev, K. (2019). Granitsy ponyatiya «iskusstvennyy intellekt» [Borders of the term “artificial intelligence”]. PostNauka [Post-science], available at: https://postnauka.ru/talks/83416 (accessed 06.09.2021) (in Russ.).
21. Yakovlev, M. V. (2018). Slezhka i kontrol' v tsifrovykh media – vyzov strategii doveriya [Shadowing and control in digital media – a call for strategy of trust]. Vek informatsii [Age of Information], 2 (2), pp. 203–205 (in Russ.).
22. Bughin, J. Artificial Intelligence: The Next Digital Frontier / J. Bughin, E. Hazan & S. Ramaswamy & etc. // McKinsey & Company Discussion Paper. – 2017. – № 6 (6). – 78 p.
23. Callaway, C. Automatic cinematography and multilingual NLG for generating video documentaries / C. Callaway, E. Not, A. Novello, C. Rocchi, O. Stock & M. Zancanaro // Artificial Intelligence. – 2005. – № 1 (165). – Pp. 57–89.
24. Cassel, J. Artificial Intelligence for a Social World / J. Cassel // Issues in science and technology. – 2019. Summer. – available at : https://issues.org/artificial-intelligence-for-a-social-world (accessed 06.09.2021)
25. Choi, J.-A. Identifying machine learning techniques for classification of target advertising / J.-A. Choi, K. Lim // ICT Express. – 2020. – № 6 (3). – Pp. 175–180.
26. Dumitriu, D. & Popescu A.-M. Artificial intelligence solutions for digital marketing / D. Dumitriu, A.-M. Popescu // Procedia Manufacturing. – 2020. – № 46. – Pp. 630–636.
27. Eggerton, J. Hill calls for social media standards from Facebook, Reddit, others on combatting deepfakes / J. Eggerton // Hill Multichannel News. – 2019. October 02. – available at: https://www.multichannel.com/news/hill-calls-social-media-standards-facebook-reddit-others-combating-deep-fakes (accessed 06.09.2021).
28. McCarthy, J. A Proposal for the Dartmouth Summer Research Project on Artificial Intelligence / J. McCarthy, M. L. Minsky, N. Rochester, C. E. Shannon // AI Magazine. – 1955. № 27 (4). – 2006. Winter. – available at : https://ojs.aaai.org/index.php/aimagazine/article/view/1904 (accessed 06.09.2021).
29. Skibba, R. Media enhanced by artificial intelligence: can we believe anything anymore? / R. Skibba // Engineering. – 2020. – № 6 (7). – Pp. 723–724.
Опубликована
2021-11-25
Как цитировать
МОРОЗОВА, Анна Анатольевна; ПОПОВА, Светлана Николаевна. ФЕНОМЕН ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ: ПОНЯТИЕ, ВЕКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ МАССМЕДИА. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 4 (42), p. 41-52, nov. 2021. ISSN 2070-0695. Доступно на: <http://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/711>. Дата доступа: 16 may 2022 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10405.
Раздел
ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И ВОПРОСЫ МЕТОДОВ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЙ

Ключевые слова

искусственный интеллект, современная наука, проблемы, перспективы, массмедиа