Педагогическая поддержка формирования этнокультурной компетентности будущих журналистов: принципы реализации
Аннотация
Одним из наиболее эффективных средств межкультурной коммуникации является диалог, способствующий достижению согласия и понимания различными культурами ценностей друг друга. Задачи по организации и поддержанию диалога решаются журналистами, поэтому этнокультурная компетентность журналиста становится важным условием ведения данного диалога. В статье представлен анализ процесса формирования этнокультурной компетентности будущего журналиста при реализации совокупности принципов организации образовательной деятельности как профессионально-творческой, способствующей развитию личности как освоившей этнокультурные ценности этноса, к которому принадлежит, и уважающей культуру других этносов. На основе обобщения опыта преподавания специальных и профессиональных дисциплин для студентов-бакалавров направления «Журналистика» Казанского (Приволжского) федерального университета описано содержание этнокультурного образования будущего журналиста, сформулированы принципы организации образовательного и воспитательного процесса, представлена модель этнокультурной компетентности будущего журналиста.
Скачивания
Литература
2. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование как феномен культурного поля: монография. СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2014. 188 c.
3. Бакланова Т. И. Разработка и концептуальное обоснование государственной программы «Народная художественная культура и этнокультурное образование» как актуальная научно-практическая задача // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 25 марта 2017 г.) / Редкол.: Т.И. Бакланова [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 20–28.
4. Бакланова Т. И. Этнокультурная педагогика. Проблемы русского этнокультурного и этнохудожественного образования. Монография. Саратов: Вузовское образование, 2015. 155 с.
5. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Методологические основания разработки принципа индивидуализации воспитания // Ярославский педагогический вестник. 1999. No 1 (19). С. 104–107.
6. Еникеева А. Р. К вопросу о подходах к этнокультурному образованию в дошкольном возрасте // Многогранный мир традиционной культуры и народного художественного творчества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках Всероссийского конкурса AR/VR «Хакатон в сфере культуры». Казань: Казанский государственный институт культуры, 2021. С.121–123.
7. Еникеева А. Р. Основные формы народного творчества в этнокультурной жизни общества. Казань: Школа, 2020. 254 с.
8. Еникеева А. Р. Этнохудожественное воспитание как важнейшее направление современного образования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2018. No 2. С.140–142. 9. Ершова Л. В. Научные принципы разработки содержания этнохудожественного образования //
Наука и школа. 2008. No 1. С. 3.
10. Запорожец А В. Психология действия: Избр. психол. тр. Москва: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2000. 731 с.
11. Заркенова Ж. Т. Содержание и структура этнокультурной компетенции будущих педагогов // Scientific review. Pedagogical sciences. 2017. No 3. C. 14–17.
12. Захарова А. И., Ноговицына С. С. Опыт работы сельской гимназии по формированию личности на основе этнокультурных ценностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. No 5 (май). С. 97–113. URL: http://e-koncept.ru/2021/211034.htm.
13. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. No 2. С.7–13.
14. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. No 4 (4). С. 16–31.
15. Сиваев Е. Б., Крылов Д. А. Сущность и содержание этнокультурной компетентности будущего педагога // Современные наукоемкие технологии. 2017. No 5. С. 140–144. URL: http://top-technologies.ru/ru/ article/view?id=36684.
16. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в двух томах. Москва: Педагогика, 1980.
17. Флиер А. Я. Культура преодоления культуры // Известия Смоленского государственного университета. 2013. No 4. С. 270–282.
18. Флиер А. Я. Культурология как система познания // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2016. No 2 (46). С. 53–59.