Социологический инструментарий в измерениях медийного контента

  • Александра Николаевич Чумиков Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия http://orcid.org/0000-0002-7208-9783

Аннотация

Статья посвящена проблематике измерений медиапространства, под которым в данном случае подразумевается воздействующее на потребителя содержание средств массовой информации и приравненных к ним интернет-ресурсов. Автор анализирует социологический инструментарий измерений – традиционные и иннновационные системы методических и технических приемов, операций, процедур, призванных отследить эффективность медийного сопровождения проектов в различных сферах.Отмечается, что существующие ранее измерения носили главным образом описательно-фиксирующий характер, теперь же ставится задача прямого использования медийных исследований в управленческих целях – для выработки стратегии информационного присутствия и укрепления позиций определенного объекта в медиапространстве.
Сопоставляются фундаментальные методы конкретных социологических исследований и новые подходы к медиаизмерениям, возможности применения в них количественных и качественных показателей; дается характеристика информационного аудита с выходом на медиапортрет, описывается KPI как способ оценки публикационной активности заинтересованного субъекта.
Статья призвана расширить теоретический кругозор и предложить ориентиры для прикладных измерений студентам, преподавателям, практикам.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

доктор политических наук, профессор кафедры коммуникационных технологий Московского государственного лингвистического университета, главный научный сотрудник Института социологии РАН, генеральный директор Агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков ПР иконсалтинг»

Литература

Buzin, V. N.; Buzina, T. S. (2012). Mediaplanirovanie. Teoriya i praktika [Media planning. Theory and practice]. Moscow: UNITY-DANA. 495 p. (in Russ)
Glazova, L. (2021). Zachem piarshhiku linejka? Sovety` po izmereniyu kommunikacij [Why does a PR man need a ruler? Tips for measuring communications]. Moscow: Alpina PRO, 2021. 140 p. (in Russ)
Dzyaloshinsky, I. M. (2012). Mediaprostranstvo Rossii: probuzhdenie Solyarisa. Monografiya [The Media space of Russia: the Awakening of Solaris. Monograph]. Moscow: APK&PPRO, 2012. 422 p. (in Russ)
Dobrenkov, V. I. & Kravchenko, A. I. (2004). Metody` sociologicheskogo issledovaniya [Methods of sociological research]. Moscow: INFRA-M. 768 p. (in Russ)
Dobrosklonskaya, T. (2020). Medialingvistika: teoriya, metody`, napravleniya. Monografiya [Media Linguistics: theory, methods, directions. Monograph]. Moscow: 2020. 178 p. (in Russ)
Evstafyev, V. A. (2001). Vvedenie v mediaplanirovanie [Introduction to media planning]. Moscow: RIP-holding. 81 p. (in Russ)
Vartanova, E. L. (Ed.) (2021). Mediasistema Rossii [Media System of Russia]. 2nd ed. Moscow: Aspect-press. 424 p. (in Russ)
Neem, E. G. (2012). Sociologiya mediaprostranstva: kontury` issledovatel`skoj programmy` [Sociology of media space: contours of the research program]. European Journal of Social Sciences, Vol. 2, 10 (26), available at: https://publications.hse.ru/articles/133725594 (accessed: 1.10.2022) (in Russ)
Paniotto, V. I. (1986). Kachestvo sociologicheskoj informacii [The quality of sociological information]. Kiev: Naukova dumka, 1986. 206 p. (in Russ)
Raichman, I. (2013). Praktika media izmerenij: audit, otchetnost`, ocenka e`ffektivnosti PR [Practice of media measurements: audit, reporting, evaluation of PR effectiveness]. Moscow: Alpina Publisher. 432 p. (in Russ)
Khlopaeva, N. A. (2007). Sociologicheskie media-issledovaniya v informacionnom obespechenii upravlencheskoj deyatel`nosti [Sociological media research in the information support of management activities] : diss. for the academic degree of cand. sociologist. sci. Moscow: MSU. URL: https://textarchive.ru/c-1304516-pall.html (Accessed: 1.10.2022). (in Russ)
Chumikov, A. N. & Shultz, E. E. (2022). Kommunikacionnoe i sociologicheskoe obespechenie imidzha rossijskix regionov v kontekste strategij ix razvitiya [Communication and sociological support of the image of Russian regions in the context of their development strategies]. Communicology, Vol. 10, 1. URL: https://doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-1-15-28 (Accessed: 1.10.2022). (in Russ)
Chumikov, A. N. & Bocharov, M. P. (2022). Upravlenie kommunikaciyami [Communication management]. Moscow: Dashkov and K. 544 p. (in Russ)
Chumikov, A. N., Goroshko, E. I., & Kornev, M. V. (2019). PR, reklama, zhurnalistika v Internete: teoriya i praktika [PR, advertising, journalism on the Internet: theory and practice]. Moscow: Argamak-media. 238 p. (in Russ)
Опубликована
2023-02-24
Как цитировать
ЧУМИКОВ, Александра Николаевич. Социологический инструментарий в измерениях медийного контента. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 1 (47), p. 89–98, feb. 2023. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/1502>. Дата доступа: 19 sep. 2024
Раздел
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: РЕКЛАМА, PR, БРЕНДИНГ, МЕДИА

Ключевые слова

Ключевые слова: медиа, медиапространство, средства массовой информации, социальные медиа, количественные и качественные исследования, контент-анализ, информационный аудит, медиапортрет, KPI.