Философско-эстетические основания визуальных практик в журналистике

Аннотация

В центре внимания автора статьи визуализация журналистского контента как один из феноменов современного мира. Сформулировав цель исследования – рассмотреть философско-эстетические основания визуальных практик в журналистике (на примере инфографики), автор последовательно реализует ее. Этому способствует четко выстроенная структура статьи. Во введении отмечается, что в современных условиях медиатексты в целом и визуальные, в частности, сочетают в себе и формирование гуманистических традиций (внимание к Человеку), и постгуманистические традиции (технологизация). Приводится обзор литературы по теме исследования – автор выделяет три тематические группы: работы, посвященные истории медиа и визуальной медиакультуре; исследования, связанные с понятиями «медиакультура» и «медиаязык»; научные труды, посвященные такому феномену, как инфографика.В статье анализируются истоки визуализации, описываются основные характеристики визуальности (постмодернистская культура как генератор визуальности) и визуального языка (визуальный образ – универсальная единица современного визуального языка). В качестве примера рассматривается инфографический контент журналистских материалов. Причем, анализ инфографики выполнен с двух позиций: инфографика – иллюстрация журналистского материала и инфографика – медиаязык.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

Заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций. Кандидат филологических наук, доцент.

Литература

1. Bourdieu P. (2005). Pole literatury. Perevod s frantsuzskogo s sokrashcheniyami [Field of literature. Translation from French with abbreviations] Sotsial'noye prostranstvo: polya i praktiki. Sbornik statey [Social space: fields and practices. Digest of articles]. M.: Gronas. Available at: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3042 (accessed 08/10/2019).
2. Bourdieu P. (1993). Rynok simvolicheskoy produktsii [Market of symbolic products]. Voprosy sotsiologii [Questions of sociology]. 1/2. Available at: http://bourdieu.name/book/export/html/51 (accessed 08/10/2019).
3. Virillo P. (2004). Mashina zreniya [Machine vision]: trans. with fr. A. V. Shestakova; under the editorship of V. Yu. Bystrova. St. Petersburg: Nauka. 140 p.
4. Galkin, D. V. (2005). Tekhnologika novykh media: k probleme genezisa tsifrovoy kul'tury [Technology of new media: to the problem of the genesis of digital culture]. Gumanitarnaya informatika [Humanitarian Informatics]. Tomsk, Vol. 2. Pp. 37–60.
5. Galkin, D. (2013). Tsifrovaya kul'tura: gorizonty iskusstvennoy zhizni [Digital culture: the horizons of artificial life]. Publishing house of Tomsk University. 228 p.
6. Gorsky, D. N. (2013). «Vizual'nyy povorot» v sovremennoy kul'ture i transformatsiya media [“Visual turn” in modern culture and the transformation of media]. Dialog tsivilizatsiy v usloviyakh global'noy ekologicheskoy nestabil'nosti: materialy Mezhdunar. nauch. konf. molodykh uchenykh, Minsk, 24 maya 2012 g. / redkol.: A. I. Zelenkov [i dr.] [Dialogue of civilizations in the context of global environmental instability: proceedings of the Intern. scientific conf. young scientists, Minsk, May 24, 2012 / editorial: A. I. Zelenkov [et al.]]. Minsk: BSU. Pp. 328–330.
7. Demshina, A. Yu. (2010). Vizual'nyye iskusstva v situatsii globalizatsii kul'tury: institutsional'nyy aspekt [Visual arts in a situation of globalization of culture: institutional aspect]. St. Petersburg: Asterion.190 p.
8. Jamison, F. (2000). Postmodernizm i obshchestvo potrebleniya: per. s angl [Postmodernism and consumer society: Per. from English]. Logos, 4. Pp. 63–77.
9. Zagidullina, M. (2018). «Bog iz mashiny»: chelovecheskoye v usloviyakh ekspansii mekhanicheskogo i elektronnogo [“God from the machine”: the human under the expansion of mechanical and electronic]. Novoye literaturnoye obozreniye [New Literature Review]. 1 (149). Pp. 428–443.
10. Kittler, F. (2009). Opticheskiye media [Optical Media]. M., Publishing House "Logos". 272 p.
11. Kroshneva, M. E. & Malenova, O. E. (2018). Vizualizatsiya informatsii i infografika: uchebno-metodicheskoye posobiye dlya obuchayushchikhsya po napravleniyu podgotovki 42.03.03 «Izdatel'skoye delo» / sost. M. Ye. Kroshneva, O. Ye. Malenova [Information visualization and infographics: a teaching aid for students in the direction of preparation 42.03.03 "Publishing" / comp. M. E. Kroshneva, O. E. Malenova]. Ulyanovsk: UlSTU. 80 p.
12. Cooper, A. (2017). Interfeys. Osnovy proyektirovaniya vzaimodeystviya [Interface. Basics of interaction design]. Peter. 720 p.
13. Kuryanovich, A. V., Dragunaite, A. V. (2015). Mesto i rol' vizual'nogo yazyka v sovremennoy kommunikatsii (na primere kreolizovannykh reklamnykh tekstov) [The place and role of visual language in modern communication (using creolized advertising texts as an example)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin]. Issue. 4 (157). Pp. 153–159.
14. Laikova, Ya. N. (2015). Infografika v rossiyskikh SMI: periodizatsiya i trendy razvitiya [Infographics in the Russian media: periodization and development trends]. Mediaskop [Mediascope]. 2. Available at: http://www.mediascope.ru/taxonomy/term/9 (accessed 08/10/2019).
15. Laptev, V. V. (2013). Infografika: osnovnyye ponyatiya i opredeleniya [Infographics: basic concepts and definitions]. Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti SPbGPU. Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki [Scientific and technical statements of SPbSPU. Humanities and social sciences]. 4 (184). Pp. 180–187.
16. Lukyanov, O. (2018). Vizual'nyy yazyk. Kak sokhranit' tsel'nost' proyekta [Visual language. How to maintain the integrity of the project]. Medium [Medium]. Available at: https://medium.com/@olegus/visual-language-how-save-integrity-project-98e4d9feb5d2 (accessed: 08/19/2019).
17. McLuhan, G. M. (2003). Ponimaniye Media: Vneshniye rasshireniya cheloveka [Understanding Media: Human External Extensions]: tr. from English V. Nikolaev; bookmark Art. M. Vavilova. M .; Zhukovsky: “CANON-Press-Ts”, “Kuchkovo Field”. 464 p.
18. McLuhan, M. (2005). Galaktika Guttenberga: Stanovleniye cheloveka pechatayushchego [The Guttenberg Galaxy: The Becoming of the Man Printing]. M.: Academic project: The Mir Foundation. 496 p.
19. McLuhan, M. (2004). Galaktika Gutenberga: Sotvoreniye cheloveka pechatnoy kul'tury [Gutenberg Galaxy: The Creation of Human Print Culture]. Kiev: Nika-Center. 432 p.
20. Mankovskaya, N. B. (2000). Estetika postmodernizma [Aesthetics of postmodernism]. St. Petersburg: Aletheia. 347 p.
21. Manovich, L. (2018). YAzyk novykh media [Language of new media]. M .: Ad Margin Press. 400 p.
22. Ostrikov, S. V. (2014). Teoreticheskiye osnovy i printsipy infograficheskogo dizayna: monografiya [Theoretical foundations and principles of infographic design: monograph]. M .: FSBEI HPE Moscow State Art and Industry Academy named after S. G. Stroganova". 208 p.
23. Panofsky, E. (2009). Etyudy po ikonologii : gumanisticheskiye temy v iskusstve Vozrozhdeniya [Studies on iconology: humanistic themes in the art of the Renaissance]: tr. from English N. G. Lebedeva, N. A. Osminskaya. St. Petersburg: Publishing House "ABC Classic". 429 p.
24. Simakova, S. I. (2019). Infografika kak raznovidnost' mediayazyka [Infographics as a kind of media language]. Mediachteniya SKFU : Materialy Tret'yey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Stavropol', 23–25 maya 2019 g.) / otv. red. O. I. Lepilkina, A. M. Gorbachev, N. N. Borisenko, D. A. Shevtsova [Media Readings of NKFU: Materials of the Third International Scientific and Practical Conference (Stavropol, May 23–25, 2019) / ed. O. I. Lepilkina, A. M. Gorbachev, N. N. Borisenko, D. A. Shevtsova]. Stavropol: Service School. Pp. 257–259.
25. Strizoe, A. L. & Khrapova, V. A. (2018). Verbal'noye i vizual'noye v kul'ture: iyerarkhiya ili dopolnitel'nost'? [Verbal and visual in culture: hierarchy or complementarity?]. Voprosy filosofii [Questions of philosophy]. 6. Available at: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2001&Itemid=52 (accessed: 08/19/2019).
26. German, I. (2015). Evolyutsiya tekhnologiy: Erkki Khukhtamo o tom, chem zanimayutsya arkheologi media [The evolution of technology: Erkki Huhtamo on what media archaeologists do]. Theory & practice [Theory & practice]. Available at: https://theoryandpractice.ru/posts/10145-arkheologiya-media (accessed: 08.19.2019).
27. Cairo, A. (2013). The functional art. An introduction to information graphics and visualization. Berkeley.
28. Mirzoeff, N. (1998). What is visual culture? The Visual Culture Reader / edited, with introductions by Nicholas Mirzoeff. London, New York: Routledge. Pp. 3–13.
Опубликована
2019-09-21
Как цитировать
СИМАКОВА, Светлана Ивановна. Философско-эстетические основания визуальных практик в журналистике. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 3 (33), p. 166-174, sep. 2019. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/178>. Дата доступа: 20 june 2025 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2019-10320.
Раздел
МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ

Ключевые слова

медиакультура, медиаязык, визуальный образ, визуализация, визуальный контент, визуальные практики, инфографика, медиаинфографика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)