Роль журналистики в развитии медиакомпетентности педагогического сообщества (на примере «Российской газеты»)
Аннотация
Статья посвящена потенциальным возможностям журналистики в формировании медиакомпетентности педагогических работников посредством медиаобразовательной деятельности СМИ. Представлено понятие «медиаобразование», данное экспертным медиасообществом, которое определяет сущность и основные направления медиаобразовательной деятельности. Сделана попытка определить причины неэффективности процесса отечественного медиаобразования. Автор, исследуя варианты решения проблемы организации процесса подготовки кадров, способных к формированию медиакомпетенций аудитории разных категорий, обращается к журналистскому сообществу, деятельность которого не всегда является каналом систематического и целенаправленного медиаобразовательного воздействия на потребителя в целях развития медиакомпетентности и медиакультуры. Анализируются модели медиаобразования: педагогическая и журналистская (интерактивная), дается их сравнительная характеристика. Автор предлагает актуальные нетрадиционные формы взаимодействия журналистского и педагогического сообществ: тьюторское сопровождение персонального блога учителя, участие в создании сетевых педагогических сообществ.
Скачивания
Литература
2. Gibadullina, Yu. M. (2014). Professional'naya podgotovka pedagogov v processe integracii formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya [Professional training of teachers in the process of integration of formal, non-formal and informal education]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research]. № 11–10. Pp. 2253–2257.
3. Zhilavskaya, I. V. (2009). Mediaobrazovanie molodezhnoj auditorii [Media Education Youth Audience]. Tomsk: TIIT. 322 p.
4. Zhilavskaya, I. V. (2013). Mediaobrazovanie molodezhi: monografiya [Youth Media Education: Monograph]. M.: RIC MGGU im. M. A. Sholohova. 243 p.
5. Zhurnalistika i mediaobrazovanie v XXI vek: sb. nauchnyh trudov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (2006). [Journalism and Media Education in the XII Century: Sat. scientific works of the Intern. scientific-practical conf.]. Belgorod: Izd-vo BelGU. 368 p.
6. Zaznobina, L. S. (1999). Mediaobrazovanie v shkole: kak zhe vyzhit' v mire SMI [Media education at school: how to survive in the world of media]. Chelovek [Man]. № 1. Pp. 107–113.
7. Mediaobrazovanie i mediakompetentnost': slovo ekspertam (2009). [Media education and media competency: a word to experts] od red. A. V. Fedorov. Taganrog: Izd-vo Taganrog. gos. pedag. in-ta. 232 c.
8. Naumenko, L. S. & Yakovleva, N. O. (2018). Konceptual'noe obnovlenie professional'nogo bloga pedagoga, realizuemoe v ramkah informal'noj modeli povysheniya kvalifikacii [A conceptual update of a teacher’s professional blog, implemented as part of an informal continuing education model]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov [Scientific support for the system of advanced training of personnel]. № 4 (37), pp. 68–77.
9. Naumenko, L. S. & Yakovleva, N. O. (2018). T'yutorskoe soprovozhdenie pedagogov v formirovanii gotovnosti k rabote s personal'nym professinal'nym blogom [Tutoring support for teachers in the formation of readiness for working with a personal professional blog]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov [Scientific support for the system of advanced training of personnel]. № 2 (35), pp. 62–70.
10. Simakova, S. I. (2017). Snoufoll kak sintez verbal'nogo i vizual'nogo komponentov v zhurnalistskih materialah [Snoufoll kak sintez verbal'nogo i vizual'nogo komponentov v zhurnalistskih materialah]. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Problemy poligrafii i izdatel'skogo dela [Proceedings of higher educational institutions. Problems of printing and publishing]. № 5. Pp. 80–89.
11. Fateeva, I. A. (2008). Teoriya mediadeyatel'nosti kak al'ternativa tradicionno vydelyaemyh teorij mediaobrazovaniya [Theory of media activity as an alternative to the traditionally distinguished theories of media education]. Mediaobrazovanie: ot teorii – k praktike / Sost. I. V. Zhilavskaya [Media Education: from theory to practice / Comp. I. V. Zhilavskaya]. Tomsk: Izd-vo Tomsk. in-ta informacionnyh tekhnologij. Pp. 140–147.
12. Fedorov, A. V. (2004). Mediaobrazovanie i mediagramotnost [Mediaobrazovanie i mediagramotnost]. Taganrog: Izd-vo Kuchma. 340 p.
13. Fedorov, A. V. (2015). Mediaobrazovanie: istoriya i teoriya [Media Education: History and Theory]. M.: MOO «Informaciya dlya vsekh». 450 p.
14. Konstantin Kiuru & Svetlana Simakova (2018). Multimedialongread As A Type Of Creolized Text. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, Volume XXXIX, WUT 2018 – IX International Conference “Word, Utterance, Text: Cognitive, Pragmatic and Cultural Aspects”, 18–20 April 2018, Chelyabinsk State University, Russia, pp. 710–718.
15. Kubey, R. (1997). Media Education: Portraits of an Evolving Field. Media Literacy in the Information Age. New Brunswick & London: Transaction Publishers, p. 2.
16. Tulodziecki, G. (1997). Medien in Erziehung und Bildung. Grundlagen und Beispiele einer handlungs und entwicklungsorientierten Medienpädagogik. Bad Heilbrunn, p. 120.