Текст в новых медиа: специфика вербального компонента

  • Елена Юрьевна Панова Челябинский государственный университет, Россия, Челябинск http://orcid.org/0000-0001-7800-8086
  • Валерия Сергеевна Хисамутдинова Челябинский государственный университет, Россия, Челябинск

Аннотация

Приоритетными в статье являются задачи 1) осмысления феномена новых медиа как технического, социального и коммуникативного феномена, 2) описания специфики новых медиа с точки зрения семиотических, функциональных признаков, особенностей декодировки информации и производных признаков текста новых медиа, генетически связанного с традиционным текстом, но трансформирующегося в условиях новой социальности. В рамках решения второй задачи в качестве эмпирического материала рассматривались тексты новостного сообщества «Лентач» (социальная сеть «ВКонтакте») за период с марта 2022 года по март 2023 года и устанавливался ряд их специфических черт. Тематическое поле анализируемых текстов не было релевантным признаком для решения задач данной статьи, но с целью реализации перспективной цели (определения коммуникативных стратегий медиатекста) выборка текстов основывалась на критерии наличия в тексте политической тематики (учитывались аспекты внешней и внутренней политики). В поликодовом медиатексте новых медиа в рамках данной статьи объектом внимания стала его вербальная составляющая: отмечалась традиционность его присутствия в медиасообщении и устанавливался ряд специфических признаков на разных уровнях организации текста. На фонетико-графическом уровне наблюдаются визуальные приемы сегментирования информации, имитации устной речи; на морфемном – интенсификация креативных словообразовательных процессов; на лексическом – стилевая и речевая интерференция, инструментальное использование тропов и лексических ресурсов, специфическая метафоризация текста; на синтаксическом уровне – активизация средств экспрессивного синтаксиса. В текстах новых медиа, как и в традиционных, обнаруживаются вариации языковой игры, функциями которой можно считать самоидентификацию языковой личности, эффекты медиавоздействия, активизацию диалогового потенциала медиатекста, разрушение классической линейности медиатекста.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории медиа

##submission.authorWithAffiliation##

студент факультета журналистики

Литература

Баскова Ю. С. Манипуляция в языке СМИ: эвфемизмы как «Слова-прикрытия». Краснодар : КСЭИ, 2009. 182 с.
Беловодская А. «Новые медиа» глазами лингвиста (о новых подходах к исследованию современного медиапространства) // Стилистика: язык, речь и текст: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (22–23 февраля 2017 года, Минск). Минск: Республиканское унитарное предприятие «Издательство “Адукацыя і выхаванне”», 2017. С. 141–149.
Больц Н. Азбука медиа. М. : Издательство «Европа», 2011. 136 с.
Горошко Е. И. Возникновение лингвистики новых медиа и перспективы развития этого направления // Материалы III Международной научно-практической конференции «Гипертекст как объект лингвистического исследования» (20 июня 2013 года, Самара) / отв. ред. С. А. Стройков. Самара : ПГСГА, 2013. С. 27–41.
Дроздова А. В. Социальные медиа: между демократизацией и коммодификацией // Человек и мир: психология риска, инноваций, конфликта: сборник научных трудов Международной конференции (5–6 ноября 2015 года, Екатеринбург). Т. 1. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2015. С. 152–156.
Ергунова О. Т., Добровольская И. В. Новые медиа: возможности, проблемы и риски в образовании в условиях «новой нормальности» // Молодежь в меняющемся мире: палитра коммуникаций в медиапространстве: сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. С. 53–58.
Ильина И. А. Особенности проявления текстовых категорий в гипертексте // Вестник МГУ. Сер. 9, Филология. 2001. № 4. С. 106–120.
Корнев М. С. «Новые медиа» и «гуманитарное»: пересечение терминов и понятий // Новые медиа в гуманитарном образовании: сборник статей к научно-практической конференции (17 апреля 2013 года, Москва) / под ред. М. С. Корнева. М. : Факультет журналистики РГГУ, 2013. С. 4–6.
Манович Л. Язык новых медиа. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2018. 400 с.
Носовец С. Г. Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10). С. 39–47.
Панова Е. Ю. Травмирующе-фобический дискурс в региональных медиа: риторическая репрезентация // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 4 (46). С. 60–65. DOI 10.47475/2070-0695-2022-10408.
Сонин А. Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления // Вопросы языкознания. 2005. № 6. С. 115–123.
Устюжанина Д. А. Двойственная природа новых медиа в онлайн-пространстве // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. Вып. 2. С. 204–218.
Фомичева И. Д. Социальный капитал в поле СМИ // Электронный научный журнал «Медиаскоп». 2015. URL: http://www.mediascope.ru/1685 (дата обращения 09.04.2023).
Хисамутдинова В. С. Трансформация политической метафоры в российских новых медиа // Медиасреда. 2023. № 1. С. 73–77. DOI 10.47475/2070-0717-2023-10114.
Храпченко М. Б. Текст и его свойства // Контекст: Литературно-теоретические исследования. 1986. Т. 1985. С. 3–14.
Шульгинов В. А. К вопросу о текстовой природе электронного гипертекста // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 6. С. 147–151.

References

Baskova, Yu. S. (2009). Manipulyatsiya v yazyke SMI: evfemizmy kak «Slova-prikrytiya» [Manipulation in the language of the media: euphemisms as "cover words"]. Krasnodar, 2009. 182 p. (In Russ.).
Belovodskaya, A. (2017). «Novyye media» glazami lingvista (o novykh podkhodakh k issledovaniyu sovremennogo mediaprostranstva) ["New media" through the eyes of a linguist (on new approaches to the study of modern media space)]. Stilistika: yazyk, rech' i tekst: sbornik materialov IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (22–23 fevralya 2017 goda, Minsk), Minsk, 141–149. (In Russ.).
Bolts, N. (2011). Azbuka media [ABC of media]. Moscow: Publishing house "Europe". 136 p. (In Russ.).
Goroshko, E. I. (2013). Vozniknoveniye lingvistiki novykh media i perspektivy razvitiya etogo napravleniya [The emergence of new media linguistics and the prospects for the development of this direction]. Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Gipertekst kak ob"yekt lingvisticheskogo issledovaniya» (20 iyunya 2013 goda, Samara), ed. ed. S. A. Stroykov, Samara: PSGA, 27–41. (In Russ.).
Drozdova, A. V. (2015). Sotsial'nyye media: mezhdu demokratizatsiyey i kommodifikatsiyey [Social media: between democratization and commodification]. Chelovek i mir: psikhologiya riska, innovatsiy, konflikta: sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoy konferentsii (5–6 noyabrya 2015 goda, Yekaterinburg), 1, Ekaterinburg: University for the Humanities, 152–156. (In Russ.).
Ergunova O. T., Dobrovolskaya I. V. (2022) Novyye media: vozmozhnosti, problemy i riski v obrazovanii v usloviyakh «novoy normal'nosti» [New media: opportunities, problems and risks in education in the conditions of the “new normality]. Molodezh' v menyayushchemsya mire: palitra kommunikatsiy v mediaprostranstve: sbornik materialov XIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiyem), Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 53–58. (In Russ.).
Ilina, I. A. (2001). Osobennosti proyavleniya tekstovykh kategoriy v gipertekste [Features of the manifestation of text categories in hypertext]. Vestnik MGU. Ser. 9, Filologiya, 4, 106–120. (In Russ.).
Kornev, M. S. (2013). «Novyye media» i «gumanitarnoye»: peresecheniye terminov i ponyatiy ["New media" and "humanitarian": the intersection of terms and concepts]. Novyye media v gumanitarnom obrazovanii: sbornik statey k nauchno-prakticheskoy konferentsii (17 aprelya 2013 goda, Moskva), Moscow, 4–6. (In Russ.).
Manovich, L. (2018). Yazyk novykh media [The language of new media]. Moscow: Ad Marginem Press, 400 p. (In Russ.).
Nosovets, S. G. (2016). Novyye media: k opredeleniyu ponyatiya [New media: to the definition of the concept]. Kommunikativnyye issledovaniya, 4 (10), 39–47. (In Russ.).
Panova, E. Yu. (2022) Travmiruyushche-fobicheskiy diskurs v regional'nykh media: ritoricheskaya reprezentatsiya [Traumatic-phobic discourse in regional media: rhetorical representation]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovanija, 4 (46), 60–65. (In Russ.).
Sonin, A. G. (2005). Eksperimental'noye issledovaniye polikodovykh tekstov: osnovnyye napravleniya [Experimental study of polycode texts: main directions]. Voprosy yazykoznaniya, 6, 115–123. (In Russ.).
Ustyuzhanina, D. A. (2019). Dvoystvennaya priroda novykh media v onlayn-prostranstve [The dual nature of new media in the online space]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya, 2, 204–218. (In Russ.).
Fomicheva, I. D. (2015). Sotsial'nyy kapital v pole SMI [Social capital in the media field]. Mediaskop, available at: http://www.mediascope.ru/1685 (accessed: 09.04.2023). (In Russ.).
Khisamutdinova, V. S. (2023). Transformatsiya politicheskoy metafory v rossiyskikh novykh media [Transformation of political metaphor in Russian new media]. Mediasreda, 1, 73–77. (In Russ.).
Khrapchenko, M. B. (1986). Tekst i yego svoystva [Text and its properties]. Kontekst: Literaturno-teoreticheskiye issledovaniya, vol. 1985, 3–14. (In Russ.).
Shulginov, V. A. (2019). K voprosu o tekstovoy prirode elektronnogo giperteksta [On the question of the textual nature of electronic hypertext]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 6, 147–151. (In Russ.).
Опубликована
2023-12-07
Как цитировать
ПАНОВА, Елена Юрьевна; ХИСАМУТДИНОВА, Валерия Сергеевна. Текст в новых медиа: специфика вербального компонента. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 3 (49), p. 88–93, dec. 2023. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/2411>. Дата доступа: 15 mar. 2025 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-49-3-88-93.
Раздел
РЕЧЕВЫЕ МОДЕЛИ И СТРАТЕГИИ МЕДИАДИСКУРСА

Ключевые слова

новые медиа, текст, речевая репрезентация, код, риторика