Текст в новых медиа: специфика вербального компонента
Аннотация
Приоритетными в статье являются задачи 1) осмысления феномена новых медиа как технического, социального и коммуникативного феномена, 2) описания специфики новых медиа с точки зрения семиотических, функциональных признаков, особенностей декодировки информации и производных признаков текста новых медиа, генетически связанного с традиционным текстом, но трансформирующегося в условиях новой социальности. В рамках решения второй задачи в качестве эмпирического материала рассматривались тексты новостного сообщества «Лентач» (социальная сеть «ВКонтакте») за период с марта 2022 года по март 2023 года и устанавливался ряд их специфических черт. Тематическое поле анализируемых текстов не было релевантным признаком для решения задач данной статьи, но с целью реализации перспективной цели (определения коммуникативных стратегий медиатекста) выборка текстов основывалась на критерии наличия в тексте политической тематики (учитывались аспекты внешней и внутренней политики). В поликодовом медиатексте новых медиа в рамках данной статьи объектом внимания стала его вербальная составляющая: отмечалась традиционность его присутствия в медиасообщении и устанавливался ряд специфических признаков на разных уровнях организации текста. На фонетико-графическом уровне наблюдаются визуальные приемы сегментирования информации, имитации устной речи; на морфемном – интенсификация креативных словообразовательных процессов; на лексическом – стилевая и речевая интерференция, инструментальное использование тропов и лексических ресурсов, специфическая метафоризация текста; на синтаксическом уровне – активизация средств экспрессивного синтаксиса. В текстах новых медиа, как и в традиционных, обнаруживаются вариации языковой игры, функциями которой можно считать самоидентификацию языковой личности, эффекты медиавоздействия, активизацию диалогового потенциала медиатекста, разрушение классической линейности медиатекста.
Скачивания
Литература
Беловодская А. «Новые медиа» глазами лингвиста (о новых подходах к исследованию современного медиапространства) // Стилистика: язык, речь и текст: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (22–23 февраля 2017 года, Минск). Минск: Республиканское унитарное предприятие «Издательство “Адукацыя і выхаванне”», 2017. С. 141–149.
Больц Н. Азбука медиа. М. : Издательство «Европа», 2011. 136 с.
Горошко Е. И. Возникновение лингвистики новых медиа и перспективы развития этого направления // Материалы III Международной научно-практической конференции «Гипертекст как объект лингвистического исследования» (20 июня 2013 года, Самара) / отв. ред. С. А. Стройков. Самара : ПГСГА, 2013. С. 27–41.
Дроздова А. В. Социальные медиа: между демократизацией и коммодификацией // Человек и мир: психология риска, инноваций, конфликта: сборник научных трудов Международной конференции (5–6 ноября 2015 года, Екатеринбург). Т. 1. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2015. С. 152–156.
Ергунова О. Т., Добровольская И. В. Новые медиа: возможности, проблемы и риски в образовании в условиях «новой нормальности» // Молодежь в меняющемся мире: палитра коммуникаций в медиапространстве: сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. С. 53–58.
Ильина И. А. Особенности проявления текстовых категорий в гипертексте // Вестник МГУ. Сер. 9, Филология. 2001. № 4. С. 106–120.
Корнев М. С. «Новые медиа» и «гуманитарное»: пересечение терминов и понятий // Новые медиа в гуманитарном образовании: сборник статей к научно-практической конференции (17 апреля 2013 года, Москва) / под ред. М. С. Корнева. М. : Факультет журналистики РГГУ, 2013. С. 4–6.
Манович Л. Язык новых медиа. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2018. 400 с.
Носовец С. Г. Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10). С. 39–47.
Панова Е. Ю. Травмирующе-фобический дискурс в региональных медиа: риторическая репрезентация // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 4 (46). С. 60–65. DOI 10.47475/2070-0695-2022-10408.
Сонин А. Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления // Вопросы языкознания. 2005. № 6. С. 115–123.
Устюжанина Д. А. Двойственная природа новых медиа в онлайн-пространстве // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. Вып. 2. С. 204–218.
Фомичева И. Д. Социальный капитал в поле СМИ // Электронный научный журнал «Медиаскоп». 2015. URL: http://www.mediascope.ru/1685 (дата обращения 09.04.2023).
Хисамутдинова В. С. Трансформация политической метафоры в российских новых медиа // Медиасреда. 2023. № 1. С. 73–77. DOI 10.47475/2070-0717-2023-10114.
Храпченко М. Б. Текст и его свойства // Контекст: Литературно-теоретические исследования. 1986. Т. 1985. С. 3–14.
Шульгинов В. А. К вопросу о текстовой природе электронного гипертекста // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 6. С. 147–151.
References
Baskova, Yu. S. (2009). Manipulyatsiya v yazyke SMI: evfemizmy kak «Slova-prikrytiya» [Manipulation in the language of the media: euphemisms as "cover words"]. Krasnodar, 2009. 182 p. (In Russ.).
Belovodskaya, A. (2017). «Novyye media» glazami lingvista (o novykh podkhodakh k issledovaniyu sovremennogo mediaprostranstva) ["New media" through the eyes of a linguist (on new approaches to the study of modern media space)]. Stilistika: yazyk, rech' i tekst: sbornik materialov IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (22–23 fevralya 2017 goda, Minsk), Minsk, 141–149. (In Russ.).
Bolts, N. (2011). Azbuka media [ABC of media]. Moscow: Publishing house "Europe". 136 p. (In Russ.).
Goroshko, E. I. (2013). Vozniknoveniye lingvistiki novykh media i perspektivy razvitiya etogo napravleniya [The emergence of new media linguistics and the prospects for the development of this direction]. Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Gipertekst kak ob"yekt lingvisticheskogo issledovaniya» (20 iyunya 2013 goda, Samara), ed. ed. S. A. Stroykov, Samara: PSGA, 27–41. (In Russ.).
Drozdova, A. V. (2015). Sotsial'nyye media: mezhdu demokratizatsiyey i kommodifikatsiyey [Social media: between democratization and commodification]. Chelovek i mir: psikhologiya riska, innovatsiy, konflikta: sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoy konferentsii (5–6 noyabrya 2015 goda, Yekaterinburg), 1, Ekaterinburg: University for the Humanities, 152–156. (In Russ.).
Ergunova O. T., Dobrovolskaya I. V. (2022) Novyye media: vozmozhnosti, problemy i riski v obrazovanii v usloviyakh «novoy normal'nosti» [New media: opportunities, problems and risks in education in the conditions of the “new normality]. Molodezh' v menyayushchemsya mire: palitra kommunikatsiy v mediaprostranstve: sbornik materialov XIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiyem), Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 53–58. (In Russ.).
Ilina, I. A. (2001). Osobennosti proyavleniya tekstovykh kategoriy v gipertekste [Features of the manifestation of text categories in hypertext]. Vestnik MGU. Ser. 9, Filologiya, 4, 106–120. (In Russ.).
Kornev, M. S. (2013). «Novyye media» i «gumanitarnoye»: peresecheniye terminov i ponyatiy ["New media" and "humanitarian": the intersection of terms and concepts]. Novyye media v gumanitarnom obrazovanii: sbornik statey k nauchno-prakticheskoy konferentsii (17 aprelya 2013 goda, Moskva), Moscow, 4–6. (In Russ.).
Manovich, L. (2018). Yazyk novykh media [The language of new media]. Moscow: Ad Marginem Press, 400 p. (In Russ.).
Nosovets, S. G. (2016). Novyye media: k opredeleniyu ponyatiya [New media: to the definition of the concept]. Kommunikativnyye issledovaniya, 4 (10), 39–47. (In Russ.).
Panova, E. Yu. (2022) Travmiruyushche-fobicheskiy diskurs v regional'nykh media: ritoricheskaya reprezentatsiya [Traumatic-phobic discourse in regional media: rhetorical representation]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovanija, 4 (46), 60–65. (In Russ.).
Sonin, A. G. (2005). Eksperimental'noye issledovaniye polikodovykh tekstov: osnovnyye napravleniya [Experimental study of polycode texts: main directions]. Voprosy yazykoznaniya, 6, 115–123. (In Russ.).
Ustyuzhanina, D. A. (2019). Dvoystvennaya priroda novykh media v onlayn-prostranstve [The dual nature of new media in the online space]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya, 2, 204–218. (In Russ.).
Fomicheva, I. D. (2015). Sotsial'nyy kapital v pole SMI [Social capital in the media field]. Mediaskop, available at: http://www.mediascope.ru/1685 (accessed: 09.04.2023). (In Russ.).
Khisamutdinova, V. S. (2023). Transformatsiya politicheskoy metafory v rossiyskikh novykh media [Transformation of political metaphor in Russian new media]. Mediasreda, 1, 73–77. (In Russ.).
Khrapchenko, M. B. (1986). Tekst i yego svoystva [Text and its properties]. Kontekst: Literaturno-teoreticheskiye issledovaniya, vol. 1985, 3–14. (In Russ.).
Shulginov, V. A. (2019). K voprosu o tekstovoy prirode elektronnogo giperteksta [On the question of the textual nature of electronic hypertext]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 6, 147–151. (In Russ.).