Специфика нарратива фоторепортажа на примере фотоистории о заповеднике «Аркаим»

  • Илья Владимирович Бархатов Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Аннотация

В статье представлен анализ нарратива фоторепортажа «Песнопения и прыжки через костер: как прошел день летнего солнцестояния в Аркаиме», опубликованного в сетевом издании «Комсомольская правда»; выявлена его специфика. Данный фоторепортаж был выбран для анализа в силу того, что у него присутствует несколько качеств: он отражает происходившее событие, опубликован в известном новостном издании, а также выполнен профессиональным фотокорреспондентом. У данного исследования две основные цели: изучить возможность анализа фоторепортажа, опираясь на известную теоретико-методологическую базу; выявить значимость заповедника «Аркаим» для приезжающих в него людей. Анализ состоит из следующих частей: исследование каждой фотографии отдельно и всего фоторепортажа в целом. В первом случае мы опирались на методологию Гюнтера Кресса и Тео ван Леувена, описанную в книге «Чтение изображений: Грамматика визуального дизайна». Во втором случае – исследование фоторепортажа – на работы Альгирдаса Жюльена Греймаса «Структурная семантика: Поиск метода». Результаты, полученные в ходе данного исследования, позволили выделить основных героев фоторепортажа, их взаимосвязь и цели. Основным действующим лицом являются люди, объединенные желанием получить блага (цель) от высших сил. Именно за этим они едут в заповедник «Аркаим». Большое количество гостей является подтверждением того, что данная территория обладает для присутствующих «сверхсилой» и «сверхвозможностями». В ходе нашего исследования были выделены составляющие визуального языка. В дальнейшем результаты работы могут помочь в исследовании специфики заповедника «Аркаим» и его посетителей. А предложенный в работе метод исследования может быть экстраполирован на анализ особенностей нарратива и других фотоисторий.


Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (совместно с органами власти Челябинской области) № 23-18-20098, https://rscf.ru/project/23-18-20098, проект «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)»

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

аспирант кафедры медиапроизводства

Литература

Бакулин О. А., Сёмова Л. В. В мастерской фотожурналиста. Сборник статей. М. : Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. 150 с.
Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии; пер. с фр., послесл. и коммент. М. Рыклина. М. : Ад Маргинем Пресс, 2011. 272 с.
Беленький А. И. Фотожурналистика в современных СМИ. СПб. : СПбГУ, ВШЖМК, 2016. 88 с.
Березин В. М. Фотожурналистика. М. : Изд-во РУДН, 2006. 159 с.
Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики. М. : Факультет журналистики, 2012. 145 с.
Греймас А.-Ж. Структурная семантика: Поиск метода / Перевод с французского Л. Зиминой. М. : Академический Проект, 2004. 368 с.
Ищенко Е. Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Философия». 2016. № 2. С. 16–27.
Ковалева Л. А. Место и роль фотоизображений в современных методах передачи информации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 3 (25). С. 193–197.
Ковалева Л А. Роль жанра «фоторепортаж» в новой медиакоммуникационной среде // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 3 (29). С. 68–72.
Сонтаг С. О фотографии; [пер. с англ. В.П.Голышев]. М. : ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. 272 с.
Симакова С. И. Визуальный образ – основа формирования визуального языка коммуникации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 3 (37). С. 89–94. DOI: 10.24411/2070-0695- 2020-10313.
Симакова С. И. «Цивилизация глаза»: специфика визуальной репрезентации события // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, № 1. С. 125–133. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-1-125-133.
Шимолин В. И. Основы фотожурналистики. Минск: БГУ, 2009. 264 с.
Шимолин В. И. Фотожурналистика в процессе трансформации медиапространства. Минск: БГУ, 2017. 247 с.
Kress G., Leeuwen T., van. Reading images: The grammar of visual design. 2nd ed. L. : Routledge, 2006. 312 с.

References
Bakulin, O. A. & Syomova, L. V. (2011). V masterskoy fotozhurnalista. Sbornik statey [In the photojournalist’s workshop. Collection articles]. Moscow: Faculty of Journalism of Moscow State University named after M. V. Lomonosov, 150 p. (In Russ.).
Bart, R. (2011). Camera lucida. Kommentariy k fotografii [Camera lucida. Comment on the photo], lane from French, afterword and comment. M. Ryklina. Moscow: Ad Marginem Press, 272 p. (In Russ.).
Belenky, A. I. (2016). Fotozhurnalistika v sovremennykh SMI [Photojournalism in modern media: methodological allowance]. St. Petersburg: St. Petersburg State University, VShMK, 88 p. (In Russ.).
Berezin, V. M. (2006). Fotozhurnalistika [Photojournalism]. Moscow: Publishing house RUDN, 159 p. (In Russ.).
Voron, N. I. (2012). Zhanry fotozhurnalistiki: ucheb. posobie dlya vuzov po spetsial'nosti Zhurnalistika [Genres of photojournalism: textbook. manual for universities majoring in Journalism]. Moscow: Faculty of Journalism, 145 p. (In Russ.).
Greimas, A.-J. (2004). Strukturnaya semantika: Poisk metoda [Structural semantics: Search for a method], translation from French L. Zimina. Moscow: Academic Project, 368 p. (In Russ.).
Ishchenko, E. N. (2016). «Vizual'nyy povorot» v sovremennoy kul'ture: opyty filosofskoy refleksii [“Visual turn” in modern culture: experiences of philosophical reflections]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Filosofiya», 2, 16–27. (In Russ.).
Kovaleva, L. A. (2017). Mesto i rol' fotoizobrazheniy v sovremennykh metodakh peredachi informatsii [The place and role of photographic images in modern methods transmission of information]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 3 (25), 193–197. (In Russ.).
Kovaleva, L. A. (2018). Rol' zhanra «fotoreportazh» v novoĭ mediakommunikatsionnoĭ srede [The role of the “photo report” genre in the new media communication environment]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 3 (29), 68–72. (In Russ.).
Sontag, S. (2013). O fotografii [About photography], transl. from English V. P. Golyshev. Moscow: Ad Marginem LLC Press", 272 p. (In Russ.).
Simakova, S. I. (2020a). Vizual'nyĭ obraz – osnova formirovaniya vizual'nogo yazyka kommunikatsii [Visual image is the basis for the formation of visual language of communication]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 3 (37), 89–94. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10313. (In Russ.).
Simakova, S. I. (2020b). «Tsivilizatsiya glaza»: spetsifika vizual'noĭ reprezentatsii sobytiya [“Civilization of the eye”: the specifics of visual representations of the event]. Gumanitarnyy vektor, T. 15, 1, 125–133. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-1-125-133. (In Russ.).
Shimolin, V. I. (2009). Osnovy fotozhurnalistiki [Fundamentals of photojournalism]. Minsk: BSU, 264 p. (In Russ.).
Shimolin, V. I. (2017). Fotozhurnalistika v protsesse transformatsii mediaprostranstva [Photojournalism in the process of transformation of media space]. Minsk: BSU, 247 p. (In Russ.).
Kress, G., Leeuwen, T. van. (2006). Reading images: The grammar of visual design. 2nd ed. London: Routledge, 312p.
Опубликована
2023-12-13
Как цитировать
БАРХАТОВ, Илья Владимирович. Специфика нарратива фоторепортажа на примере фотоистории о заповеднике «Аркаим». Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 4 (50), p. 55–65, dec. 2023. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/2443>. Дата доступа: 22 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-55-65.
Раздел
МАТЕРИАЛИЗОВАННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ПАМЯТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

Ключевые слова

нарратив, визуальный контент, фоторепортаж, фотография, СМИ