Технология формирования информационно безопасного поведения учащихся на уроках информатики

  • Юлия Николаевна Галагузова Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия
  • Виталий Николаевич Ефимов ГБОУ города Москвы «Марьинская школа No 1566 памяти Героев Сталинградской битвы», Москва, Россия

Аннотация




Одной из задач современной системы образования выступает информационная безопасность обучающихся. В статье определено ресурсное обеспечение уроков информатики, с помощью которых можно формировать информационно безопасное поведение несовершеннолетних, к которым отнесены: материально-технические, информационно-безопасная среда, кадровые, нормативные. Описана технология формирования информационно безопасного поведения учащихся на уроках информатики, включающая такие блоки как актуализационно – ознакомительный, понимания и преобразования, применения и принятия, анализа и синтеза, рефлексии.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и педагогической компаративистики Института общественных наук, профессор кафедры педагогики и педагогической компаративистики Института общественных наук

##submission.authorWithAffiliation##

учитель информатики

Литература

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. Москва, 1989. 190 с.
2. Большая советская энциклопедия. Т. 25. 3-е изд. / Глав. ред. А. М. Прохоров. Москва : Сов.
энциклопедия, 1976. 600 с.
3. Валеева Г. В., Кутепова Е. А. Роль родителей и педагогов в профилактике экстремизма в информационной среде и информационной безопасности детей // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. 2018. С. 78–80.
4. Еремина Л. И., Сидонова А. Г. Из опыта управления обеспечением информационной безопасности детей в образовательной организации // Категория «социального» в современной педагогике и психологии. материалы 9-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. Ульяновск, 2021. С. 190–193.
5. Жилавская И. В. Проблемы информационной безопасности детей через призму нового закона // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2011. No1. С. 64–70.
6. Иванов С. В. Информационная безопасность детей (теоретико-правовой аспект) // Вестник Екатерининского института. 2011. No2(14). С. 62–66.
7. Клочкова Л. И. Реализация идей ресурсного подхода в развитии воспитания школьников: к вопросу о системе понятий // Современные проблемы науки и образования. 2014. No 3. URL: www.science-education. ru/117-12821 (дата обращения: 08.08.2022).
8. Крымшамхалова А. Ш., Чочуева З. А. Информационная безопасность детей как обязанность родителей // Молодой ученый. 2019. No 21 (259). С. 348–350.
9. Мазурчук Н. И., Соколов А. Н. Технология развития критического мышления в условиях ФГОС // Традиции и инновации в педагогическом образовании. Сборник научных трудов III Международного круглого стола. Екатеринбург, 2017. С. 100–103.
10. Мазурчук Н. И., Хохлов А. А. Технология формирования правовой культуры суворовцев во внеурочной деятельности // Традиции и инновации в педагогическом образовании. Сборник научных трудов III Международного круглого стола. Екатеринбург, 2017. С. 104–108.
11. Пустовойтов В. Н. Методы обеспечения информационной безопасности детей и подростков в цифровой информационной среде // Векторы психологии: психолого-педагогическая безопасность личности в современной образовательной среде. Сборник материалов III Международной заочной научно- практической конференции. Гомель, 2021. С. 29–32.
12. Севостьянов Н. А., Щукина В. И. Обеспечение информационной безопасности детей и подростков на основе средств родительского контроля // Информационная безопасность: современная теория и практика. Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей по материалам II Межвузовской научно-практической конференции / Ответственный редактор З. В. Семенова. 2019. С. 122–126.
13. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998. 185 с.
14. Современные образовательные технологии: учебное пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, школьных педагогов и вузовских преподавателей / под ред. Н. В. Бордовской. Москва, 2011. 431 с.
15. Сустина Т. И. Правовое обеспечение информационной безопасности детей: опыт России, Франции и Испании // Роль права в обеспечении благополучия человека. Сборник докладов XI Московской юридической недели: XX Международная научно-практическая конференция XXII Международная научно-практическая конференция Юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 5 ч.. Москва, 2022. С. 476–479.
16. Тимофеева Л. Л. Компетентность педагога в обеспечении информационной безопасности детей дошкольного возраста // Образование в Орловской области. 2019. No 1. С. 43–52.
17. Трусова А. С., Томонов Д. С. Информационная безопасность детей и подростков в сети интернет // Наука и Образование. 2018. Т. 1. No 3-4. URL: http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/534/534 (дата обращения: 24.06.2022).
18. Усольцев А. П. Идеальный урок: учебное пособие. Москва, 2012. 296 с.
19. Чесноков Н. А. Правовые основы информационной безопасности детей // Правоохранительная и правозащитная деятельность в России и за рубежом на современном этапе. 2013. No 1. С. 350–354.
20. Шпагина Е. М., Чиркина Р. В. Компетентность педагогов и психологов в области информационной безопасности детей // Психология и право. 2019. Т. 9. No 3. С. 261–277.
21. Яковлева Е. В., Илларионова Л. П., Москвина Е. В. Формирование мотивационно-ценностного компонента цифровой компетентности бакалавров педагогики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. No 1. С. 58–70.
Опубликована
2022-11-14
Как цитировать
ГАЛАГУЗОВА, Юлия Николаевна; ЕФИМОВ, Виталий Николаевич. Технология формирования информационно безопасного поведения учащихся на уроках информатики. Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 4 (61), p. 31–36, nov. 2022. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/1864>. Дата доступа: 30 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1999-5407-2022-10404.
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ключевые слова

информационная безопасность, урок информатики, технология формирования информационно безопасного поведения учащихся