Анна Качкаева: диалог с медиа

  • Светлана Андреевна Шомова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Аннотация




Следуя одному расхожему определению, под выражением «роль личности в истории» понимается роль, выполняемая личностью, которая раньше, лучше, глубже и полнее других осознает новые потребности развития общества, необходимость изменения существующих условий и решительнее других борется за это. Разумеется, это может быть не только история развития человечества в целом, но и любая другая – история культуры, история промышленности, история технологий... В нашем случае речь идет об истории российского образования в сфере медиа, а личность, которой посвящена статья, – это Анна Качкаева, сумевшая стратегически изменить образовательные стандарты и предложить новые форматы подходов к обучению медиапрофессионалов. Опираясь на методы Persona Studies, элементы исторического анализа и case study, предлагаемое исследование служит цели провести корреляции между трендами развития российской медиасферы и индивидуальными интересами и решениями конкретной персоны, которые – в свою очередь – оказались способны повлиять на процессы становления профессиональной среды.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

доктор политических наук, профессор Института медиа

Литература

Архангельский А., Новикова А. Педагогика трансмедийного творчества. Школьный литературный канон в контексте цифровизации культуры. М. : Канон-Плюс, 2023. 240 с.
Зачарованное место. Медиапотребление, медиаграмотность и историческая память сельских жителей / А. Г. Качкаева [и др.] ; под ред. А. Г. Качкаевой, А. А. Новиковой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 168 с.
Качкаева А. Г., Кирия И. В. Долгосрочные тенденции развития сектора массовых коммуникаций // Форсайт. 2012. Т. 6, No 4. С. 6–18.
Качкаева А. Г., Шомова С. А., Колчина А. С. Информационная, цифровая, новостная... (исследование уровня медиаграмотности студентов НИУ ВШЭ) // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. No 2. С. 30–36.
Качкаева А. Г., Шомова С. А., Душакова И. С. Фейк: от академических дискуссий к практическим решениям // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2021. Т. 6. No 2. С. 5–32.
Кирия И. В., Новикова А. А. История и теория медиа. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 423 с.
Когда «корона» тяжела: цифровые медиа в эпоху пандемии / под ред. А. Качкаевой, С. Шомовой. М. : Издательские решения, 2021. 188 с.
Купер А. Психбольница в руках пациентов. Алан Купер об интерфейсах. СПб.: Питер, 2023. 500 с.
Лапина-Кратасюк Е. Г., Шомова С. А. Международная научно-практическая конференция «News Literacy и проблемы современного медиаобразования» (Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. Москва, 5–6 марта 2014 года) // Новое литературное обозрение. 2014. No 130 (6-2014). С. 403–409.
Мультимедийная журналистика / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. 413 с.
Претер В. П. В центре циклона: Инструменты Маршалла Маклюэна для анализа медиасред. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. 336 с. DOI 10.17323/978-5-7598-1797-0.
Российские средства массовой информации, власть и капитал: к вопросу о концентрации СМИ в России. М. : Центр «Право и СМИ», 1999.
Российское телевидение: между спросом и предложением. В 2-х томах / Под ред. А. Г. Качкаевой, И. В. Кирия. М. : Элиткомстар, 2007.
Смеющаяся НЕреволюция: движение протеста и медиа (мифы, язык, символы) / Под ред. А. Качкаевой. М. : Фонд «Либеральная миссия», 2013. 172 с.
Телерадиоэфир. История и современность. Сборник статей преподавателей, аспирантов и выпускников кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, ведущих телекритиков и телеобозревателей / Под общей редакцией А. Г. Качкаевой. М. : Элиткомстар, 2008. 398 с.
Цифровизация телерадиовещания: опыт перехода в России и мире / под ред. А. Г. Качкаевой. М. : ГУ ВШЭ, Элиткомстар, 2008.
Шомова С. А. News Literacy: модный бренд или насущная необходимость? // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. No 21. С. 304–310.
Barbour K., Marshall P. D., Moore C. Persona to Persona Studies // M/C Journal. 2014. Vol. 17. No 3. https://doi.org/10.5204/ mcj.841.
Kachkaeva A., Kolchina А., Shomova S., Yarovaya E. ‘Trust, but verify’: problems of formation of media literacy and critical thinking of Russian students // Media Practice and Education. 2020. Vol. 3. No 21. P. 200–211.
Kachkayeva A., Lipman M., Poyker M. Media in Russia: Between Modernization and Monopoly // The New Autocracy: Information, Politics, and Policy in Putin’s Russia Russian / Ed. by D. Treisman. Washington : Brookings Institution Press, 2018. Ch. 7. P. 159–190.
Kachkayeva A., Shomova S., Kolchina A. Education and Media Literacy in Russia: Genesis and Current Trends: Evaluation of the Level of Media Literacy of Students // Multidisciplinary Approaches to Media Literacy: Research and Practices 媒介素养的跨学科 研究与实践. Hong Cong : Communication University of China (CUC) Press, 2017. Ch. 31. P. 401–408.

References
Arkhangelsky, A. & Novikova, A. (2023). Pedagogika transmediynogo tvorchestva. Shkol’nyy literaturnyy kanon v kontekste tsifrovizatsii kul’tury [Pedagogy of transmedia creativity. School literary canon in the context of digitalization of culture]. Moscow: Kanon-Plus. 240 p. (In Russ.).
Kachkaeva, A. G. & Novikova, A. A. (Eds). (2021). Zacharovannoe mesto. Mediapotreblenie, mediagramotnost’ i istoricheskaya pamyat’ sel’skikh zhiteley [Enchanted place. Media consumption, media literacy and historical memory of rural residents]. Moscow: Ed. house of the Higher School of Economics. 168 p. (In Russ.).
Kachkaeva, A. G. & Kiriya, I. V. (2012). Dolgosrochnye tendentsii razvitiya sektora massovykh kommunikatsiy [Long-term trends in the development of the mass communications sector]. Forsayt, V. 6, 4, 6–18. (In Russ.).
Kachkaeva, A. G., Shomova, S. A. & Kolchina, A. S. (2016). Informatsionnaya, tsifrovaya, novostnaya... (issledovanie urovnya mediagramotnosti studentov NIU VShE) [Information, digital, news... (a study of the level of media literacy of students at the National Research University Higher School of Economics)]. Kommunikatsii. Media. Dizayn, 2, 30–36. (In Russ.).
Kachkaeva, A. G., Shomova, S. A. & Dushakova, I. S. (2021). Feyk: ot akademicheskikh diskussiy k prakticheskim resheniyam [Fake: from academic discussions to practical solutions]. Kommunikatsii. Media. Dizayn, V. 6, 2, 5–32. (In Russ.).
Kiriya, I. V. & Novikova, A. A. (2017). Istoriya i teoriya media [History and theory of media]. Moscow: Ed. House of the Higher School of Economics. 423 p. (In Russ.).
Kachkaeva, A. & Shomova, S. (Ed.) (2021). Kogda «korona» tyazhela: tsifrovye media v epokhu pandemii [When the “crown” is heavy: digital media in the era of a pandemic]. Moscow: Publishing decisions. 188 p. (In Russ.).
Cooper, A. (2023). Psikhbol’nitsa v rukakh patsientov. Alan Cooper ob interfeysakh [Mental hospital in the hands of patients. Alan Cooper on interfaces]. St. Petersburg: Piter. 500 p. (In Russ.).
Lapina-Kratasyuk, E. G. & Shomova, S. A. (2014). Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «News Literacy i problemy sovremennogo mediaobrazovaniya» (Natsional’nyy issledovatel’skiy universitet Vysshaya shkola ekonomiki. Moskva, 5–6 marta 2014 goda) [International Scientific and Practical Conference “News Literacy and Problems of Modern Media Education” (National Research University Higher School of Economics. Moscow, March 5–6, 2014)]. Novoe literaturnoe obozrenie, 130 (6- 2014), 403–409. (In Russ.).
Kachkaeva, A. G. & Shomova, S. A. (Eds.) (2017). Mul’timediynaya zhurnalistika [Multimedia journalism]. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics. 413 p. (In Russ.).
Preter, V. P. (2023). V tsentre tsiklona: Instrumenty Marshalla Maklyuena dlya analiza mediasred [In the center of the cyclone: Marshall McLuhan’s tools for media analysis]. Moscow: Ed. house of the Higher School of Economics. 336 p. DOI 10.17323/978-5- 7598-1797-0. (In Russ.).
Rossiyskie sredstva massovoy informatsii, vlast’ i kapital: k voprosu o kontsentratsii SMI v Rossii (1999). [Russian mass media, power and capital: on the issue of mass media concentration in Russia]. Moscow: Center “Law and Media”. (In Russ.).
Kachkaeva, A. G. & Kiriya, I. V. (Eds.). (2007). Rossiyskoe televidenie: mezhdu sprosom i predlozheniem. V 2-kh tomakh [Russian television: between supply and demand. In 2 volumes]. Moscow: Elitkomstar. (In Russ.).
Kachkaeva, A. (Ed.) (2013). Smeyushchayasya NErevolyutsiya: dvizhenie protesta i media (mify, yazyk, simvoly) [Laughing NOT revolution: protest movement and media (myths, language, symbols)]. Moscow: Foundation “Liberal Mission”. 172 p. (In Russ.).
Kachkaeva, A. G. (Ed.) (2008). Teleradioefir. Istoriya i sovremennost’. Sbornik statey prepodavateley, aspirantov i vypusknikov kafedry televideniya i radioveshchaniya fakul’teta zhurnalistiki MGU, vedushchikh telekritikov i teleobozrevateley [TV and radio broadcast. History and modernity. Collection of articles by teachers, graduate students and graduates of the Department of Television and Radio Broadcasting of the Faculty of Journalism of Moscow State University, leading television critics and television observers]. Moscow: Elitkomstar. 398 p. (In Russ.).
Kachkaeva, A. G. (Ed.) (2008). Tsifrovizatsiya teleradioveshchaniya: opyt perekhoda v Rossii i mire [Digitalization of TV and radio broadcasting: experience of transition in Russia and the world]. Moscow: State University Higher School of Economics, Elitcomstar. (In Russ.).
Shomova, S. A. (2013). News Literacy: modnyy brend ili nasushchnaya neobkhodimost’? [News Literacy: a fashion brand or an urgent need?]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya), 21, 304–310. (In Russ.).
Barbour, K., Marshall, P. D. & Moore, C. (2014). Persona to Persona Studies. M/C Journal. Vol. 17, 3. https://doi.org/10.5204/ mcj.841.
Kachkaeva, A., Kolchina, A., Shomova, S. & Yarovaya, E. (2020). ‘Trust, but verify’: problems of formation of media literacy and critical thinking of Russian students. Media Practice and Education, Vol. 3., 21, 200–211.
Kachkayeva, A., Lipman, M. & Poyker, M. (2018). Media in Russia: Between Modernization and Monopoly. The New Autocracy: Information, Politics, and Policy in Putin’s Russia Russian / Ed. by D. Treisman. Washington: Brookings Institution Press. Ch. 7, 159–190.
Kachkayeva, A., Shomova, S. & Kolchina, A. (2017). Education and Media Literacy in Russia: Genesis and Current Trends: Evaluation of the Level of Media Literacy of Students. Multidisciplinary Approaches to Media Literacy: Research and Practices 实践. Hong Kong: Communication University of China (CUC) Press. Ch. 31, 401–408.
Опубликована
2024-02-22
Как цитировать
ШОМОВА, Светлана Андреевна. Анна Качкаева: диалог с медиа. Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 3 (64), p. 117–127, feb. 2024. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/2476>. Дата доступа: 08 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-64-3-117-127.
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Ключевые слова

Анна Качкаева, Высшая школа экономики, медиакоммуникации, медиаграмотность, цифровое продюсирование, трансмедиа