О родоначальнике Ивановской школы медиакоммуникаций С. Л. Страшнове
Аннотация
Статья посвящена осмыслению научного наследия Почетного работника высшего профессионального образования РФ, профессора, доктора филологических наук Сергея Леонидовича Страшнова (1952–2022), известного в научных и преподавательских кругах в качестве создателя кафедры журналистики (а позднее еще и рекламы и связей с общественностью) Ивановского государственного университета и бессменного ее руководителя. Он совмещал в себе качества филолога и исследователя медиапространства. И в любом своем проявлении оставался просветителем и педагогом. Ему принадлежит право считаться основоположником высшего профессионального образования по журналистике в Ивановском крае и родоначальником ивановской школы медиакоммуникаций.
Из десяти научных книг, подготовленных профессором С. Л. Страшновым, почти половина посвящена теории и практике медиа. Главными чертами его концепции признаны концепция медиацентризма, пришедшего на смену литературоцентризму, «амбивалентные отношения» житейского, «масскультовского» и художественного, где жанр – основной, кодирующий элемент коммуникации, представление о журналистике, рекламе, связях с общественностью как конвергентных зонах, при своем сопряжении дающих синергетический эффект.
Развивая теорию массового сознания, ученый-просветитель делал акцент и на аудиторию, в частности, на мыслительный потенциал «media sapiens» в «современном обществе медиакратии», особенностях культурных и медиапотребностей в синхронии и диахронии, признавал вытеснение человека информируемого человеком моделируемым.
В данной статье впервые представлены общие черты научных интересов С. Л. Страшнова, дан краткий обзор его основополагающих работ по медийной проблематике (пособий «Основы массового медиаобразования», «Актуальные медиапонятия: журналистский словарь сочетаемости», сборника статей «Массовые коммуникации и художественное творчество: амбивалентные отношения», монографии «Русская поэзия 1917–1991 годов и массовое сознание») путем проблемно-тематического анализа.
Полученные результаты носят предварительный характер и предполагают дальнейшую разработку.
Скачивания
Литература
Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М: «Высшая школа», 1989. 404 с.
Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. 316 с.
Страшнов С. Л. Актуальные медиапонятия: журналистский словарь сочетаемости: учеб. пос. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2012. 220 с.
Страшнов С. Л. Анализ поэтического произведения в жанровом аспекте: Учеб. пос. Иваново: изд-во «Ивановский государственный университет», 1983. 92 с.
Страшнов С. Л. Массовые коммуникации и художественное творчество: амбивалентные отношения: Ст., обозрения, эссе. Иваново: изд-во «Ивановский государственный университет», 2018a. 186 с.
Страшнов С. Л. Молодеет и лад баллад: Баллада в истории рус. сов. поэзии: Лит.-крит. ст. М.: «Современник», 1991. 155 с.
Страшнов С. Л. Основы массового медиаобразования: Учеб. пос. Воронеж: факультет журналистики ВГУ, 2009. 174 с.
Страшнов С. Л. Поэмы А. Т. Твардовского: учеб. пос. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1990. 90 с.
Страшнов С. Л. Русская поэзия 1917–1991 годов и массовое сознание: Монография. М.: «Флинта», 2022. 264 с. Страшнов С. Л. Русская поэзия ХХ века в выпускном классе: Кн. для учителя. М.: «Просвещение», 1999. 144 с. Страшнов С. Л. Стихи в системе массовой культуры (к постановке проблемы) // Вестник Костромского государственного университета. Кострома, 2018b. С. 153–157.
Тоффлер Э. Третья волна / Пер. с англ. К. Ю. Бурмистрова и др. М.: Изд-во АСТ, 2002. 795 с.
Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: «Наука», 1977. 574 с.
Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г., Петров А. Г., Казанкин Р. В., Дмитриева М. Б. Научная школа как структурная единица научной деятельности / Препринт #WP/2011/288. М.: ЦЭМИ РАН, 2011. 73 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-teksta- massovoy-kommunikatsii-kak-problema-teorii-slovesnosti/viewer
Шкловский В. Б. Гамбургский счет: Статьи – воспоминания – эссе (1914–1933). М.: «Советский писатель», 1990. 544 с.
References:
Bakhtin M. M. (1979). Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow. 424 p. (In Russ.).
Veselovsky A. N. (1989). Istoricheskaya poetika [Historical poetics]. Moscow, 404 p. (In Russ.).
Lebon G. (1995). Psihologiya narodov i mass [Psychology of peoples and masses]. St. Petersburg, 316 p. (In Russ.).
Strashnov S. L. (2012). Aktual’nye mediaponyatiya: zhurnalistskij slovar’ sochetaemosti: ucheb. pos. [Actual media concepts: journalistic dictionary of compatibility: study guide]. Ivanovo: Ivanovo state University, 220 p. (In Russ.).
Strashnov S. L. (1983). Analiz poeticheskogo proizvedeniya v zhanrovom aspekte: Ucheb. pos. [Analysis of a poetic work in the genre aspect: study guide]. Ivanovo: publishing house “Ivanovo State University”, 92 p. (In Russ.).
Strashnov S. L. (2018a). Massovye kommunikacii i hudozhestvennoe tvorchestvo: ambivalentnye otnosheniya: St., obozreniya, esse [Mass communications and artistic creativity: ambivalent relations: articles, reviews, essays]. Ivanovo: publishing house “Ivanovo State University”, 186 p.
Strashnov S. L. (1991). Molodeet i lad ballad: Ballada v istorii rus. sov. poezii: Lit.-krit. st. [Is getting younger and the mood of ballads: A ballad in the history of Rus. sov. poetry: Lit.-Crit. articles]. Moscow: “Sovremennik”, 155 p. (In Russ.).
Strashnov S. L. (2009). Osnovy massovogo mediaobrazovaniya: Ucheb. pos. [Fundamentals of mass media education: study guide]. Voronezh: Faculty of Journalism of VSU, 174 p. (In Russ.).
Strashnov S. L. (1990). Poemy A. T. Tvardovskogo: ucheb. pos. [A. T. Tvardovsky’s poems: study guide]. Ivanovo: Ivanovo state University, 90 p. (In Russ.).
Strashnov S. L. (2022). Russkaya poeziya 1917–1991 godov i massovoe soznanie: Monografiya [Russian poetry of 1917 – 1991 and mass consciousness: Monograph]. Moscow, 264 p. (In Russ.).
Strashnov S. L. (1999). Russkaya poeziya XX veka v vypusknom klasse: Kn. dlya uchitelya [Russian poetry of the twentieth century in the graduating class: Book for teachers]. Moscow, 144 p. (In Russ.).
Strashnov S.L. (2018b). Stihi v sisteme massovoj kul’tury (k postanovke problemy) [Poems in the system of mass culture (to the formulation of the problem)]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Kostroma, 153–157. (In Russ.).
Toffler E. (2002). Tret’ya volna [The Third Wave]. Translated from English by K.Y. Burmistrova et al. Moscow, 795 p. (In Russ.). Tynyanov Yu. N. (1977). Poetika. Istoriya literatury. Kino [Poetics. The history of literature. Cinema]. Moscow, 574 p. (In Russ.). Ustyuzhanina E. V., Evsyukov S. G., Petrov A. G., Kazankin R. V., Dmitrieva M. B. (2011). Nauchnaya shkola kak strukturnaya edinica nauchnoj deyatel’nosti [Scientific school as a structural unit of scientific activity]. Preprint #WP/2011/288– Moscow: TSEMI RAS, 73 p., available at: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-teksta-massovoy-kommunikatsii-kak-problema-teorii-slovesnosti/ viewer (In Russ.).
Shklovsky V. B. (1990). Gamburgskij schet: Stat’i – vospominaniya – esse (1914–1933) [Hamburg account: Articles – memoirs – essays (1914 – 1933)]. Moscow, 544 p. (In Russ.).