Современное поле медиапсихологии: научная школа профессора А. М. Шестериной
Аннотация
Медиапсихологическая научная школа под руководством А. М. Шестериной прошла долгий путь развития и сегодня является одним из наиболее значимых направлений в исследовании процессов, происходящих в современных медиа. Она объединила в своих рядах ученых самых разных вузов, проекты как традиционных, так и новых мультимедийных форматов, многоаспектные исследования медийных практик. Особенности школы заключаются в изучении медийных практик в их актуальном состоянии. Результаты исследований школы нашли отражение как в научных публикациях, так и в апробированных методиках их применения в работе с разными возрастными группами.
В статье представлены этапы развития научной медиапсихологической школы, основные проекты, реализованные учеными в рамках ее работы. Отмечается преемственность в развитии научной школы: от исследования медиапсихологических вопросов в целом к изучению особенностей медиавосприятия и медиавоздействия аудиовизуальных СМИ и, наконец, к исследованию психологических аспектов функционирования новых медиа.
Цель статьи – конкретизировать результаты итогов работы научной школы А. М. Шестериной, выделить ключевые достижения, которые могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения особенностей функционирования медиа. В работе представлены важнейшие публикации исследователей, выполненные в рамках функционирования научной школы, наиболее значимые достижения ее участников. Обозначаются перспективные направления исследований.
Скачивания
Литература
Гуськова С. А. Воплощение агрессии в полемических публикациях современной прессы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. No 7. С. 147–150.
Гуськова С. А. Методика исследований культурных ценностей и поведенческих приоритетов студенческой молодежи, формируемых под воздействием материалов конвергентных СМИ // Русистика. 2016. No 11. С. 95–102.
Гуськова С. А. Особенности общения в открытых группах социальной сети «ВКонтакте» как отражение ценностных ориентиров молодежной аудитории // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2016. No 3. С. 66–77.
Зверева Е. А. Современные российские журналы: теория и практика функционирования: автореф. дис... д-ра филол. н. Воронеж, 2017. 23 с.
Копылова О. Ю. Влияние просмотра фильмов ужасов на психическое состояние молодого человека // Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа : Сб. матер. науч.-практ. конф. М. : Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2019. С. 273−281.
Копылова О. Ю., Федорченко К. Е. Современная практика применения цифрового аскетизма // Современные технологии в образовании: актуальные проблемы и тенденции. Ижевск, 2021. С. 205–210.
Литовская А. С. Особенности восприятия экранного изображения. Возникновение подтекста // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2019. Выпуск No1. С. 123–127.
Литовская А. С. Ретроспектива развития подтекста в России // Научные ведомости БелГУ: Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. No1. С. 15–24.
Литовская А. С., Шестерина А. М. Средства выражения подтекста в юмористических программах на российском телевидении // Неофилология. 2022. No 3. С. 621–633.
Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа / Е. А. Зверева, О. В. Пинчук, В. И. Сапунов, А. М. Шестерина. Воронеж : Воронежский государственный университет, 2018. 258 с.
Проблемы конфликта в массовой коммуникации: материалы международной конференции./ Под ред. А.М. Шестериной. Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, 2004. 119 с.
Пронин Е. И. Психологические проблемы современной журналистики / Е.И. Пронин // Журналистика в 2002 году: Реалии и прогнозы развития. М. : РИП-холдинг, 2002. http://evartist.narod.ru/text7/38.htm
Пронин Е. И. Печать и общественное мнение. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1971. 132 с.
Третьяков В. Т. Как стать знаменитым журналистом. 2.0. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. Москва: Ладомир, 2016. 672 c.
Третьяков В. Т. Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал. Москва: Ладомир, 2015. 664 с. Шестерина А. М. Авторская телепередача. Воронеж: Издательство ВГУ, 2017. 138 с.
Шестерина А. М. Имидж телеведущего. Воронеж: Издательство ВГУ, 2019. 123 с.
Шестерина А. М. Интерактивная журналистика. Воронеж: Издательство ВГУ, 2007. 50 с.
Шестерина А. М. Основы Интернет-журналистики. Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, 2002. 76 с.
Шестерина А. М. Основы творческой деятельности журналиста. Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, 2005. 282 с.
Шестерина А. М. Полемический текст в современном медиапространства. Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, 2003. 302 с.
Шестерина А. М. Психология журналистики. В 2-х ч. Ч. 1. Воронеж: Издательство факультета журналистики ВГУ, 2011. 190 с.
Шестерина А. М. Психология журналистики. В 2-х ч. Ч. 2. Воронеж: Издательство факультета журналистики ВГУ, 2011. 216 с.
References
Artishevskaja T. M. (2011). Mediapsihologija v Rosssii: problemy i perspektivy [Mediapsychology in Russia: problems and prospects]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 7, vol. 1, 73–77. (In Russ.).
Gus’kova, S. A. (2008). Voploshchenie agressii v polemicheskikh publikatsiyakh sovremennoy pressy [The embodiment of aggression in the polemical publications of the modern press]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 7, 147–150. (In Russ.).
Gus’kova S. A. (2016). Metodika issledovaniy kul’turnykh tsennostey i povedencheskikh prioritetov studencheskoy molodezhi, formiruemykh pod vozdeystviem materialov konvergentnykh SMI [Research methodology of cultural values and behavioral priorities of student youth, formed under the influence of convergent media materials]. Rusistika, 11, 95–102. (In Russ.).
Gus’kova S. A. (2016). Osobennosti obshcheniya v otkrytykh gruppakh sotsial’noy seti «VKontakte» kak otrazhenie tsennostnykh orientirov molodezhnoy auditorii [Features of communication in open groups of the social network “VKontakte” as a reflection of the value orientations of the youth audience]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2, Yazykoznanie, 3, 66–77. (In Russ.).
Zvereva E. A. (2017). Sovremennye rossijskie zhurnaly: teorija i praktika funkcionirovanija: avtoref. dis... d-ra filol. n. [Modern Russian journals: theory and practice of functioning: author. thesis ... Dr. philol. n.]. Voronezh. 23 p. (In Russ.).
Kopylova O. YU. (2019). Vliyaniye prosmotra fil’mov uzhasov na psikhicheskoye sostoyaniye molodogo cheloveka [Тhe effect of watching horror films on the psyche condition of a young person]. Aktual’nyye problemy ekrannykh i interaktivnykh media. Moscow, 273–281. (In Russ.).
Kopylova O. YU., Fedorchenko K. Ye. (2021). Sovremennaya praktika primeneniya tsifrovogo asketizma [Modern application practice digital asceticism]. Sovremennyye tekhnologii v obrazovanii: aktual’nyye problemy i tendentsii. Izhevsk, 205–210. (In Russ.). Litovskaja A. S. (2019). Osobennosti vosprijatija jekrannogo izobrazhenija. Vozniknovenie podteksta [Features of perception of the screen image. The emergence of subtext]. Vestnik VGU. Serija: Filologija. Zhurnalistika, 1, 123–127. (In Russ.).
Litovskaya A. S. (2020). Retrospektiva razvitiya podteksta v Rossii/ A. S. Litovskaya [A retrospective of the development of subtext in Russia]. Nauchnye vedomosti BelGU: Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya, 1, 15–24. (In Russ.).
Litovskaja A. S., Shesterina A. M. (2022). Sredstva vyrazhenija podteksta v jumoristicheskih programmah na rossijskom televidenii [Means of expressing subtext in humorous programs on Russian television]. Neofilologija, 3, 621–633. (In Russ.).
Osobennosti funkcionirovanija sovremennyh audiovizual’nyh media (2018). [Features of the functioning of modern audiovisual media]. Voronezh : Voronezhskij gosudarstvennyj universitet. 258 p. (In Russ.).
Problemy konflikta v massovoy kommunikatsii: materialy mezhdunarodnoy konferentsii (2004). [Problems of Conflict in Mass Communication: Proceedings of the International Conference]. Tambov: Izdatel’stvo Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G. R. Derzhavina. 119 p. (In Russ.).
Pronin E. I. (2002). Psihologicheskie problemy sovremennoj zhurnalistiki [Psychological problems of modern journalism]. Zhurnalistika v 2002 godu: Realii i prognozy razvitija. Moscow: RIP-holding, available at: http://evartist.narod.ru/text7/38.html, accessed 21.06.2023. (In Russ.).
Pronin E. I. (1971). Pechat’ i obshhestvennoe mnenie [Press and public opinion]. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta. 132 p. (In Russ.).
Tretyakov V. T. (2016b). Kak stat’ znamenitym zhurnalistom. 2.0. Kurs lektsiy po teorii i praktike sovremennoy zhurnalistiki. [How to become a famous journalist. 2.0. A course of lectures on the theory and practice of modern journalism]. Moscow: Ladomir, 672 p. (In Russ.).
Tretyakov V. T. (2015). Teoriya televideniya. TV kak neoyazychestvo i kak karnaval [The theory of television. TV as neo-paganism and as a carnival]. Moscow: Ladomir, 664 р. (In Russ.).
Shesterina A. M. (2017). Avtorskaya teleperedacha [Author’s TV show]. Voronezh: Izdatel’stvo VGU. 138 p. (In Russ.). Shesterina A. M. (2019). Imidzh televedushchego [TV presenter image]. Voronezh: Izdatel’stvo VGU, 123 р. (In Russ.).
Shesterina A. M. (2007). Interaktivnaya zhurnalistika [Interactive journalism]. Voronezh: Izdatel’stvo VGU. 50 p. (In Russ.). Shesterina A. M. (2002). Osnovy Internet-zhurnalistiki [Fundamentals of Internet Journalism]. Tambov: Izdatel’stvo Tambovskogo
gosudarstvennogo universiteta imeni G. R. Derzhavina. 76 p. (In Russ.).
Shesterina A. M. (2005). Osnovy tvorcheskoy deyatel’nosti zhurnalista [Fundamentals of the creative activity of a journalist]. Tambov: Izdatel’stvo Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G. R. Derzhavina. 282 p. (In Russ.).
Shesterina A. M. et al. (2018). Osobennosti funktsionirovanii sovremennykh audiovizual’nykh media [Features of the functioning of modern audiovisual media]. Voronezh: Kvarta, 256 p. (In Russ.).
Shesterina A. M. (2003). Polemicheskiy tekst v sovremennom mediaprostranstva [Polemical text in modern media space]. Tambov: Izdatel’stvo Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G.R.Derzhavina. 302 p. (In Russ.).
Shesterina A. M. (2011). Psikhologiya zhurnalistiki [Psychology of journalism]. V 2-kh ch. Ch. 1. Voronezh: Izdatel’stvo fakul’teta zhurnalistiki VGU. 190 p. (In Russ.).
Shesterina A. M. (2011). Psikhologiya zhurnalistiki [Psychology of journalism]. V 2-kh ch. Ch. 2. Voronezh: Izdatel’stvo fakul’teta zhurnalistiki VGU. 216 p. (In Russ.).