Журналист начинается с редактора: феномен наставничества главного редактора «МК» Павла Гусева

  • Ева Михайловна Меркачева Московский комсомолец, Московский международный университет, Москва, Россия

Аннотация




В статье рассматривается феномен наставничества в редакционной работе, а также роль главного редактора как наставника в формировании редакционного коллектива и становлении журналиста. Автор анализирует практику наставничества в современной прессе России, а также собственный опыт работы в «Московском комсомольце», где наставником автора был главный редактор. Особое внимание в статье уделяется в целом роли главного редактора как наставника. Такая практика, как показывает анализ, в современной газете довольно редка, однако именно она во многом определяет успех издания. Автор отмечает значение наставничества и роль лидера издания в таких вопросах, как формирование «команды» газеты, выстраивание концепции и стратегии издания, следование этическим принципам, укрепление профессиональной солидарности, разрешение возникающих конфликтов. Пример наставничества в журналистике показан на примере владельца и главного редактора «Московского комсомольца» П. Н. Гусева. К ключевым теоретическим основаниям исследования в статье относятся: информационная политика, редакционная политика, редакционный менеджмент, миссия и позиция издания. Основные методы исследования - проработка документов, наблюдение, экспертное интервью, систематизация и обобщение эмпирического материала. Цель данной статьи – на примере особенностей редакторства П. Н. Гусева рассмотреть роль главного редактора в формировании редакционного коллектива и становлении личности журналиста. В статье показана роль главного редактора в формировании личности начинающего журналиста, который на практике осваивает технологию работы и этические нормы поведения. В качестве заключения в статье звучит тезис о том, что отечественный опыт редакторства позволяет глубоко погрузиться в «кухню» редакционной политики. Пример МК, которым руководит П. Н. Гусев, свидетельствует о том, что в России редакция может эффективно действовать в системе координат «владелец – редактор», функционирование которых сбалансировано между экономической, организационной и наставнической функциями.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

соискатель ученой степени кандидата наук

Литература

Ажгихина Н. И. Честное слово. Мастера журналистики о границах правды и свободы. М. : Медиагруппа Журналист, 2020. 320 с.
Ажгихина Н. И. Мы живём в перевёрнутом мире. М. : Журналист, No12, 2019. С. 68-73
Вырковский А. В. Процессное управление и редакционный менеджмент: возможности адаптации // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. No 2, Т. 5. С. 210–220.
Гуревич С. М. Номер газеты : учебное пособие. М. : Аспект Пресс, 2002. 192 с.
Гуревич С. М. Экономика отечественных СМИ : учебное пособие. М. : Аспект Пресс, 2004. 296 с.
Засурский Я. Н. Система средств массовой информации России. М. : Аспект Пресс, 2003. 259 с.
Касютин В. Л. Живая газета. М. : Издательство Союза журналистов России, 2013. 336 с.
Киршин Б. Н. Концепция объективной журналистики в новых медиаусловиях // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. No 1 (35). С. 147–150. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2020-10119.
Корконосенко С. Г. Проблема ценностного потенциала современной отечественной журналистики // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. No 1-2. С. 318–325.
Лазутина Г. В. В защиту профессии. Мысли после поединка чиновника и профессора // Журналист. 2016. Специальный выпуск, No 4. С. 22–25.
Олешко В. Ф. Психология журналистики : учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Издательство Юрайт, 2017. 351 с.
Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М. : Аспект Пресс, 2011. 348 с.
Распопова С. С. Закон «О средствах массовой информации» и кодексы профессиональной этики журналиста в практике российских СМИ // Челябинский гуманитарий. 2022. No 1 (58). С. 93–101. DOI: 10.47475/1999-5407-2022-10110. Сапожникова С. Е. Редактор и автор научной монографии: Актуальные вопросы взаимодействия (Часть II. Психологический аспект проблемы) // Развитие личности. 2015. No 3. С. 178–193.
Фурсов А. Л. Проблемы наставничества в медиа-сфере // Профессиональная ориентация. 2015. No 2. С. 42–45. DOI: 10.24411/2411-2550-2015-10001.
Хлопунова О. В., Коробов, С. В. Профессия главный редактор: взгляд профессионалов // Филология и лингвистика. 2017. No 1 (5). С. 101–104.

References
Azhgikhina, N. I. (2020). Honestly. Masters of journalism about the boundaries of truth and freedom [Chestnoe slovo. Mastera zhurnalistiki o granitsakh pravdy i svobody]. Moscow: Mediagroup Journalist. 320 p. (in Russ)
Azhgikhina N.I. We live in an upside-down world [My zhivem v perevernutom mire] Moscow.: Journalist, No. 12, 2019. P. 68-73 (in Russ)
Vyrkovsky, A. V. (2016). Protsessnoe upravlenie i redaktsionnyy menedzhment: vozmozhnosti adaptatsii [Process management and editorial management: adaptation possibilities]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 2, T. 5, 210–220. (in Russ)
Gurevich, S. M. (2002). Nomer gazety [Newspaper number]. Moscow: Aspect Press. 192 p. (in Russ).
Gurevich, S. M. (2004). Ekonomika otechestvennykh SMI [Economics of domestic media]. Moscow: Aspect Press. 296 p. (in Russ) Zasursky, Ya. N. (2003). Sistema sredstv massovoy informatsii Rossii [System of mass media in Russia]. Moscow: Aspect Press. 259 p. (in Russ)
Kasyutin, V. L. (2013). Zhivaya gazeta [Living newspaper]. Moscow: Publishing house of the Union of Journalists of Russia. 336 p. (in Russ)
Kirshin, B. N. (2020). Kontseptsiya ob”ektivnoy zhurnalistiki v novykh mediausloviyakh [The concept of objective journalism in new media conditions]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 1 (35), 147–150. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2020- 10119. (in Russ)
Korkonosenko, S. G. (2012). Problema tsennostnogo potentsiala sovremennoy otechestvennoy zhurnalistiki [The problem of the value potential of modern domestic journalism]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, 1-2, 318–325. (in Russ)
Lazutina, G. V. (2016). V zashchitu professii. Mysli posle poedinka chinovnika i professora [In defense of the profession. Thoughts after the fight between an official and a professor]. Zhurnalist. Spetsial’nyy vypusk, 4, 22–25. (in Russ)
Oleshko, V. F. (2017). Psikhologiya zhurnalistiki : uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Psychology of journalism: textbook and workshop for academic bachelor’s degree]. Moscow: Yurayt Publishing House. 351 p. (in Russ)
Prokhorov, E. P. (2011). Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki [Introduction to the theory of journalism]. Moscow: Aspect Press. 348 p. (in Russ)
Raspopova, S. S. (2022). Zakon «O sredstvakh massovoy informatsii» i kodeksy professional’noy etiki zhurnalista v praktike rossiyskikh SMI [Law “On the Mass Media” and codes of professional ethics of journalists in the practice of Russian media]. Chelyabinskiy gumanitariy, 1 (58), 93–101. DOI: 10.47475/1999-5407-2022-10110. (in Russ)
Sapozhnikova, S. E. (2015). Redaktor i avtor nauchnoy monografii: Aktual’nye voprosy vzaimodeystviya (Chast’ II. Psikhologicheskiy aspekt problemy) [Editor and author of the scientific monograph: Current issues of interaction (Part II. Psychological aspect of the problem)]. Razvitie lichnosti, 3, 178–193. (in Russ)
Fursov, A. L. (2015). Problemy nastavnichestva v media-sfere [Problems of mentoring in the media sphere]. Professional’naya orientatsiya, 2, 42–45. DOI: 10.24411/2411-2550-2015-10001. (in Russ)
Khlopunova, O. V. & Korobov, S. V. (2017). Professiya glavnyy redaktor: vzglyad professionalov [Profession editor-in-chief: the view of professionals]. Filologiya i lingvistika, 1 (5), 101–104. (in Russ)
Опубликована
2023-08-31
Как цитировать
МЕРКАЧЕВА, Ева Михайловна. Журналист начинается с редактора: феномен наставничества главного редактора «МК» Павла Гусева. Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 3 (64), p. 85–91, aug. 2023. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/2487>. Дата доступа: 27 july 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-64-3-85-91.
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Ключевые слова

журналистика, редакционная политика, главный редактор, редакционный менеджмент, гражданская позиция, печатные СМИ, периодические издания