Телевидение как карнавал. Научная школа ВШТ МГУ

  • Виталий Товиевич Третьяков Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Аннотация




В статье пойдет речь о Высшей школе телевидения МГУ как о первом в России факультете, на котором началось обучение по направлению «Телевидение». Девиз факультета: «Мы сделаем телевидение лучше!». Научная школа факультета опирается как на традиционные подходы к изучению аудиовизуальных медиа, так и на оригинальные авторские концепции. Исследование специфики функционирования современного телевидения определяется представлением о том, что в его современной форме оно во- многом демонстрирует явления, свойственные карнавалу в том его понимании, которое предложил в своих трудах М. М. Бахтин. Все качества карнавала мы можем наблюдать сегодня как на телевизионном экране, так и в сетевых форматах аудиовизуальных медиа.
В статье представлен накопленный Высшей школой телевидения МГУ опыт анализа экранных медиа. Дается представление об истории развития научной школы, о тех исследователях, которые активно проявили себя в изучении современной медиасферы. Конкретизируются основные направления исследования: анализ традиционного телевидения, изучение анимации и кинематографа, исследование современных сетевых видеоформатов. Фиксируется уникальный опыт сочетания как в научной, так и в преподавательской деятельности опыта практикующих тележурналистов и знаний научных сотрудников. Анализируются ключевые практики и результаты научной деятельности. Предлагается краткая характеристика новой функциональной теории журналистики, пересматривающей применительно к современной медиапрактике трактовку ключевых функций средств массовой информации.
В этом году Высшей школе телевидения исполняется 15 лет. Представляется важным рассказать о тех, кто стоит у истоков развития направления «Телевидение» в России.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

профессор, декан Высшей школы (факультета) телевидения

Литература

Ахвледиани М. В. Новости как профессия. Москва: Аспект Пресс, 2015. 120 с.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва: Художественная литература, 1990. 544 с.
Копылова О. Ю. Влияние просмотра фильмов ужасов на психическое состояние молодого человека. // Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа. Москва, 2019. С. 273-281.
Копылова О. Ю., Федорченко К. Е. Современная практика применения цифрового аскетизма. // Современные технологии в образовании: актуальные проблемы и тенденции. Ижевск, 2021. С. 205-210.
Кривуля Н. Г. Анимация и поэзия: Созвучия и диссонансы. Москва, 2022. 340 c.
Кривуля Н. Г. Анимация и проза: Возможности диалога. Москва, 2023. 520 c.
Научные и учебные тетради Высшей школы (факультета) телевидения МГУ: сборник. В 2-х т. Т. 1. Москва: Алгоритм, 2010. 256 с.
Научные и учебные тетради Высшей школы (факультета) телевидения МГУ: сборник. В 2-х т. Т. 2. Москва: Алгоритм, 2010. 336 с.
Особенности функционировании современных аудиовизуальных медиа: монография / Под ред. А.М. Шестериной. Воронеж: Кварта, 2018. 256 с.
Третьяков В. Т. Как стать знаменитым журналистом. 2.0. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. Москва: Ладомир, 2016. 672 c.
Шевелев Г. А. История отечественного телевидения: Взгляд исследователей и практиков. Москва: Аспект Пресс, 2012. 160 с.
Шестерина А. М. Имидж телеведущего. Воронеж: Издательство ВГУ, 2019. 123 с.
Шестерина А. М. Кафтан В. В. и др. Коммуникации в условиях цифровой трансформации современного российского общества. Москва: Кнорус, 2021. 202 с.
Шестерина А. М. Психология журналистики. Воронеж: Издательство ВГУ, 2011. Ч. 1. 190 c. Шестерина А. М. Психология журналистики. Воронеж: Издательство ВГУ, 2011. Ч. 2. 216 c.

References
Akhvlediani M. V. (2015). Novosti kak professiya [Akhvlediani M.V. News as a profession]. Moscow: Aspect Press, 120 р. (In Russ.).
Bakhtin M. M. (1990). Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul’tura srednevekov’ya i Renessansa [Creativity of Francois Rabelais and folk culture of the Middle Ages and the Renaissance]. Moscow: Fiction, 544 p. (In Russ.).
Kopylova O. YU. (2019). Vliyaniye prosmotra fil’mov uzhasov na psikhicheskoye sostoyaniye molodogo cheloveka [he effect of watching horror films on the psyche condition of a young person]. Aktual’nyye problemy ekrannykh i interaktivnykh media. Moskva, 273–281. (In Russ.).
Kopylova O. YU. (2021). Fedorchenko K.Ye. Sovremennaya praktika primeneniya tsifrovogo asketizma [Modern application practice digital asceticism]. Sovremennyye tekhnologii v obrazovanii: aktual’nyye problemy i tendentsii. Izhevsk, 205–210. (In Russ.). Krivulya N. G. (2022). Animatsiya i poeziya: Sozvuchiya i dissonansy [Animation and Poetry: Consonances and Dissonances]. Moscow, 320 p. (In Russ.).
Krivulya N. G. (2023). Animatsiya i proza: Vozmozhnosti dialoga [Animation and prose: Possibilities of dialogue]. Moscow, 520 p. (In Russ.).
Nauchnyye i uchebnyye tetradi Vysshey shkoly (fakul’teta) televideniya MGU [Scientific and educational notebooks of the Higher School (Faculty) of Television of Moscow State University] (2010). T. 1. Moscow: Algoritm, 256 p. (In Russ.).
Nauchnyye i uchebnyye tetradi Vysshey shkoly (fakul’teta) televideniya MGU [Scientific and educational notebooks of the Higher School (Faculty) of Television of Moscow State University] (2010). T. 2. Moscow: Algoritm, 336 p. (In Russ.).
Tretyakov V. T. (2016). Kak stat’ znamenitym na televidenii. Teoriya televideniya dlya vsekh, kto khochet na nom rabotat’. [How to become famous on TV. TV theory for everyone who wants to work on it]. Moscow: Ladomir, 536 p. (In Russ.).
Shesterina A. M. Kaftan V. V. et al. (2021). Kommunikatsii v usloviyakh tsifrovoy transformatsii sovremennogo rossiyskogo obshchestva [Communications in the context of digital transformation of modern Russian society]. Moskva: Knorus, 202 p. (In Russ.).
Shesterina A. M. et al. (2018). Osobennosti funktsionirovanii sovremennykh audiovizual’nykh media [Features of the functioning of modern audiovisual media]. Voronezh: Kvarta, 256 p. (In Russ.).
Shesterina A. M. (2011). Psikhologiya zhurnalistiki [Psychology of journalism]. P.1. Voronezh: Izdatel’stvo VGU, 190 р. (In Russ.).
Shesterina A. M. (2011). Psikhologiya zhurnalistiki [Psychology of journalism]. P. 2. Voronezh: Izdatel’stvo VGU, 260 р. (In Russ.).
Опубликована
2023-08-31
Как цитировать
ТРЕТЬЯКОВ, Виталий Товиевич. Телевидение как карнавал. Научная школа ВШТ МГУ. Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 3 (64), p. 102–107, aug. 2023. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/2489>. Дата доступа: 13 apr. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-64-3-102-107.
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Ключевые слова

Высшая школа (факультет) телевидения, телевидение, карнавал, научная школа