Дискурс консьюмеризма: от потребительских установок прошлого – к рациональным практикам настоящего

  • Анастасия Викторовна Будилина Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

Аннотация




В настоящей статье автор представляет ретроспективный анализ дискурса потребления, характерный для исследований ХХ–XXI веков. Основная цель статьи – проследить смену ключевых парадигм консьюмеризма, характеризующих нормы и ценности культуры потребления. На материале существующих концепций и подходов, автором делается вывод о постепенной переориентации практик потребления к осознанности и рационализации запросов аудитории. Вводится понятие самомаркетинга – как новой потребительской стратегии. Содержательная трактовка обозначенного концепта, опирается на комплексную систему знаний в области философии, культурологии, психологии, социологии, экономики. Стратегии самомаркетинга рассматриваются автором в качестве факторов формирования культуры самоорганизации, наиболее отчетливо проявляющейся в цифровой культуре и характерных для поколения XXI века культурных практиках. Делается вывод о необходимости конкретизации проблематики цифрового потребления в условиях цифровизации социокультурного пространства современности.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

соискатель кафедры философии и культурологии

Литература

1. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / под. ред. Ю. А. Здорового. Москва: Медиум, 1996. С. 15–65.
2. Бодрийяр Ж. Система вещей. Москва: Рипол-Классик, 2022. 256 с.
3. Веблен Т. Теория праздного класса. Москва.: АСТ, 2021. 384 с.
4. Джеймс Д. Эффективный самомаркетинг. Санкт-Петербург: Филин, 2007. 128 с.
5. Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа / пер. с англ.
А. Гасилина. Москва: РИПОЛ классик, 2019. 383 c.
6. Ильин В. И. Потребление как дискурс: Санкт-Петербург: Интерсоцис, 2009. 446 с.
7. Ильин В.И. Креативный консьюмеризм как тренд современного общества потребления // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011, XIV(5). С. 41–54.
8. Князькова О. Н. Мотивационно-ценностные аспекты культуры самоорганизации личности студента // Человек и образование. 2014. No3 (40). С. 139–143.
9. Костина А. В., Флиер А. Я. Культура: между рабством конъюнктуры, рабством обычая и рабством статуса. Москва : Согласие. 2011. 680 с.
10. Маркузе Г. Одномерный человек / пер. А. Юдин. Москва, 2003. 368 с.
11. Овсянников А. А. Общество потребления в России: системность и тотальность кризиса // Вестник МГИМО.2011. No3(18). С. 222–235
12. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Психология масс. Хрестоматия. Самара, Издательский дом «БАХРАХ», 1998. С. 195–312.
13. Сибрук Д. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры. Москва: Ад Маргинем, 2020.240 с.
14. Соколова М.Е. Культура смарт-потребления: информационно-безопасностный аспект // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2018. No 4 (35). С.68–91.
15. Флиер А. Я. Потребление как культурное явление: сущность и символика. Феномен метакультуры // Знание. Понимание. Умение. 2021. No1. С. 157–165.
16. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее. Москва: Издательский дом «Классика-XXI», 2007. 421 с.
17. Фромм Э. Иметь или быть. Москва: ACT, 2007. 320 с.
18. Фромм Э. Человек одинок / Перевод с англ. Р. Облонской // Иностранная литература. 1966. No 1. С. 230–233.
19. Шабанова М. А. Новые потребительские практики в условиях цифровизации гражданского общества: теоретико-методологические аспекты // Социологические исследования. 2020. No 11. С. 16–26.

References
1. Ben’yamin, V. (1996). Proizvedeniye iskusstva v epokhu ego tekhnicheskoy vosproizvodimosti [A work of art in the era of its technical reproducibility]. Moscow: Medium, 15–65. (In Russ.).
2. Bodriyyar Zh. (2022). Sistema veshchey [System of things]. Moscow: Ripol-Klassik, 256 p. (In Russ.).
3. Veblen T. (2021). Teoriya prazdnogo klassa [The theory of the leisure class.] Moscow: AST, 384 p. (In Russ.).
4. Dzheyms D. (2007). Effektivnyy samomarketing [Effective self-marketing]. Saint-Petersburg: Filin, 128 p. (In Russ.).
5. Dzhenkins G. (2019). Konvergentnaya kul’tura. Stolknoveniye starykh i novykh media [Convergent culture. The clash of old and new media]. Moscow: RIPOL klassik, 383 p. (In Russ.).
6. Il’in V. I. (2011). Kreativnyy kons’yumerizm kak trend sovremennogo obshchestva potrebleniya [Creative consumerism as a trend of modern consumer society]. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noy antropologii, XIV(5), 41–54. (In Russ.).
7. Il’in V. I. (2009). Potrebleniye kak diskurs [Consumption as a discourse]. SPb: Intersotsis, 446 p. (In Russ.).
8. Knyaz’kova O. N. (2014). Motivatsionno-tsennostnyye aspekty kul’tury samoorganizatsii lichnosti studenta [Motivational and value aspects of the culture of self-organization of the student’s personality]. Chelovek i obrazovaniye, 139–143. (In Russ.).
9. Kostina A. V., Fliyer A. Ya. (2011). Kul’tura: mezhdu rabstvom kon”yunktury, rabstvom obychaya i rabstvom statusa. [Culture: between the slavery of conjuncture, the slavery of custom and the slavery of status]. Moscow : Soglasiye, 680 p. (In Russ.).
10. Markuze G. (2003). Odnomernyy chelovek [One-dimensional man]. Moscow, 368 p. (In Russ.).
11. Ovsyannikov A. A. (2011). Obshchestvo potrebleniya v Rossii: sistemnost’ i total’nost’ krizisa [Consumer Society in Russia: the systemic nature and totality of the crisis.] Vestnik MGIMO, Vol. 3 (18), 222–235 (In Russ.).
12. Ortega-i-Gasset Kh. (1998). Vosstaniye mass [The uprising of the masses]. Samara, Izdatel’skiy dom «BAKhRAKh», 195–312. (In Russ.).
13. Sibruk D. (2020). Nobrow. Kul’tura marketinga. Marketing kul’tury. [Nobrow. Marketing culture. Culture marketing.]. Moscow: Ad Marginem, 240 p. (In Russ.).
14. Sokolova M. E. (2018). Kul’tura smart-potreblenija: informacionno-bezopasnostnyj aspekt [Culture of smart consumption: information and security aspect] // Chelovek: Obraz i sushhnost’. Gumanitarnye aspekty. no.4. pp. 68-91. (In Russ.).
15. Fliyer A. Ya. (2021). Potrebleniye kak kul’turnoye yavleniye: sushchnost’ i simvolika. Fenomen metakul’tury [Consumption as a cultural phenomenon: essence and symbolism. The phenomenon of metaculture] Znaniye. Ponimaniye. Umeniye, 157–165. (In Russ.).
16. Florida R. (2007). Kreativnyy klass. Lyudi, kotoryye menyayut budushcheye [Creative class. People who are changing the future]. Moscow: IIzdatel’skiy dom «Klassika-XXI», 421 p. (In Russ.).
17. Fromm E. (2007). Imet’ ili byt’ [To have or to be]. Moscow: ACT, 547 p. (In Russ.).
18. Fromm E. (1966). Chelovek odinok [The man is lonely]. Inostrannaya literatura, 230–233. (In Russ.).
19. Shabanova M. A. (2020). Novye potrebitel’skie praktiki v uslovijah cifrovizacii grazhdanskogo obshhestva: teoretiko-metodologicheskie aspekty [New consumer practices in the context of digitalization of civil society: theoretical and methodological aspects]. Sociologicheskie issledovanija, 11, 16–26. (In Russ.).
Опубликована
2023-07-05
Как цитировать
БУДИЛИНА, Анастасия Викторовна. Дискурс консьюмеризма: от потребительских установок прошлого – к рациональным практикам настоящего. Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 1 (62), p. 14–19, july 2023. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/2495>. Дата доступа: 08 sep. 2024
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Ключевые слова

потребление, консьюмеризм, динамика ценностей, осознанность потребления, рациональные практики