Кино, память и контекст. Религиозные образы и сюжеты

  • Алена Владимировна Юрикова Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей, Оренбург, Россия

Аннотация




В статье рассматриваются постановка религиозной темы в современном российском кинематографе и основные тенденции в отображении религиозности в фильмах 2000-х гг. В исследовании зафиксированы основные мотивы современного российского кино на религиозную тему: духовные поиски, богооставленность, чудо, традиция, житие святых и евангельские сюжеты, персонализм, народная религиозность. Была выбрана группа фильмов с библейскими мотивами, документальные драмы с духовными поисками и кино на антиклерикальную тему. Тем не менее, если уходить от формального воспроизведения сюжетов, то все перечисленные мотивы указывают на определенные запросы и состояние общества, а также могут ответить на многие современные вопросы, в том числе и связанные с состоянием и ролью православия.
Основываясь на анализе конкретных кинофильмов, автор исследует мемориальную функцию кинематографа как текста культуры, генератора духовных (в том числе, религиозных) смыслов.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат культурологии, заместитель директора по научной работе

Литература

1. Балаж, Б. Кино: Становление и сущность нового искусства. Москва: Прогресс, 1968. 328 с.
2. Гуторов Ю.А. Святые и святость в кинематографе Труды // Нижегородской духовной семинарии. 2020. No18. С. 371–386.
3. Делёз Ж. Кино: Кино 1. Образ-движения; Кино 2. Образ-время. Москва: Ad Marginem, 2004. 622 с. 4. Кириллова Н. Б. Киномагия: маска и миф // Вестник ВГИК. 2020. Т. 12. No 3 (45). С. 29–42.
5. Куделина Е. А. Новые реалии и задачи российского кинематографа // Власть. 2022. Т. 30. No 6. С. 281–282.
6. Лотман, Ю. М. Память в культурологическом освещении // Избранные статьи. Таллинн. Т. 1. 1992. 479 с.
7. Мариевская Н. Е. Культурная память в кинематографическом произведении // Международный журнал исследований культуры. 2012. No 2 (7). С. 55–60.
8. Перельштейн Р. М. Метафизика киноискусства // Вестник культурологии. 2021. No 2 (96). С. 57–79.
9. Петрова А. П. Специфика репрезентации религиозного героя в современном российском кинематографе // Вестник культуры и искусств. 2020. No 2 (62). С. 124–133.
10. Русские кинокритики о религиозном кино // Новое литературное обозрение. 2009. No 3 (97). С. 284–305.
11. Творческое наследие Андрея Тарковского. Актуальные аспекты. К 90-летию со дня рождения режиссера // М. А. Пальшкова. Москва: ВГИК, 2022. 120 с.
12. Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре: Сб. ст. / ред.-сост. Е. Цымбал, В. Океанский. Иваново: Талка, 2008. 224 с.
13. Шестакова И. В. Российский кинематограф в условиях процесса глобализации // Мир науки, культуры, образования. 2010. No 1. С. 32–35.
14. Ямпольский М.Б. Кино как художественная археология // Сеанс. 2007. No 33/34. С. 240–251.
15. Шуб М. Л. Основные стратегии российской государственной политики памяти в контексте современного кинематографа // Дискурс-Пи. 2020. Т. 17. No 3 (40).С. 88–100.

References
1. Balazh B. (1968). Kino: Stanovlenie i sushhnost’ novogo iskusstva [Formation and essence of new art]. Moscow: Progress. 328 p. (In Russ.).
2. Gutorov Ju. A. (2020). Svjatye i svjatost’ v kinematografe [Saints and holiness in cinema]. Trudy Nizhegorodskoj duhovnoj seminarii, 18, 371–386. (In Russ.).
3. Deljoz Zh. (2004). Kino: Kino 1. Obraz-dvizhenija; Kino 2. Obraz-vremja [Image-movement; Cinema 2. Image-time]. Moscow: Ad Marginem. 622 p. (In Russ.).
4. Kirillova N. B. (2020). Kinomagija: maska i mif. [Film magic: mask and myth]. Vestnik VGIK, Vol. 12, 3, 29–42. (In Russ.).
5. Kudelina E. A. (2022). Novye realii i zadachi rossijskogo kinematografa [New realities and tasks of Russian cinema]. Vlast’, Vol. 30, 6, 281–282. (In Russ.).
6. Lotman, Ju. M. (1992). Pamjat’ v kul’turologicheskom osveshhenii [Memory in cultural illumination]. Izbrannye stat’i. Tallinn. Vol. 1, 479 p. (In Russ.).
7. Marievskaja N. E. (2012). Kul’turnaja pamjat’ v kinematograficheskom proizvedenii [Cultural memory in the cinema work]. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul’tury, 2, 55–60. (In Russ.).
8. Perel’shtejn R. M. (2021). Metafizika kinoiskusstva [Metaphysics of cinema]. Vestnik kul’turologii, 2, 57–79. (In Russ.).
9. Petrova A. P. (2020). Specifika reprezentacii religioznogo geroja v sovremennom rossijskom kinematografe [The specificity of the representation of a religious hero in modern Russian cinema]. Vestnik kul’tury i iskusstv, 2, 124–133. (In Russ.).
10. Russkie kinokritiki o religioznom kino (2009) [Russian film critics about religious cinema]. Novoe literaturnoe obozrenie, 3, 284–305. (In Russ.).
11. Pal’shkova M. A. (2022). Tvorcheskoe nasledie Andreja Tarkovskogo. Aktual’nye aspekty. K 90-letiju so dnja rozhdenija rezhissera [Creative legacy of Andrei Tarkovsky. Current Aspects. K 90-director’s birthday]. Moscow: VGIK. 120 p. (In Russ.).
12. Fenomen Andreja Tarkovskogo v intellektual’noj i hudozhestvennoj kul’ture (2008) [The phenomenon of Andrei Tarkovsky in the intellectual and artistic culture]. Ivanovo: Talka. 224 p. (In Russ.).
13. Shestakova I. V. (2010). Rossijskij kinematograf v uslovijah processa globalizacii. [Russian cinema in the process globalization]. Mir nauki, kul’tury, obrazovanija, 1, 32–35. (In Russ.).
14. Jampol’skij M. B. (2007). Kino kak hudozhestvennaja arheologij [Cinema as artistic archeology]. Seans, 33/34, 240–251. (In Russ.).
15. Shub M. L. (2020). Osnovnye strategii rossijskoj gosudarstvennoj politiki pamjati v kontekste sovremennogo kinematografa. [Main Strategies of Russian State Policy memory in the context of modern cinema]. Diskurs-Pi, Vol. 17, 3, 88–100. (In Russ.).
Опубликована
2023-04-01
Как цитировать
ЮРИКОВА, Алена Владимировна. Кино, память и контекст. Религиозные образы и сюжеты. Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 1 (62), p. 91–96, apr. 2023. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/2512>. Дата доступа: 08 sep. 2024
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Ключевые слова

кино, память, религиозная культура, духовность