Поэтика городского пространства сквозь призму теории атмосферы Г. Беме (на примере романа Д. Бавильского «Красная точка»)

  • Арина Ринатовна Медведева Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия http://orcid.org/0000-0001-8911-5100

Аннотация




В статье рассматривается концепция атмосферы города в романе «Красная точка» Д. Бавильского. Теоретической основой статьи является понимание атмосферы Г. Бёме в контексте новой эстетики, а также ряд работ смежных научных дисциплин, позволяющих рассматривать феномен атмосферы как специфического интерфейса, обеспечивающего взаимодействие между человеком и пространством в его сознании. В романе «Красная точка» атмосфера предстает, с одной стороны, как циклическая, самообновляющаяся структура, смысловые оттенки которой меняются в зависимости от позиционирования человека по отношению к пространству (близость/дистанционность). С другой стороны, атмосфера рассматривается как совокупность сложных связей, источники которой лежат в попытке осмысления героем окружающей его действительности, что в том числе проявляется в готической интерпретации атмосферы города в романе.





Благодарности: Статья подготовлена в рамках гранта Российского научного фонда (региональный конкурс Челябинской области) No 22-28-20162 «Литературное творчество Южного Урала в системе региональной идентичности: конструирование, репрезентация и продвижение в цифровом пространстве».







Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат филологических наук, младший научный сотрудник Управления научной и инновационной деятельности

Литература

1. Абрамова А. С. Атмосфера: к вопросу о сущности феномена// Философия и культура. 2017. No 4. С. 20–41.
2. Бёме Г. «Атмосфера» как фундаментальное понятие новой эстетики // METAMODERN – журнал о метамодернизме. 2018. URL: https://metamodernizm.ru/atmosphere-and-a-new-aesthetics/ (дата обращения: 21.05.2023).
3. Манович Л. Язык новых медиа. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2018. 400 с.
4. Омельяненко В. А., Ремчукова Е. Н. Поликодовые тексты в аспекте мультимодальности // Коммуникативные исследования. 2018. No 3 (17). С. 66–78.
5. Попов Д. В. Сознание как интерфейс в структуре коммуникации // Манускрипт. 2019. Т. 12. No 2. С. 54–60.
6. Харман Г. Объектно-ориентированная онтология: новая «теория всего»: пер. с англ. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2021. 272 с.
7. Яковлева Л. Ю. Атмосфера архитектурно-городских пространств в эстетике Гернота Бёме // Terra Aestheticae. 2019. No 1 (3). С. 43–66.
8. Böhme G. Atmospheric Architectures: The Aesthetics of Felt Spaces. London, NY: Bloomsbury, 2017. 217 p.
9. Böhme G. The Concept of Body as the Nature We Ourselves Are // The Journal of Speculative Philosophy. Vol. 24. No 3. 2010. Pp. 224–238.
10. Galloway A. R. The Interface Effect. Cambridge: Polity Press, 2012. 182 p.
11. Guattari F. Schizoanalytic cartographies. London: A&C Black, 2012. 321 p.
12. Harrison S. A., Tong F. Decoding reveals the contents of visual working memory in early visual areas // Nature. 2009. Vol. 458. No 7238. Pp. 632–635.
13. Randviir A. et al. From Systematic Semiotic Modelling to Pseudointentional Reference // Σημειωτκή- Sign Systems Studies. 2019. Vol. 47. No 1-2. Pp. 8–68.
14. Redies C. Combining universal beauty and cultural context in a unifying model of visual aesthetic experience // Frontiers in human neuroscience. 2015. Vol. 9. https://doi.org/10.3389/fnhum.2015.00218 15. Zettl H. Sight, Sound, Motion: Applied Media Aesthetics. 7th ed. Boston : Cengage, 2017. 436 p.

References
1. Abramova A. S. (2017). Atmosfera: k voprosu o sushchnosti fenomena [Atmosphere: to the question of the essence of the phenomenon]. Filosofiya i kul’tura, 4, 20–41. (In Russ.).
2. Böhme G. (2018). “Atmosfera” kak fundamental’noe ponyatie novoj estetiki [“Atmosphere” as a fundamental concept of new aesthetics]. METAMODERN – zhurnal o metamodernizme, available at: https:// metamodernizm.ru/atmosphere-and-a-new-aesthetics/, accessed 21.05.2023. (In Russ.).
3. Manovich L. (2018). Yazyk novyh media [The language of new media]. Moscow: Ad Marginem Press, 400 p. (In Russ.).
4. Omel’yanenko V. A., Remchukova E. N. (2018). Polikodovye teksty v aspekte mul’timodal’nosti [Polycode texts in the aspect of multimodality]. Kommunikativnye issledovaniya, 3 (17), 66–78. (In Russ.).
5. Popov D. V. (2019). Soznanie kak interfejs v strukture kommunikacii [Consciousness as an interface in the structure of communication]. Manuskript, 2, Vol. 12, 54–60. (In Russ.).
6. Harman G. (2021). Ob’ektno-orientirovannaya ontologiya: novaya “teoriya vsego” [Object-oriented ontology: a new “theory of everything”]. Moscow : Ad Marginem Press, 272 p. (In Russ.).
7. Yakovleva L. Yu. (2019). Atmosfera arhitekturno-gorodskih prostranstv v estetike Gernota Byome [Atmosphere of architectural and urban spaces in the aesthetics of Gernot Boehme]. Terra Aestheticae, 1 (3), 43–66. (In Russ.).
8. Böhme G. (2017). Atmospheric Architectures: The Aesthetics of Felt Spaces. London, NY: Bloomsbury, 217 p.
9. Böhme G. (2010). The Concept of Body as the Nature We Ourselves Are. The Journal of Speculative Philosophy, 3, Vol. 24, 224–238.
10. Galloway A. R. (2012). The Interface Effect. Cambridge: Polity Press, 182 p.
11. Guattari F. (2012). Schizoanalytic cartographies. London: A&C Black, 321 p.
12. Harrison S. A., Tong F. (2009). Decoding reveals the contents of visual working memory in early visual areas. Nature, 7238, Vol. 458, 632–635.
13. Randviir A. et al. (2019). From Systematic Semiotic Modelling to Pseudointentional Reference. Σημειωτκή-Sign Systems Studies, 1-2, Vol. 47, 8–68.
14. Redies C. (2015). Combining universal beauty and cultural context in a unifying model of visual aesthetic experience. Frontiers in human neuroscience, Vol. 9. https://doi.org/10.3389/fnhum.2015.00218
15. Zettl H. (2017). Sight, Sound, Motion: Applied Media Aesthetics. 7th ed. Boston : Cengage, 436 p.
Опубликована
2023-08-10
Как цитировать
МЕДВЕДЕВА, Арина Ринатовна. Поэтика городского пространства сквозь призму теории атмосферы Г. Беме (на примере романа Д. Бавильского «Красная точка»). Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 2 (63), p. 46–51, aug. 2023. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/2519>. Дата доступа: 10 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-63-2-46-51.
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ