Между лицом и маской: Коммуникативные стратегии писем Аркадия Ковнера к Достоевскому

  • Георгий Сергеевич Прохоров Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Россия http://orcid.org/0000-0003-4652-8698

Аннотация




В центре статьи – письма Аркадия Ковнера к Федору Достоевскому. Данный источник был открыт еще в 1920-е гг. К нему обращались Л. П. Гроссман, Д. Гольдштейн, Х. Мурав, И. Паперно и др. В центре этих обращений – восприятие корреспонденции как искренней исповеди еврейско-русского начинающего журналиста, недавно осужденного по уголовной статье за экономическое преступление, писателю-классику. Соответственно, письма некритично использовались для построения биографии Аркадия Ковнера, описания мировоззрения просвещенного и стремящегося к руссификации еврея 1860–70-х гг. Мы ставим под сомнение исповедальный характер писем и рассматриваем, как еврейско- русский журналист строит в них свой образ. Мозаичная техника передачи своего “я” органичная для еврейской поэтики, но также и спровоцирована романами Достоевского. Ковнер вписывает себя в фабулы “Преступления и наказания” и “Подростка”. Общность поэтики еврейско-русского журналиста и русского писателя при контрарности их идеологии определяет как содержание писем, так и вскрывает проблемы, связанные с поиском общего коммуникативного поля и возможностей для межкультурного диалога.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

доктор филологических наук, профессор

Литература

1. Аверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (противостояние и встреча двух творческих принципов) // Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. Москва : Школа «Языки русской культуры», 1996. С. 13–75.
2. Аскольдов С. Психология характеров у Достоевского // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы. / Под ред. А. С. Долинина. Сб. 2. Ленинград; Москва: Мысль, 1924. С. 5–27.
3. Баршев Я. И. Основания уголовного судопроизводства. Санкт-Петербург: Тип. 2 отд-ния Собств. е. и. вел. канцелярии, 1841. 297 с.
4. Бахтин М. М. Из архивных записей к работе “Проблемы речевых жанров” // Бахтин М. М. Собрание сочинений : в 7 т. Т. 5. М.: Русские словари, 1997. С. 207–286.
5. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 5. Москва : Русские словари, 1997. С. 159–206.
6. Гроссман Л. Исповедь одного еврея. Москва; Ленинград: Френкель, 1924. 182 с.
7. Державин Г. Р. Мнение об отвращении в Белоруссии голода и устройстве быта евреев // Сочинения Державина / под ред. Гротта. Т. 7. Санкт-Петербург : Академия наук, 1872. С. 229–332.
8. Панченко Н. Н. Исповедь как жанр доверительного общения // Жанры речи. 2011. No 7. С. 254–261. 9. Паперно И. Самоубийство как культурный институт. М.: Новое литературное обозрение, 1999. 256 с. 10. Пригарина А. С. Исповедь как жанр и интенция // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. No 2. С. 11–15.
11. Прохоров Г. С. Спор в публицистике Достоевского: дискурс или инструмент коммуникации? // Вестник РГГУ. Сер. Языкознание. Литературоведение. Культурология. 2020. No 2. С. 45–58.
12. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. Москва : АспектПресс, 2000. 312 с.
13. Штейнберг А. З. Достоевский и еврейство // Русские эмигранты о Достоевском / под ред. С. В. Белова. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. С. 111–125.
14. Cohn H. The Trial and Death of Jesus. Old Saybrook: Konecky&Konecky, 2000. 419 p.
15. Prokhorov G. What Sort of Jew Dostoevsky Liked and Disliked: A Narrative of a Love-Hate Relationship // The New Philological Bulletin. 2018. No 3 (46). Pp. 138–151.
16. Lerer S. Children’s Literature. A Reader’s History, From Aesop to Harry Potter. Chicago; London: U of Chicago P, 2008. 388 p.

References
1. Averintsev S. S. (1996) Grecheskaia «literatura» i blizhnevostochnaia «slovesnost’» (protivostoianie i vstrecha dvukh tvorcheskikh printsipov) [Greek ‘literature’ and the Near Eastern ‘lore’ (confrontation and overlap of the principles of writing)]. Averintsev, S.S. Ritorika i istoki evropeiskoi literaturnoi traditsii. Moscow: Shkola «Iazyki russkoi kul’tury» Publ., 13–75. (In Russ.).
2. Askol’dov S. (1924). Psikhologiia kharakterov u Dostoevskogo [Psychology of Dostoevsky’s protagonists]. Dolinin, A.S. (ed.) F. M. Dostoevskii. Stat’i i materialy, Vol. 2, Leningrad; Moscow: Mysl’ Publ., 5–27. (In Russ.).
3. Barshev Ya. I. (1841). Osnovaniya ugolovnogo sudoproizvodstva [Grounds for criminal proceedings]. St. Petersburg: Type. 2 offices e.i. led. office, 297 p. (In Russ.).
4. Bakhtin M. M. (1997). Iz arkhivnykh zapisei k rabote “Problemy rechevykh zhanrov [Extracts from preliminary materials to The Problem of Speech Genres]. Bakhtin, M. M. Sobranie sochinenii : v 7 t., Vol. 5, Moscow: Russkie slovari Publ., 207–286. (In Russ.).
5. Bakhtin M. M. (1997). Problema rechevykh zhanrov [The problem of speech genres]. Bakhtin, M.M. Sobranie sochinenii : v 7 t. [Collection of works in 7 vols.]. Vol. 5. Moscow: Russkie slovari Publ., 159–206. (In Russ.).
6. Grossman L. (1924) Ispoved’ odnogo evreia [Confession of a Jew]. Moscow ; Leningrad: Frenkel’ Publ., 182 p. (In Russ.).
7. Derzhavin G. R. (1872). Mnenie ob otvrashchenii v Belorussii goloda i ustrojstve byta evreev [Opinion on the aversion in Belarus of famine and the organization of the life of Jews]. Sochineniya Derzhavina. Vol. 7. St. Petersburg: Academy of Sciences, 229–332. (In Russ.).
8. Panchenko N. N. (2011) Ispoved’ kak zhanr doveritel’nogo obshcheniia [Confession as a genre of close communication]. Zhanry rechi, 7, 254–261. (In Russ.).
9. Paperno I. (1999). Samoubiistvo kak kul’turnyi institut [Suicide as a cultural institute]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 256 p. (In Russ.).
10. Prigarina A. S. (2011). Ispoved’ kak zhanr i intentsiia [Confession as a genre and intention]. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2, 11–15. (In Russ.).
11. Prokhorov G. S. (2020). Spor v publitsistike Dostoevskogo: diskurs ili instrument kommunikatsii? [Debates in Dostoevsky’s journalism. Discourse or a tool for communication?]”. Vestnik RGGU. Ser. Iazykoznanie. Literaturovedenie. Kul’turologiia. 2, 45–58. (In Russ.).
12. Tertychnyi A. A. (2000). Zhanry periodicheskoi pechati [Genres of a periodical literature]. Moscow: AspektPress Publ., 312 pp. (In Russ.).
13. Shteinberg A. Z. (1994). Dostoevskii i evreistvo [Dostoevsky and the Jewry]. Belov, S.V. (ed.) Russkie emigranty o Dostoevskom. St. Petersburg: Andreev i synov’ia Publ., 111–125. (In Russ.).
14. Cohn H. (2000). The Trial and Death of Jesus. Old Saybrook: Konecky&Konecky, 2000. 419 p.
15. Prokhorov G. (2018). What Sort of Jew Dostoevsky Liked and Disliked: A Narrative of a Love-Hate Relationship. The New Philological Bulletin, 3 (46), 138–151.
16. Lerer S. (2008). Children’s Literature. A Reader’s History, From Aesop to Harry Potter. Chicago; London: U of Chicago P, 388 p.
Опубликована
2023-08-10
Как цитировать
ПРОХОРОВ, Георгий Сергеевич. Между лицом и маской: Коммуникативные стратегии писем Аркадия Ковнера к Достоевскому. Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 2 (63), p. 60–64, aug. 2023. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/2521>. Дата доступа: 10 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-63-2-60-64.
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Ключевые слова

коммуникативная стратегия, письма, Аркадий Ковнер, Достоевский, межкультурный диалог