Формирование этнокультурной компетенции у студентов в процессе использования QR-технологий
Аннотация
В статье представлен анализ включения в образовательный процесс QR-технологий, способствующих знакомству студентов с культурой народов, проживающих на территории Челябинской области, а также с наследием культур других стран. Актуальность исследования обусловлена необходимостью знакомства с культурным наследием разных этносов для укрепления взаимоотношений в современном мире. Информатизация общества и мобильные технологии корректируют требования к организации образовательного процесса, делая возможным использование в процессе обучения таких средств интерактивного обучения как QR-коды. Цель исследования – анализ включения в образовательный процесс QR-технологий, способствующих формированию этнокультурной компетенции у обучающихся.
Новизна исследования представлена как разработка конкретных учебных тактик, направленных на знакомство с национальной культурой, которые можно использовать во внеурочной деятельности и на занятиях по немецкому языку. Методологической основой выступили исследования Ж. З. Заркеновой, Ю. А. Комаровой, Е. В. Волкановой, Ю. А. Узлова, С. А. Чернявской, посвященные формированию этнокультурной компетенции.
Основными методами исследования, помимо анализа научной литературы, явились методы наблюдения, личного включения в процесс обучения, обобщение собственного педагогического опыта. Педагогический эксперимент был организован и проведен среди студентов факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и студентов направления подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры». На занятиях, а также в рамках внеурочной воспитательной работы со студентами экспериментальных групп были использованы QR-технологии, способствующие развитию этнокультурной компетенции.
Результаты анализа педагогического эксперимента подтвердили, что формирование этнокультурной компетенции у студентов возможно при специальной тематической организации учебных занятий и внеурочной деятельности. Применений QR-технологий при этом позволяет сделать занятия интерактивными и привлечь внимание обучающихся к проблеме.
Скачивания
Литература
Данилюк А.Я. Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва : Просвещение, 2014. 24 с.
Долгова В. И., Скоробренко И. А. Межкультурный тренинг как средство решения психолого-педагогической проблемы готовности личности к межкультурной коммуникации // Перспективы науки и образования. 2022. No 1 (55). С. 523–539.
Дубовицкая Л. В. QR-код – революция в мире креолизованных текстов? // Российский социально-гуманитарный журнал (Прежнее название: «Вестник Московского государственного областного университета»). 2012. No 1. С. 1–4.
Заркенова Ж. З. Содержание и структура этнокультурной компетенции будущих педагогов // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. No 3. С. 14–17.
Комарова Ю. А., Волканова Е. В. Суть и структура иноязычной этнокультурной компетенции учащихся старших классов // Сибирский педагогический журнал. 2019. No 3. С. 29–35.
Куклев В. А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед. наук. Ульяновск, 2010. 46 с.
Немых О. А., Живова Ю. В. Технологические особенности создания веб-квестов для использования в учебном процессе // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2021. No 1. С. 31–37.
Сапожникова Е. Н. Страноведение: Теория и методика туристского изучения стран. Москва : Академия, 2004. 240 с.
Сергеева А. Г., Шаповалова А. Э. Использование QR-кода в процессе обучения как способ заинтересованности обучающихся // Вестник науки. 2018. Т. 3, No 9 (9). С. 39–40.
Слабышева А. В., Белова Л. А. Использование методов В. Маттеса для развития
коммуникативной компетенции студентов, изучающих немецкий язык // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. No 5-3 (71). С. 204–206.
Сон И. С. Мобильное обучение в изучении иностранных языков // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). Санкт-Петербург : Реноме, 2013. С. 164–167.
Суздальцев К. А. Использование QR-технологии в учебном процессе на уроках биологии и химии // Молодой ученый. 2022. No 18 (413). С. 77–80.
Узлов Ю. А. Этнокультура и ее трансформация в современном мире // Теория и практика общественного развития. 2009. No 1. С. 97–102.
Чернявская С. А. Взаимодействие вуза и учреждений культуры как метод формирования этнокультурной компетенции студентов // Индустрия туризма и гостеприимства в контексте межкультурной коммуникации: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 80-летию ДВГУПС и 15-летию кафедры «Международные коммуникации, сервис и туризм» / под редакцией В. А. Чернова. Хабаровск, 2018. С. 111–115.
References:
Bryakova, I. E. & Mezhebovskaya, V. V. (2021). Ispol’zovaniye QR-koda i onlayn-servisa Canva na urokakh literatury kak sposob formirovaniya chitatelya-shkol’nika [Using a QR code and the Canva online service in literature lessons as a way to develop a student reader]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki, 6 (44), 577–585. (In Russ.)
Danilyuk, A. Ya., Kondakov, A. M. & Tishkov, V. A. (2014) Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a Russian citizen]. Moscow , Education, 24 p. (In Russ.)
Dolgova, V. I. & Skorobrenko, I. A. (2022) Mezhkul’turnyy trening kak sredstvo resheniya psikhologo-pedagogicheskoy problemy gotovnosti lichnosti k mezhkul’turnoy kommunikatsii [Intercultural training as a means of solving the psychological and pedagogical problem of an individual’s readiness for intercultural communication]. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 1 (55), 523–539. (In Russ.)
Dubovitskaya, L. V (2012) QR-kod – revolyutsiya v mire kreolizovannykh tekstov? [Is QR code a revolution in the world of creolized texts?]. Rossiyskiy sotsial’no-gumanitarnyy zhurnal, 1, 1-4. (In Russ.)
Zarkenova, Zh. Z. (2017) Soderzhaniye i struktura etnokul’turnoy kompetentsii budushchikh pedagogov [Content and structure of ethnocultural competence of future teachers]. Nauchnoye obozreniye. Pedagogicheskiye nauki. 3, 14–17. (In Russ.)
Komarova, Yu. A. & Volkanova, E. V. (2019) Sut’ i struktura inoyazychnoy etnokul’turnoy kompetentsii uchashchikhsya starshikh klassov [The essence and structure of foreign language ethnocultural competence of high school students]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, 3, 29–35. (In Russ.) Kuklev, V. A. (2010) Stanovleniye sistemy mobil’nogo obucheniya v otkrytom distantsionnom obrazovanii [Formation of a mobile learning
system in open distance education]: thesis. Ulyanovsk, 46 p. (In Russ.)
Nemykh, O. A. & Zhivova, Yu. V. (2021) Tekhnologicheskiye osobennosti sozdaniya veb-kvestov dlya ispol’zovaniya v uchebnom
protsesse [The Technological Features of Creating Web-quests to Use in the Educational Process]. Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 1, 31–37. (In Russ).
Sapozhnikova, Ye. N. (2004) Stranovedeniye: Teoriya i metodika turistskogo izucheniya stran [Country studies: Theory and methodology of tourist study of countries]. Moscow , Akademiya Publ., 240 р. (In Russ.)
Sergeeva, A. G. & Shapovalova, A. E. (2018). Ispol’zovaniye QR-koda v protsesse obucheniya kak sposob zainteresovannosti obuchayushchikhsya [Using a QR code in the learning process as a way to engage students]. Vestnik nauki, 3, 9 (9), 39–40. (In Russ.)
Slabysheva, A. V. & Belova, L. A. (2017) Ispol’zovaniye metodov V. Mattesa dlya razvitiya kommunikativnoy kompetentsii studentov, izuchayushchikh nemetskiy yazyk [Using W. Matthes’ methods to develop the communicative competence of students learning German]. Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki, 5–3 (71), 204–206. (In Russ.)
Son, I. S. (2013) Mobil’noye obucheniye v izuchenii inostrannykh yazykov [Mobile learning in the study of foreign languages]. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. St. Petersburg, Renome, 164–167. (In Russ.)
Suzdaltsev, K. A. (2022) Ispol’zovaniye QR-tekhnologii v uchebnom protsesse na urokakh biologii i khimii [Using QR technology in the educational process in the classroom biology and chemistry]. Molodoy uchenyy, 18 (413), 77–80. (In Russ.)
Uzlov, Yu. A. (2009) Etnokul’tura i yeye transformatsiya v sovremennom mire [Ethnic culture and its transformation in the modern world]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 1, 97–102. (In Russ.)
Chernyavskaya, S. A. (2018) Vzaimodeystviye vuza i uchrezhdeniy kul’tury kak metod formirovaniya etnokul’turnoy kompetentsii studentov [Interaction between universities and cultural institutions as a method of developing ethnocultural competence of students] // Industriya turizma i gostepriimstva v kontekste mezhkul’turnoy kommunikatsii, 111–115. (In Russ.)