Построение образовательной программы дополнительного профессионального образования с учетом федеральных нормативных требований

  • Ирина Дмитриевна Борченко Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинск, Россия
  • Елена Валерьевна Качева Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинск, Россия

Аннотация





Проблема исследования и обоснование ее актуальности. На этапе модернизации всей системы образования, особую значимость приобретает отбор содержания образования, в том числе в системе дополнительного профессионального образования. Необходимость формального повышения квалификации для педагогических и руководящих работников является, на сегодняшний день, обязательной составляющей как для самообразования, так и для прохождения аттестационных процедур. Однако, с каждым годом растут требования к работникам образования, что накладывает определенную ответственность к образовательной деятельности организаций дополнительного профессионального образования, а также к выбору содержания дополнительного профессионального образования.








Одним из инструментов, который помогает определить концептуальные направления обучения и развития в рамках актуальных треков образовательной системы, является образовательная программа, которую разрабатывают организации дополнительного профессионального образования.








Цель исследования заключается в выявлении путем анализа нормативно-правовых документов и научных исследований основных направлений и критериев отбора содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.








Методология (материалы и методы). Проведен анализ нормативных документов и научных публикаций по теме исследования и выделены направления обновления программ и критерии отбора содержания для дополнительных профессиональных программ.








Результаты. В ходе исследования было выявлено, что содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации прежде всего зависит от актуальных трендов системы образования, а также от запросов самих потребителей данных услуг. Поэтому в организациях дополнительного профессионального образования должна быть создана система обновления дополнительных профессиональных программ, учитывающих актуальные направления системы образования, а также система сбора потребностей педагогических и руководящих работников образования на освоение новых компетенций в сфере образования.





Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат культурологии, ученый секретарь

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат педагогических наук, заведующий региональным информационно-методическим центром

Литература

Абрамовских Т. А. Особенности отбора содержания дополнительных профессиональных программ на основе диагностики субъектной позиции слушателей из числа руководителей образовательных организаций // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. No 3 (32). С. 52–63.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Москва : Наука, 2000. 246 с.
Баранова Ю. Ю., Борченко И. Д. Использование мониторингового инструментария в рамках внутренней системы оценки качества в дополнительном профессиональном образовании : сборник методических материалов / под ред. М. И. Солодковой. Челябинск : ЧИППКРО, 2015.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). Москва : Педагогика, 1972. 424 с.
Зинченко А. П. Общая управленческая подготовка: монография // под ред. А. П. Зинченко. Тольятти : ТАУ, 2006. 160 с.
Ильина С. П., Циммерман Н. В. Особенности построения персонифицированного содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации учителей // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2021. No 10 (октябрь). ART 2990. URL: http://emissia.org/offline/2021/2990.htm.
Ильясов Д. Ф. Образовательные программы повышения квалификации руководителей школ: процессуальные аспекты проектирования // Инновации в образовании. 2005. No 1. С. 43–54.
Ильясов Д. Ф., Буров К. С., Ярычев Н. У., Скрипова Н. Е., Николов Н. О., Кузнецов В. М. Принципы отбора содержания повышения квалификации педагогов, обучающиеся которых показывают стабильно низкие образовательные результаты // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. No 3 (40). С. 5–23.
Лебедев В. В., Мансурова С. Е., Расташанская Т. В., Табаровская К. А. Рекомендации по обеспечению качества дополнительных профессиональных программ. 4-е изд, перераб. и доп. Москва : МИОО, 2016. 98 с.
Игнатьева Г. А., Сдобняков В. В. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, No 3 (40). URL: https://www.minin- vestnik.ru/jour/article/view/1374.
Ребикова Ю. В., Лямцева Е. В. Обновление содержания повышения квалификации педагогов дополнительного образования в контексте национальной технологической инициативы // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. No 1 (34). С. 61–68.
Сваталова Т. А. Отбор содержания образовательной программы дополнительного профессионального образования на основе определения актуального уровня профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. No 2 (27). С. 101–105.
Сваталова Т. А., Яковлева Г. В. Основания отбора содержания дополнительного профессионального образования педагогов дошкольного образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. 2014. No 1 (18). С. 41–54.
Сериков Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация. Челябинск : Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998.
Фортунова Н. А., Зайцев А. А., Зайцева И. Н. Проектирование содержания программ дополнительного профессионального образования для специалистов в сфере радиотехники и электроники // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. No 10-1 (73). С. 219–221.

References
Abramovskih, T. A. (2017). Osobennosti otbora soderzhanija dopolnitel’nyh professional’nyh programm na osnove diagnostiki sub’ektnoj pozicii slushatelej iz chisla rukovoditelej obrazovatel’nyh organizacij [Features of selecting the content of additional professional programs based on diagnostics of the subjective position of students from among the heads of educational organizations]. Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov, 3 (32), 52–63. (In Russ.).
Anan’ev, B. G. (2000). Chelovek kak predmet poznanija [Man as an object of knowledge]. Moscow, Nauka, 246 p. (In Russ.).
Baranova, Ju. Ju., Borchenko, I. D. (2015). Ispol’zovanie monitoringovogo instrumentarija v ramkah vnutrennej sistemy ocenki kachestva v dopolnitel’nom professional’nom obrazovanii : sbornik metodicheskih materialov [The use of monitoring tools within the framework of the internal quality assessment system in additional vocational education: a collection of methodological materials]. Pod red. M. I. Solodkovoj. Chelyabinsk, CHIPPKRO (In Russ.).
Davydov, V. V. (1972). Vidy obobshhenija v obuchenii (logiko-psihologicheskie problemy postroenija uchebnyh predmetov) [Types of generalization in teaching (logical and psychological problems of constructing educational subjects)]. Moscow, Pedagogy, 424 p. (In Russ.).
Zinchenko, A. P. (2006). Obshhaja upravlencheskaja podgotovka: monografija [General management training: monograph]. Pod red. A. P. Zinchenko. Tolyatti, TAU, 160 p. (In Russ.).
Il’ina, S. P., Cimmerman, N. V. (2021). Osobennosti postroenija personificirovannogo soderzhanija dopolnitel’nyh professional’nyh programm povyshenija kvalifikacii uchitelej [Features of constructing personalized content for additional professional development programs for teachers]. Pis’ma v Jemissija. Offlajn: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 10 (October), ART 2990, http://emissia.org/offline/2021/2990.htm. (In Russ.).
Il’jasov, D. F. (2005). Obrazovatel’nye programmy povyshenija kvalifikacii rukovoditelej shkol: processual’nye aspekty proektirovanija [Educational advanced training programs for school leaders: procedural aspects of design]. Innovacii v obrazovanii, 1, 43–54. (In Russ.).
Il’jasov, D. F., Burov K. S., Jarychev, N. U., Skripova, N. E., Nikolov, N. O., Kuznecov, V. M. (2019). Principy otbora soderzhanija povyshenija kvalifikacii pedagogov, obuchajushhiesja kotoryh pokazyvajut stabil’no nizkie obrazovatel’nye rezul’taty [Principles for selecting content for advanced training of teachers whose students show consistently low educational results]. Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov, 3 (40), 5–23. (In Russ.).
Lebedev, V. V., Mansurova, S. E., Rastashanskaja, T. V., Tabarovskaja, K. A. (2016). Rekomendacii po obespecheniju kachestva dopolnitel’nyh professional’nyh program [Recommendations for ensuring the quality of additional professional programs]. Moscow, MIOO, 98 p. (In Russ.).
Ignat’eva, G. A., Sdobnjakov, V. V. (2022). Proektirovanie personalizirovannogo dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovanija pedagogov: sobytijno-pozicionnaja metodologija [Designing personalized additional professional education for teachers: event-positional methodology]. Vestnik Mininskogo universiteta, 10, 3 (40), https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1374. (In Russ.).
Rebikova, Ju. V., Ljamceva, E. V. (2018). Obnovlenie soderzhanija povyshenija kvalifikacii pedagogov dopolnitel’nogo obrazovanija v kontekste nacional’noj tehnologicheskoj iniciativy [Updating the content of advanced training for additional education teachers in the context of the national technology initiative]. Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov, 1 (34), 61–68. (In Russ.).
Svatalova, T. A. (2016). Otbor soderzhanija obrazovatel’noj programmy dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovanija na osnove opredelenija aktual’nogo urovnja professional’nyh kompetencij pedagogov doshkol’nogo obrazovanija [Selection of the content of the educational program of additional professional education based on determining the current level of professional competencies of preschool teachers]. Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov, 2 (27), 101–105. (In Russ.).
Svatalova, T. A., Jakovleva, G. V. (2014). Osnovanija otbora soderzhanija dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovanija pedagogov doshkol’nogo obrazovanija [Grounds for selecting the content of additional professional education for preschool teachers]. Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov : nauchno-teoreticheskij zhurnal, 1 (18), 41–54. (In Russ.).
Serikov, G. N. (1998). Upravlenie obrazovaniem: Sistemnaja interpretacija [Educational Management: Systemic Interpretation]. Chelyabinsk, Publishing house ChSPU «Fakel». (In Russ.).
Fortunova, N. A., Zajcev, A. A., Zajceva, I. N. (2022). Proektirovanie soderzhanija programm dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovanija dlja specialistov v sfere radiotehniki i jelektroniki [Designing the content of additional professional education programs for specialists in the field of radio engineering and electronics]. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 10–1 (73), 219–221. (In Russ.).
Опубликована
2023-12-06
Как цитировать
БОРЧЕНКО, Ирина Дмитриевна; КАЧЕВА, Елена Валерьевна. Построение образовательной программы дополнительного профессионального образования с учетом федеральных нормативных требований. Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 4 (65), p. 35–41, dec. 2023. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/2531>. Дата доступа: 07 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-35-41.
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Ключевые слова

содержание образования, дополнительное профессиональное образование, дополнительные профессиональные программы, образовательная программа, программа повышения квалификации, нормативные требования