Опыт превентизации профессионально-педагогических трудностей будущих учителей

  • Елена Борисовна Быстрай Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия
  • Иван Александрович Скоробренко Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Аннотация




В статье рассматривается проблема профессионально-педагогических трудностей будущих педагогов и их преодоления. Проанализированы результаты опроса студентов старших курсов о причинах, затрудняющих их общение с обучающимися, которые подтвердили, что одной из важнейших причин профессионально-педагогических трудностей является несформированность умений педагогического общения у будущих учителей. В статье представлены результаты опроса студентов 4 курса факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», прошедших педагогическую практику. Также авторами статьи проанализированы дневники студентов-практикантов, представленные по результатам производственной (педагогической) практики на 4 курсе. Авторами выявлены и представлены в тексте статьи трудности, с которыми студенты столкнулись в процессе прохождения практики.
В статье описан опыт работы со студентами в формате воркшопа, имеющего обучающий характер и направленного на превентизацию профессионально-педагогических трудностей будущих учителей. Подробно описывается содержание факультативных обучающих встреч со студентами, направленных на получение ими новых знаний об особенностях коммуникации между различными субъектами образования и на применение этих знаний на практике. Констатируется, что вводный этап воркшопа способствовал формированию положительного психологического климата в группе и отработке навыков самопредставления и самопрезентации, основной этап работы позволил познакомить студентов с современными технологиями эффективного психолого-педагогического взаимодействия в теории и на практике, а заключительный этап, посвященный микропреподаванию, способствовал углублению методической подготовки будущих учителей и развитию у них умений саморефлексии.
Делается вывод о том, что проведенная работа позволит будущим педагогам умело выстраивать взаимоотношения с различными субъектами образовательного процесса и преодолевать профессионально-педагогические трудности. В качестве наиболее перспективных направлений использования опыта превентизации профессионально-педагогических трудностей будущих учителей авторы рассматривают активизацию таких форм работы со студентами, как анализ проблемных ситуаций и микропреподавание.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку

##submission.authorWithAffiliation##

аспирант кафедры педагогики и психологии, направление подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки», преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку

Литература

Гукаленко О. В. Развитие эмоционального интеллекта будущих учителей как инструмент повышения качества высшего педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. No 6 (88). С. 33–42.
Гулая Т. М., Романова, С. А. Иерархия компетентностей современного педагога // Социология. 2020. No 2. С. 234–240.
Дзусова Б. Т. Компетентностный подход в условиях современного педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. No 69–2. С. 67–69.
Ерина И. А., Фанина Е. Н., Передерий С. Н. Ведущие тенденции в образовании XXI века // Мир науки, культуры, образования. 2021. No 5 (90). С. 146–148.
Загвязинский В. И. От социальной стратегии к образовательной практике // Народное образование. 2015. No 6 (1449). С. 26–33.
Зацепина М. Б. Совершенствование качества образования и повышение квалификации педагога // Педагогическое образование и наука. 2016. No 5. С. 14-18.
Ляшенко М. С., Минеева О. А., Насиханова А. З. Педагогическое общение как основа создания эффективной образовательной среды в вузе // Современный ученый. 2021. No 6. С. 215–219.
Никитина Е. Ю., Филиппова О. Г., Новикова Н. Б. Коммуникативно-личностное взаимодействие субъектов образовательного процесса // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. No 4. С. 117–133.
Оренбурова Л. В., Валеева Р. А. Образ современного педагога в контексте навыков XXI века // Современные проблемы науки и образования. 2022. No 6–2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32316.
Павлова Л. Н., Каратаева Т. Ю. Воркшоп как организационная форма профессиональной ориентации студентов педагогического вуза // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. No 8. С. 97–105.
Перепелкин С. А. Требования к профессиональным качествам педагога в условиях модернизации образования // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2023. No 1. С. 34–40.
Потехина Н. В., Жеребятникова Г. В. Педагогическая мастерская как технология обучения студентов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. No 71–3. С. 174–178.
Шкитина Н. С., Касаткина Н. С. Партисипативная подготовка студентов педагогических вузов // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. No 4. С. 50–57.
Юстус Г. В. Применение тренинговых форм обучения в развитии профессиональных компетенций специалистов педагогических коллективов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. No 7 (102). С. 81–84.
Krolevetskaya E. N., Karabutova E. A., Mikhailova D. I., Ostapenko S. I. Teacher new professionalism in the light of the personality
polysubjectivity development // Perspectives of Science and Education. 2022. No 3 (57). P. 10–22.

References
Gukalenko, O. V. (2022). Razvitie emocional’nogo intellekta budushchih uchitelej kak instrument povysheniya kachestva vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya [Developing of emotional intelligence of future teachers as a tool for improving the quality of higher pedagogical education]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 1, 6 (88), 33–42. (In Russ.).
Gulaya, T. M. & Romanova, S. A. (2020). Ierarhiya kompetentnostej sovremennogo pedagoga [Hierarchy of competencies of a modern teacher]. Sociologiya, 2, 234–240. (In Russ.).
Dzusova, B. T. (2020). Kompetentnostnyj podhod v usloviyah sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Competence-based approach in the conditions of modern teacher education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 69–2, 67–69. (In Russ.). Erina, I. A., Fanina, E. N. & Perederij, S. N. (2021). Vedushchie tendencii v obrazovanii XXI veka [Trends in education of the 21st century]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, 5 (90), 146–148. (In Russ.).
Zagvyazinskij, V. I. (2015). Ot social’noj strategii k obrazovatel’noj praktike [From social strategy to educational practice]. Narodnoe obrazovanie, 6 (1449), 26–33. (In Russ.).
Zacepina, M. B. (2016). Sovershenstvovanie kachestva obrazovaniya i povyshenie kvalifikacii pedagoga [Improving the quality of education and improving teacher qualifications]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 5, 14–18. (In Russ.).
Lyashenko, M. S., Mineeva, O. A. & Nasihanova, A. Z. (2021). Pedagogicheskoe obshchenie kak osnova sozdaniya effektivnoj obrazovatel’noj sredy v vuze [Pedagogical communication as the basis for creating an effective educational environment at the university]. Sovremennyj uchenyj, 6, 215–219. (In Russ.).
Nikitina, E. Yu., Filippova, O. G. & Novikova, N. B. (2019). Kommunikativno-lichnostnoe vzaimodejstvie sub’ektov obrazovatel’nogo
processa [Communicative-personal interaction of subjects of the educational process]. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 4, 117–133. (In Russ.).
Orenburova, L. V., Valeeva, R. A. (2022). Obraz sovremennogo pedagoga v kontekste navykov XXI veka [The image of a modern teacher in the context of 21st century skills]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 6–2, https://science-education.ru/ru/article/view?id=32316. (In Russ.).
Pavlova, L. N., Karataeva, T. Yu. (2018). Vorkshop kak organizacionnaya forma professional’noj orientacii studentov pedagogicheskogo vuza [Workshop as an organizational form of a professional orientation of students of a pedagogical university]. Vestnik YUzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 8, 97–105. (In Russ.).
Perepelkin, S. A. (2023). Trebovaniya k professional’nym kachestvam pedagoga v usloviyah modernizacii obrazovaniya [Requirements for professional qualities teacher in conditions of modernization of education]. Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika, 1, 34–40. (In Russ.).
Potekhina, N. V., Zherebyatnikova, G. V. (2021). Pedagogicheskaya masterskaya kak tekhnologiya obucheniya studentov v vuze [Pedagogical workshop as a technology for teaching students at a university]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 71–3, 174–178. (In Russ.).
Shkitina, N. S. & Kasatkina, N. S. (2019). Partisipativnaya podgotovka studentov pedagogicheskih vuzov [Participative teacher training in pedagogical universities], Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta, 4, 50–57. (In Russ.).
Yustus, G. V. (2015). Primenenie treningovyh form obucheniya v razvitii professional’nyh kompetencij specialistov pedagogicheskih kollektivov [Training forms of education in development of professional competences of pedagogic teams specialists], Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 7 (102), 81–84. (In Russ.).
Krolevetskaya, E. N., Karabutova, E. A., Mikhailova, D. I., Ostapenko, S. I. (2022). Novyj professionalizm pedagoga v kontekste razvitiya polisub’ektnosti lichnosti [Teacher new professionalism in the light of the personality polysubjectivity development]. Perspectives of Science and Education, 3 (57), 10–22.
Опубликована
2023-12-06
Как цитировать
БЫСТРАЙ, Елена Борисовна; СКОРОБРЕНКО, Иван Александрович. Опыт превентизации профессионально-педагогических трудностей будущих учителей. Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 4 (65), p. 42–47, dec. 2023. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/2532>. Дата доступа: 21 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-42-47.
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Ключевые слова

будущие учителя, профессиональная подготовка, профессионально-педагогические трудности, воркшоп, педагогическое общение

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)