Об актуализации содержания иноязычного образования обучающихся неязыковых специальностей в вузе

  • Светлана Сергеевна Игнатова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Аннотация




Автор исследует вопросы теоретического и практического характера, направленные на поиск инновационных методов и стратегий образования, применение которых обеспечит не только повышение эффективности обучения иностранному языку, но и формирование у обучающихся профессиональной идентичности на ранней стадии (1–2 курс обучения). В ответ на потребность принципиально новых подходов к определению целей, задач и принципов высшего образования, предпринимаются попытки пересмотреть подходы к отбору профессионально ориентированного содержания дисциплины «Иностранный язык». В своем исследовании автор опирается на понятия профессиональный дискурс, психотерапевтический дискурс как источник ситуаций профессионального взаимодействия для формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся – будущих клинических психологов. В статье также приводятся примеры коммуникативных технологий: самопрезентации, аргументации и активного слушания. Рассматривается дидактический потенциал дисциплины «Иностранный язык» в формировании высокой профессиональной квалификации и компетентности будущих специалистов. В ходе исследования разрабатывается актуализированная программа дисциплины «Иностранный язык» по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» на основе анализа существующих рабочих программ, доступных в электронных библиотечных системах учебно-методических материалов, профессиональных стандартов, послуживших основой ФГОС ВО по указанной специальности, а также имеющихся научно-методических разработок по обучению профессионально-ориентированному иностранному языку, на основе которого определены типичные ситуации профессионального общения будущих клинических психологов, предложены критерии отбора содержания иноязычной подготовки и рекомендации по методическому сопровождению дисциплины. Автор приходит к выводу, что формирование универсальной коммуникативной компетенции должно происходить в условиях погружения обучающихся в профессиональный дискурс благодаря тщательному подбору языкового и социокультурного материала профессиональной направленности, а также комплекса ситуационных заданий, предполагающих применение современных коммуникативных технологий для решения задач профессиональной направленности.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

старший преподаватель кафедры делового иностранного языка

Литература

Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. Москва : МГУ, 1991. 150 с.
Архабаева Д. А. Профессиональное взаимодействие как теоретическая и практическая проблема педагогической психологии // Современные исследования – 2017. Сборник статей по материалам Международных научно-практических конференций. Нефтекамск, 2017. С. 32–36.
Гринева М. С. Содержательные характеристики речевых действий практического психолога в терапевтическом дискурсе : специальность 10.02.19 «Теория языка» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Калуга, 2018. 220 с.
Дружилов С. А. Влияние профессиональной группы и профессионального сообщества на становление и сохранение индивидуального профессионализма // Современные научные исследования и инновации. Москва, 2015. No 3–5 (47). С. 82–87. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/49885 (дата обращения: 05.07.2023).
Емельянова, О. Б. Обучение рефлексивному слушанию как эффективному приему коммуникации // Педагогический журнал. Ногинск, 2021. No 6–1. С. 92–99.
Кибрик А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания (универсальное, типовое и специфичное в языке). Москва, 1992. 336 с.
Корнеева М. А. Методика обучения студентов направления подготовки «Прикладная механика» профессиональному иноязычному дискурсу с использованием кейс-стади метода: дисс. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2017. 186 с.
Матвеева О. С. Об условиях эффективного профессионального взаимодействия специалистов по социальной работе ИУ // Устойчивое развитие науки и образования. Воронеж, 2019. No 6. С. 150–154.
Садыкова Н. А. Самопрезентация как речевая тактика // Вестник Башкирск. ун-та. Уфа, 2012. No3. С. 1346–1349. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/samoprezentatsiya-kak-rechevaya-taktika (дата обращения: 28.06.2023).
Стефановская Е. И. Понятие «дискурс» в современной лингвистике: элементы понятийного поля научной категории // Языковая личность и эффективная коммуникация в современном поликультурном мире : материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию основания кафедры теории и практики перевода факультета социокультурных коммуникаций Белорусского государственного университета, Минск, 24–25 октября 2019 года. Минск, 2019. С. 82–88.
Финк Т. Е. Стратегии, тактики и средства их реализации в валеологическом психологическом дискурсе (на материале немецкого языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2022. No 5. С. 1513–1520.

References
Alekseyev, A. P. (1991). Argumentatsiya. Poznaniye. Obshcheniye [Argumentation. Cognition. Communication]. MGU, 150 p. (In Russ.).
Arkhabayeva, D. A. (2017). Professional’noye vzaimodeystviye kak teoreticheskaya i prakticheskaya problema pedagogicheskoy psikhologii [Professional interaction as a theoretical and practical problem of educational psychology]. Sovremennyye issledovaniya: Collection of articles based on materials from International scientific and practical conferences. Neftekamsk , Scientific Publishing Center “Mir nauki” (IP Vostretsov Aleksandr Il’ich), 32–36. (In Russ.).
Grigor’yeva, V. S. (2007). Diskurs kak ob”yekt kommunikativnogo protsessa: pragmaticheskiy i kognitivnyy aspekty [Discourse as an object of the communicative process: pragmatic and cognitive aspects]. Tambov, Publishing house Tamb. state tech. university, 288 p. (In Russ.).
Grineva, M. S. (2018). Soderzhatel’nyye kharakteristiki rechevykh deystviy prakticheskogo psikhologa v terapevticheskom diskurse [Content characteristics of speech actions of a practical psychologist in therapeutic discourse] : thesis, Kaluga, 220 p. (In Russ.).
Dijk, T. A. van. (2000). YAzyk. Poznaniye. Kommunikatsiya [Language. Cognition. Communication]. Blagovescchensk, BGK im. I. A. Boduena de Kurtene, 308 p. (In Russ.).
Druzhilov, S. A. (2015). Vliyaniye professional’noy gruppy i professional’nogo soobshchestva na stanovleniye i sokhraneniye individual’nogo professionalizma [The influence of a professional group and professional community on the formation and maintenance of individual professionalism]. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii, 3–5 (47), 82–87, available at: https://web.snauka.ru/ issues/2015/03/49885. (accessed: 05.07.2023). (In Russ.)
Yemel’yanova, O. B. (2021). Obucheniye refleksivnomu slushaniyu kak effektivnomu priyemu kommunikatsii [Teaching reflective listening as an effective communication technique]. Pedagogicheskiy zhurnal, 6 (1), 92–99. (In Russ.)
Kibrik, A. Ye. (1992). Ocherki po obshchim i prikladnym voprosam yazykoznaniya (universal’noye, tipovoye i spetsifichnoye v yazyke) [Essays on general and applied issues of linguistics (universal, typical and specific in language)]. Moscow , Publishing house MSU, 336 p. (In Russ.).
Korneeva, M. A. (2017). Metodika obucheniya studentov napravleniya podgotovki “Prikladnaya mekhanika” professionalnomu inoyazychnomu diskursu s ispol’zovaniem kays-stadi metoda [Methods of teaching students in the field of “Applied Mechanics” professional foreign language discourse using the case-study method] : thesis, Nizhny Novgorod, 86 p. (In Russ.).
Makarov, M. L. (2003). Osnovy teorii diskursa [Fundamentals of discourse theory]. Moscow, ITDGK “Gnozis”, 280 p. (In Russ.).
Matveeva, O. S. (2019). Ob usloviyakh effektivnogo professional’nogo vzaimodeystviya specialistov po sotsial’noy rabote IU [On the conditions of effective professional interaction of social work specialists IU]. Ustoichivoe razvitie nauki i obrazovaniya, 6, 150–154. (In Russ.). Sadykova, N. A. (2012). Samoprezentatsiya kak rechevaya taktika [Self-presentation as a speech tactic]. Vestnik Bashkirskogo universiteta,
3, 1346–1349. (In Russ.).
Stefanovskaya, E. I. (2019). Ponyatie “diskurs” v sovremennoy lingvistike: elementy ponyatiynogo polya nauchnoy kategorii [The
concept of “discourse” in modern linguistics: elements of the conceptual field of a scientific category]. Yazykovaya lichnost’ i effektivnaya kommunikatsiya v sovremennom polikul’turnom mire: Materials of the 5th International Scientific and Practical Conference. Minsk, Belarusian State University, 82–88. (In Russ.).
Fink, T. E. (2022). Strategii, taktiki i sredstva ikh realizatsii v valeologicheskom psikhologicheskom diskurse (na materiale nemetskogo yazyka) [Strategies, tactics, and means of their implementation in the valeological psychological discourse (based on the German language)]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 15 (5), 1513–1520. (In Russ.).
Опубликована
2023-12-06
Как цитировать
ИГНАТОВА, Светлана Сергеевна. Об актуализации содержания иноязычного образования обучающихся неязыковых специальностей в вузе. Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 4 (65), p. 54–62, dec. 2023. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/2534>. Дата доступа: 21 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-54-62.
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Ключевые слова

иноязычная компетенция, неязыковые специальности, английский язык для специальных целей, высшее образование, профессиональный дискурс, содержание обучения иностранным языкам