Противоречивые реалии онлайн-образования

  • Марианна Давлетовна Напсо Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия

Аннотация




В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с трансформацией системы образования, которая во многом обусловлена проникновением цифровых инструментов в образовательную среду. Подчеркивается востребованность IT-технологий, с одной стороны, требованиями цифровизации экономики, которая нуждается в специалистахвысокойинформационнойквалификации,асдругойстороны– методическимиидидактическимипрактиками обучения, которые во многом опираются на использовании электронных ресурсов. Дается анализ противоречивой природы онлайн-образования, исследуются позитивные и негативные последствия его применения в учебном процессе, рассматривается его роль в процессах адаптации к быстро меняющемуся социальному и образовательному контексту, подчеркивается его значение как важнейшего фактора социализации. Подчеркивается, что дистанционное обучение является не только качественно новой, но и достаточно продуктивной и гибкой формой обучения, которая может быть применена в различных образовательных условиях, и в этом состоит ее универсальность. Обращается внимание на то, что успешность и востребованность дистанционного образования зависят от степени использования традиционных форм обучения, применения образовательных методик и практик, ставших классическими. Анализируется роль цифровизации в усилении процессов, связанных с индивидуализацией обучения, что диктуется требованиями индустрии 4.0. Цифровизация создает условия для самореализации, формирования пространства компетенций и навыков, которые востребованы постиндустриальным временем. Одновременно выявляются отрицательные психо-эмоциональные последствия чрезмерного увлечения IT-инструментами, которые нередко становятся механизмами манипуляции индивидуальным и коллективным сознанием. Данные проблемы, взятые в совокупности, определяют задачи исследования – обратить внимание на неоднозначную природу онлайн-образования, показать его востребованность реалиями социально-экономического и образовательного времени, продемонстрировать те выгоды и преимущества, которые предоставляются обучением в режиме реального времени, но опирающимся на применении электронных ресурсов. Будучи по своей сути инновационной педагогической практикой, дистанционное обучение отвечает требованиям трансформирующейся системы образования, в которой вопросам индивидуализации обучения уделяется повышенное внимание. Персонализация в качестве одного из ведущих трендов позволяет расширять спектр дополнительных знаний, а также цифровых компетенций, востребованных современными модернизационными процессами, которые так или иначе обусловлены цифровизацией экономики. Результаты исследования позволяют выявить объективные факторы, способствующие раскрытию противоречивой природы онлайн-образования, определению основных трендов его развития, необходимости применения в качестве образовательной технологии. Научная новизна состоит в выявлении и анализе тех факторов, которые обеспечивают эффективность цифровизации образования с учетом возможных ее последствий.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных дисциплин

Литература

Бакаева Ж. Ю., Степанов А. Г., Степанова С. Е. Философско-методологические основания информатизации и моделирования в контексте цифровизации социума // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2018. Том 7. No5А. С. 20–27.
Борщ Л. М., Жарова А. Р. Методология развития человеческого капитала с позиций цифровой экономики // Креативная экономика. 2019. No11. С. 2141–2158.
Брызгалина Е. В., Смирнова А. А. Российское образование: от локальных практик к глобальным трендам // Проблемы современного образования. 2017. No3. С. 126–136.
Готлиб А. С. Сможет ли онлайн-образование стать альтернативой традиционному университету? // Вестник Самарского государственного университета. 2015. No1 (123). С. 15–22.
Долженко О. В., Тарасова О. И. Деонтологизация понимания // Знание. Понимание. Умение. 2009. No1. С. 206–214.
Дорохина Р. В., Лаврёнов С. В. Этические проблемы цифровизации в системе образования // Век глобализации. 2021. No2. С. 118–123.
Жуковская Л. Н., Костылев С. В., Морозова О. Ф., Рахинский Д. В. Компетентностный подход к профессиональной подготовке в условиях экспансии цифровой глобализации // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Том 12. No2. С. 221–230.
Зыховская Н. Л., Тузовский И. Д. Традиции прошлого как цифровые форматы будущего: практики информационной вовлеченности аудитории // Челябинский гуманитарий. 2022. No2(59). С. 29–33.
Кузнецов Н. В. Онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия // E-Management. 2019. Т. 2. No1 (2019). С. 19–25.
Нагаева И. А., Кузнецов И. А. Гибридное обучение как потенциал современного образовательного процесса // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т.1. No3. С. 126–139.
Носкова Н. В., Петрова Л. А. Цифровая компетентность современного педагога: от теории к инновационной практике // Проблемы современного педагогического образования 2020. No68–4. С. 45–49.
Полянкина С. Ю. Онлайн-образование: реонтологизация или деонтологизация? // Профессиональное образование в современном мире. 2020. No10(1). С. 3428–3437.
Седов Д. Н. Цифровизация образования в России: риски и проблемы // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2021. No 2. С. 42–47.
Сорокопуд Ю. В., Амчиславская Е. Ю., Ярославцева А. В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2021. No1(86). С. 194–196.
Тарасова О. И. Каноны и парадигмы образования // Образование в современном мире. 2019. Вып. 14. С. 177–184.

Refereces
Bakaeva, ZH. YU., Stepanov, A. G., Stepanova, S. E. (2018). Filosofsko-metodologicheskie osnovaniya informatizacii i modelirovaniya v kontekste cifrovizacii sociuma [Philosophical and methodological foundations of informatization and modeling in the context of digitalization of society]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke, 7, 5A, 20–27. (In Russ).
Borshch, L. M., ZHarova, A. R. (2019). Metodologiya razvitiya chelovecheskogo kapitala s pozicij cifrovoj ekonomiki [Methodology of human capital development from the perspective of the digital economy]. Kreativnaya ekonomika, 11, 2141–158. (In Russ).
Bryzgalina, E. V., Smirnova A. A., (2017). Rossijskoe obrazovanie: ot lokal’nyh praktik k global’nym trendam [Russian Education: from local practices to global trends]. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 3, 126 –136. (In Russ).
Gotlib, A. S. (2015). Smozhet li onlajn-obrazovanie stat’ al’ternativoj tradicionnomu universitetu? [Can online education become an alternative to a traditional university?].Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta, 1 (123), 15–22. (In Russ).
Dolzhenko, O. V., Tarasovа, O. I. (2009). Deontologizaciya ponimaniya [Deontologization of understanding]. Znanie. Ponimanie. Umenie, 1, 206–214. (In Russ).
Dorohina, R. V., Lavryonov, S. V. (2021). Eticheskie problemy cifrovizacii v sisteme obrazovaniya [Ethical problems of digitalization in the education system]. Vek globalizacii, 2, 118–123. (In Russ).
ZHukovskaya, L. N., Kostylev, S. V., Morozova, O. F., Rahinskij, D. V. (2022). Kompetentnostnyj podhod k professional’noj podgotovke v usloviyah ekspansii cifrovoj globalizacii [Competence-based approach to professional training in the context of the expansion of digital globalization]. Professional’noe obrazovanie v sovremennom mire, 12, 2, 221–230. (In Russ).
Zyhovskaya, N. L., Tuzovskij, I. D. (2022). Tradicii proshlogo kak cifrovye formaty budushchego: praktiki informacionnoj vovlechennosti auditorii [Traditions of the past as digital formats of the future: practices of information engagement of the audience]. CHelyabinskij gumanitarij, 2(59), 29–33. (In Russ).
Kuznecov, N. V. (2019). Onlajn-obrazovanie: klyuchevye trendy i prepyatstviya [Online education: key trends and obstacles]. E-Management, 2, 1, 19–25. (In Russ).
Nagaeva, I. A., Kuznecov, I. A. (2022). Gibridnoe obuchenie kak potencial sovremennogo obrazovatel’nogo processa [Hybrid learning as a potential of the modern educational process]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 1, 3, 126–139. (In Russ).
Noskova, N. V., Petrova, L. A. (2020). Cifrovaya kompetentnost’ sovremennogo pedagoga: ot teorii k innovacionnoj praktike [Digital competence of a modern teacher: from theory to innovative practice]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 68-4, 45–49. (In Russ).
Polyankina, S. YU. (2020). Onlajn-obrazovanie: reontologizaciya ili deontologizaciya? [Online education: reontologization or deontologization?]. Professional’noe obrazovanie v sovremennom mire,10 (1), 3428–3437. (In Russ).
Sedov, D. N. (2021). Cifrovizaciya obrazovaniya v Rossii: riski i problemy [Digitalization of education in Russia: risks and problems]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya, 2, 42–47. (In Russ).
Sorokopud, YU. V., Amchislavskaya, E. YU., YAroslavceva, A. V. (2021) Soft skills («myagkie navyki») i ih rol’ v podgotovke sovremennyh specialistov [Soft skills (“soft skills”) and their role in the training of modern specialists ]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, 1 (86), 194–196. (In Russ).
Tarasova, O. I. (2019). Kanony i paradigmy obrazovaniya [Canons and paradigms of education].Obrazovanie v sovremennom mire, 14, 177–184. (In Russ).
Опубликована
2023-12-06
Как цитировать
НАПСО, Марианна Давлетовна. Противоречивые реалии онлайн-образования. Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 4 (65), p. 70–74, dec. 2023. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/2536>. Дата доступа: 21 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-70-74.
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Ключевые слова

цифровизация, виртуальная среда, онлайн-образование, поп-образование, компетентностный подход, образовательная парадигма, технологизация