Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в системе СПО на основе интегрированного подхода

  • Любовь Владимировна Павлова Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И.Носова, Магнитогорск, Россия
  • Кристина Александровна Омеленчук Магнитогорский педагогический колледж, Магнитогорск, Россия

Аннотация




Актуальность проблемы исследования обусловлена потребностью модернизации иноязычной подготовки в системе среднего профессионального образования (далее СПО) в рамках реализации новых ФГОС в контексте усиления профориентационного потенциала дисциплины «Иностранный язык». Усиление профессиональной направленности обучения иностранному языку в колледже направлено на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся для применения в ситуациях профессионального общения и профессионального самоопределения студента СПО. Однако разработка основ профессионально ориентированного обучения иностранным языкам обучающихся в системе СПО не выступала предметом отдельного изучения, что и определяет насущность представленной работы. Целью исследования является определение содержания и организационных основ профессионально ориентированного обучения иностранному языку в колледже на основе предметно-языкового интегрированного подхода. В ходе исследования выявлены принципы, требования, дидактические средства и материалы, обеспечивающих овладение основами иноязычной профессиональной коммуникации и профессиональное самоопределение обучающихся в процессе профильной иноязычной подготовки в системе СПО. Установлено, что разработанный в ходе исследования электронный учебно-методический комплекс по информационным технологиям и телекоммуникационным системам на основе предметно-языкового интегрированного подхода доказал свою эффективность, а предложенные принципы, этапы и содержание деятельности преподавателя и студента обеспечивают единство образовательного, развивающего и воспитательного аспектов реализации процесса профессионально ориентированного обучения иностранному языку студента СПО, взаимосвязанное овладение всеми видами иноязычной речевой деятельности в процессе решения проблемных квази-профессиональных задач в профильной области, и могут быть использованы в реальном учебном процессе на занятиях по иностранному языку в учреждении среднего профессионального образования.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

доктор педагогических наук, профессор кафедры лингвистики и перевода

##submission.authorWithAffiliation##

преподаватель английского языка

Литература

Алмазова Н. И., Баранова Т.А., Халяпина Л. П. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике // Язык и культура. 2017. No 39. С. 116–134.
Бобыкина И. А., Нефедова Л. А. Опыт реализации технологии CLIL в условиях дополнительного профессионального образования педагогов // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2020. Т. 14. С. 119–121.
Вербицкий А. А., Тенищева В. Ф. Иноязычные компетенции как компонент общей профессиональной компетенции инженера: проблемы формирования // Высшее образование сегодня. 2007. N 12. С. 27–31.
Воронина Д. К., Шамов А. Н. Профессионализация иноязычной подготовки студентов нелингвистических ВУЗов: подходы, технологии, приемы и способы // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. No 2 (39). С. 5–20.
Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. 2006. No 2. С. 18–21.
Колесников А.А. Методика разработки современного учебного пособия для иноязычного профориентационного курса по выбору // Ценности и смыслы. 2018. No 5. С. 140–151.
Колесников А. А. Профориентационное обучение как особое направление в интегрированном языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2021. No 5. С. 40–48.
Кузнецов А. Н. Развитие системы подготовки по иностранным языкам в неязыковых вузах// Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. Вып. 2 (835). С. 23–34.
Поляков О.Г., Белоусов А.С. Элективный курс на иностранном языке и профессиональная ориентация учащихся старших классов (на примере гуманитарного профиля) // Иностранные языки в школе. 2021. No 5. С. 64–71.
Сысоев П. В., Белоусов А. С. Методика профориентационного обучения иностранному языку обучающихся системы среднего профессионального образования // Перспективы науки и образования. 2023. No 2 (62). С. 244–261.
Сысоев П. В., Потапова Е. Н. Корпоративное обучение профессиональному иностранному языку //Перспективы науки и образования. 2022. No. 2 (56). С. 256–271.
Сысоев П.В. Ключевые вопросы реализации предметно-языкового интегрированного обучения иностранному языку и профильным дисциплинам в российских вузах // Иностранные языки в школе. 2021. No 5. С. 10–19.
Халяпина Л. П. Современные тенденции в обучении иностранным языкам на основе идей предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. No 20. С. 46–52.
Barrios E., Lara M. CLIL methodology, materials and resources, and assessment in a monolingual context: an analysis of stakeholders’ perceptions in Andalusia // The Language Learning Journal. 2020. Vol. 48. No 1. P. 60–80.
Mehisto P. Uncovering CLIL: Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education . Oxford : Macmillan Education. 238 p.
Pavlova L.V., Vtorushina Yu.L. Developing Students’ Cognition Culture For Successful Language Learning // Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences (CILDIAH-2018).”SHS Web of Conferences”. 2018. Vol. 50. C. 01128–01130.

References
Almazova, N. I., Baranova T. A., Halyapina, L. P. (2017). Pedagogicheskie podhody i modeli integrirovannogo obucheniya inostrannym yazykam i professional’nym disciplinam v zarubezhnoj i rossijskoj lingvodidaktike [Pedagogical approaches and models of integrated teaching of foreign languages and professional subjects in the foreign and Russian linguodidactics]. Yаzyk i kul’tura, 39, 116–134. (In Russ.).
Bobykina, I. A., Nefedova, L. A. (2020). Opyt realizacii tehnologii CLIL v uslovijah dopolnitel’nogo professional’nogoobrazovanija pedagogov [Experience in implementing CLIL technology in conditions of additional professional education of teachers]. Aktual’nye problemy filologii i metodiki prepodavanija inostrannyh jazykov, 14, 119–121. (In Russ.).
Verbickij, A. A., Tenishcheva V. F. (2007). Inoyazychnye kompetencii kak komponent obshchej professional’noj kompetencii inzhenera: problemy formirovaniya [Foreign language competences as a component of general professional competence of an engineer: problems of formation]. Vysshee obrazovanie segodnya, 12, 27–31. (In Russ.).
Voronina D. K., Shamov A. N. (2022). Professionalizaciya inoyazychnoj podgotovki studentov nelingvisticheskih VUZov: podhody, tekhnologii, priemy i sposoby [Professionalization of foreign language training for students of non-linguistic universities: approaches, technologies, techniques and methods].Vestnik Mininskogo universiteta, 10 (2), 5–20. (In Russ.).
Zimnjaja, I. A. (2006). Obshhaja kul’tura i social’no-professional’naja kompetentnost’ cheloveka [General culture and socio-professional competence of a man]. Professional’noe obrazovanie, 2, 18–21. (In Russ.).
Kolesnikov, A. A. (2018). Metodika razrabotki sovremennogo uchebnogo posobiya dlya inoyazychnogo proforientacionnogo kursa po vyboru [Methodology for developing a modern teaching aid for a foreign language elective career guidance course]. Cennosti i smysly, 5, 140–151. (In Russ.).
Kolesnikov, A. A. (2021). Proforientacionnoe obuchenie kak osoboe napravlenie v integrirovannom yazykovom obrazovanii [Career guidance training as a special direction in integrated language education]. Inostrannye yazyki v shkole, 5, 40–48. (In Russ.).
Kuznetsov, A. N. (2020). Razvitie sistemy podgotovki po inostrannym yazykam v neyazykovyh vuzakh [Development of systemic training in foreign languages in non-linguistic universities]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki, 2 (835), 23–34. (In Russ.).
Polyakov, O. G., Belousov, A. S. (2021). Elektivnyj kurs na inostrannom yazyke i professional’naya orientaciya uchashchihsya starshih klassov (na primere gumanitarnogo profilya) [The elective foreign language course and professional guidance for school senior students ( using the example of the humanitarian profile)]. Inostrannye yazyki v shkole, 5, 64–71. (In Russ.).
Sysoev, P. V., Belousov, A. S.(2023). Metodika proforientacionnogo obucheniya inostrannomu yazyku obuchayushchihsya sistemy srednego professional’nogo obrazovaniya [Methodology of career guidance teaching a foreign language to students of the secondary vocational education system]. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2 (62), 244–261. (In Russ.).
Sysoev, P. V., Potapova, E. N. (2022). Korporativnoe obuchenie professional’nomu inostrannomu yazyku [Corporate training in a professional foreign language]. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2 (56), 256–271.
Sysoev, P. V. (2021). Klyuchevye voprosy realizacii predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku i profil’nym disciplinam v rossijskih vuzah [Key issues in the implementation of CLIL teaching of foreign languages and specialized disciplines in Russian universities]. Inostrannye yazyki v shkole, 5, 10–19. (In Russ.).
Halyapina, L. P. (2017). Sovremennye tendencii v obuchenii inostrannym yazykam na osnove idej predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya (CLIL) [Current trends in foreign language teaching based on the ideas of content and language integrated learning (CLIL)]. Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze, 20, 46–52. (In Russ.).
Barrios, E., Lara, M. (2020). CLIL methodology, materials and resources, and assessment in a monolingual context: an analysis of stakeholders’ perceptions in Andalusia. The Language Learning Journal, 48 (1), 60–80.
Mehisto, P. (2008). Uncovering CLIL: Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Oxford : Macmillan Education, 238 p.
Pavlova, L. V., Vtorushina, Yu. L. (2018). Developing Students’ Cognition Culture For Successful Language Learning. Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences (CILDIAH-2018). SHS Web of Conferences, 50, 01128–01130.
Опубликована
2023-12-06
Как цитировать
ПАВЛОВА, Любовь Владимировна; ОМЕЛЕНЧУК, Кристина Александровна. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в системе СПО на основе интегрированного подхода. Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 4 (65), p. 80–86, dec. 2023. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/2538>. Дата доступа: 19 sep. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-80-86.
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Ключевые слова

иностранный язык, профессионально ориентированное обучение, предметно-языковой интегрированный подход, профессиональная иноязычная коммуникация