Применение «теории поколений» в образовательном процессе для совершенствования освоения информационных дисциплин

  • Ада Андреевна Попова Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия
  • Елена Викторовна Черная Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
  • Ольга Сергеевна Власова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Аннотация





В литературе высказывается мнение, что Теория поколений Штрауса и Хоува, широко применяемая в бизнес-структурах, может быть полезной для педагогики, поможет преподавателю быстро ориентироваться в потребностях современных студентов и направить процесс обучения по наиболее эффективному пути. Однако практическая реализация теории в освоении той или иной дисциплины требует проведения дополнительных методических исследований для устранения неясностей и возникающих противоречий. Действенные рекомендации по привлечению Теории поколений к обучению студентов информационным дисциплинам в вузе могут быть даны после изучения личностных качеств студентов с привязкой к определённой дисциплине.








Целью настоящей работы явилось изучение личных качеств современных студентов вуза, осваивающих информационные дисциплины, с точки зрения Теории поколений, а также успешность освоения ими учебного материала по информатике.








Авторы изучили суть Теории поколений, проанализировали отличительные признаки поколений X, Y, Z по литературным источникам, составили анкету для опроса студентов. Считается, что в настоящее время в вузы пришло поколение Z. Однако результаты анкетирования показали, что нельзя современных студентов считать принадлежащими к одному поколению Z в чистом виде, что им присущи личностные качества всех трёх рассмотренных поколений.








Анализ ответов студентов при проведении анкетирования был использован для составления вероятностного «портрета» среднего современного студента, изучающего информационные дисциплины. Этот материал был использован для составления примерных действенных рекомендаций преподавателям информационных дисциплин для работы с современным поколением студентов с учётом их потребностей. Представлены данные результатов исследования уровня освоения информационных дисциплин современными студентами.





Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

доктор педагогических наук, профессор.

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры экономики отраслей и рынков

Литература

Алыгулиев Р. М. Информационная наука: предмет и основные задачи // Материалы республиканской научно-практической конференции «Проблемы формирования электронных библиотек» / Науч. ред. М. Саидова, Н. Исмайлова, Ф. Юсифов. Баку: Информационные технологии, 15 апреля 2016 г. С.13–19.
Асташова Т. А. Современная лекция в вузе глазами студентов и преподавателей // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20, No 3. С. 229–308.
Бастракова Н. С. Цифровое поколение в проекции жизненного самоопределения // Новые информационные технологии в образовании и науке. 2018. No1. С. 103–109.
Бесчасная А. А. Поколение Дельта: в поисках характеристик российского поколения настоящего-будущего // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т.23, No4. С. 7–39.
Воронцова Ю. А. Теоретическая основа теории поколений // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. Т.72, No3. С. 268–273.
Макарова С. П., Гайдунко Ю. А. Методы обучения и теория поколений // Научная мысль. 2017. Т.24, No2. С. 26–28.
Мукундан Р. Информатика: динамичная дисциплина, воздействующая на все сферы человеческой деятельности // Международный форум информации. 2018. Т. 43, No4. С. 3–9.
Надворная О. А., Мишота И.Ю. Необходимость использования «теории поколений» для совершенствования процесса обучения на современном этапе // Научный вестник МГИИТ. – 2018. – Т. 52, No 2. – С. 119–126.
Поколения Y и Z в постпандемийной реальности: идентификации, ориентации, поведение: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (г. Уфа, 24 – 26 ноября 2022 г.) / отв. ред. А.Ю. Гайфуллин. Уфа: РИЦ БашГУ, 2022. 174 с.
Пономарева Е. С. Теория Поколений // Достижения науки и образования. 2017.Т.21, No8. С. 55–56.
Самоукина Н. В. Теория поколений в российском менеджменте. Лучшие практики управления разновозрастными командами: подбор, обучение, мотивация : монография Москва : РУСАЙНС, 2023. 186 с.
Соколова И. Ю. Структурно-логические схемы – дидактическое основание информационных технологий, электронных учебников и комплексов // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – No 6.
Стиллман Д. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык. Москва : Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2018. 272 с.
Шамис Е., Никонов Е. Л. Теория поколений. Необыкновенный Икс. Москва : Синергия, 2022. 192 с.
Howe N., Strauss W. The Fourth Turning: What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. N.Y.:
Broadway Books, 1997. 384 p.

References
Alyguliyev, R. M. (2016). Informatsionnaya nauka: predmet i osnovnyye zadachi [Information science: subject and main tasks]. Materialy respublikanskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Problemy formirovaniya elektronnykh bibliotek». Baku, Informatsionnyye tekhnologii, 13–19.
Astashova, T. A. (2017). Sovremennaya lektsiya v vuze glazami studentov i prepodavateley [Modern lecture at a university through the eyes of students and teachers]. Obrazovatel’nyye tekhnologii i obshchestvo, 3 (20), 229–308. (In Russ.).
Bastrakova, N. S. (2018). Цифровое поколение в проекции жизненного самоопределения [Digital generation in the projection of life self-determination]. New information technologies in education and science, 1, 103–109. (In Russ.).
Beschasnaya, A. A. (2020). Pokoleniye Del’ta: v poiskakh kharakteristik rossiyskogo pokoleniya nastoyashchego-budushchego [Generation Delta: in search of characteristics of the Russian generation of the present and future]. Journal of Sociology and Social Anthropology, 4 (23), 7–39. (In Russ.).
Vorontsova, Y. A. (2016). Теоретическая основа теории поколений [Theoretical basis of the theory of generations]. Scientific notes of the Oryol State University. Series: Humanities and social sciences, 3 (72), 268–273. (In Russ.).
Makarova, S. P., Gaidunko, Y. A. (2017). Metody obucheniya i teoriya pokoleniy [Teaching methods and theory of generations]. Scientific thought, 2(24), 26–28. (In Russ.).
Mukundan, R. (2018). Informatika: dinamichnaya distsiplina, vozdeystvuyushchaya na vse sfery chelovecheskoy deyatel’nosti [Informatics: a dynamic discipline affecting all spheres of human activity]. International Forum of Information, 4(43), 3–9. (In Russ.).
Nadvornaya, O. A., Mishota, I. Y. (2018). Neobkhodimost’ ispol’zovaniya «teorii pokoleniy» dlya sovershenstvovaniya protsessa obucheniya na sovremennom etape [The need to use the “theory of generations” to improve the learning process at the present stage]. Scientific Bulletin of MGIIT, 2 (52), 119–126. (In Russ.).
Gaifullin, A. Y. (2022). Pokoleniya Y i Z v postpandemiynoy real’nosti: identifikatsii, oriyentatsii, povedeniye: sbornik statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Generations Y and Z in post-pandemic reality: identifications, orientations, behavior: collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Ufa: RIC BashGU, 174 p. (In Russ.).
Ponomareva, E. S. (2017). Teoriya Pokoleniy [Theory of Generations]. Achievements of Science and Education, 8 (21), 55–56. (In Russ.).
Samukina, N. V. (2023). Teoriya pokoleniy v rossiyskom menedzhmente. Luchshiye praktiki upravleniya raznovozrastnymi komandami: podbor, obucheniye, motivatsiya [Theory of generations in Russian management. Best practices for managing teams of different ages: selection, training, motivation]: monograph Moscow: RUSAINS, 186 p. (In Russ.).
Sokolova, I. Y. (2012). Strukturno-logicheskiye skhemy – didakticheskoye osnovaniye informatsionnykh tekhnologiy, elektronnykh uchebnikov i kompleksov [Structural-logical diagrams – the didactic basis of information technologies, electronic textbooks and complexes]. Modern problems of science and education, 6. (In Russ.).
Stillman, D. (2018). Pokoleniye Z na rabote. Kak yego ponyat’ i nayti s nim obshchiy yazyk [Generation Z at work. How to understand him and find a common language with him]. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber (MYTH), 272 p. (In Russ.).
Shamis, E., Nikonov, E. L. (1997). Teoriya pokoleniy. Neobyknovennyy Iks [Theory of generations. Extraordinary X]. Moscow: Synergy, 2022. 192 p. (In Russ.).
Howe N., Strauss W. The Fourth Turning: What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. N.Y.: Broadway Books, 1997. 384 p.
Опубликована
2023-12-06
Как цитировать
ПОПОВА, Ада Андреевна; ЧЕРНАЯ, Елена Викторовна; ВЛАСОВА, Ольга Сергеевна. Применение «теории поколений» в образовательном процессе для совершенствования освоения информационных дисциплин. Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 4 (65), p. 87–92, dec. 2023. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/2539>. Дата доступа: 21 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-87-92.
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Ключевые слова

информационные дисциплины, информационные технологии, поколение, теория поколений, признаки поколений X, Y, Z