Методика организации профессиональной деятельности педагогов по совершенствованию умений формирования функциональной грамотности обучающихся

  • Светлана Владимировна Тетина Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинск, Россия
  • Юлия Владимировна Гутрова Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинск, Россия

Аннотация




В научно-теоретической статье рассматривается актуальная в настоящее время проблема методики организации профессиональной деятельности педагогов по совершенствованию умений формирования функциональной грамотности обучающихся. Формирование функциональной грамотности обучающихся остаётся приоритетным направлением в работе педагогов. Выдвигается предположение, что обеспечение совершенствования компетенций педагога в области формирования функциональной грамотности обучающихся обусловлено изменениями законодательных документов в сфере образования Российской Федерации, а именно усилением и конкретизацией достижения образовательных результатов обучающихся в части формирования метапредметных компетенций в освоении основной образовательной программы. Достижение востребованных результатов образовательного процесса коррелируется с уровнем профессионального мастерства педагога. Целью статьи является выявление определённого набора компонентов методической системы, которые позволяют совершенствовать профессиональные компетенции педагогов. Представленная методическая система включает ряд компонентов, таких как ценностно-мотивационный, мировоззренческий, когнитивный и поведенческий. Каждый компонент системы несет в себе определённые функции и ресурсы. Контент-анализ литературы доказывает актуальность обсуждаемой проблемы исследования.


Научная новизна статьи заключается в представлении методической системы организации профессиональной деятельности педагогов, конкретизации каждого компонента методической системы, ориентированного на интеграцию профессионально-личностных знаний педагогов в контексте формирования функциональной грамотности обучающихся. Теоретическая значимость статьи состоит в том, что открываются новые перспективы организации методического совершенствования педагогических работников. Практическая значимость заключается в возможности реализации методической системы организации профессиональной деятельности педагогов в рамках системы повышения квалификации педагогических работников. Полученные теоретические результаты исследования могут быть востребованы при разработке дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников.




Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий Лабораторией учебно-методического и информационно- аналитического сопровождения функциональной грамотности и ФГОС общего образования

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат педагогических наук, доцент Лаборатории учебно-методического и информационно-аналитического сопровождения функциональной грамотности и ФГОС общего образования

Литература

Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. Москва : Наука, 1980. 335 с.
Асмолов А. Г. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии : монография : в 2 ч. Москва : Федеральный ин-т развития образования, 2011. Ч. 1. 111 с.
Божович Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. 1988. No 5. С. 108–116.
Вершловский С. Г. Непрерывное образование : историко-теоретический анализ феномена : монография. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская акад. постдипломного пед. образования, 2008. 151 с.
Галицких Е. О. Современная литература для детей и о детях в контексте образовательных стратегий нового века. Москва : МЦБС, 2013. 159 с.
Гращенков П. В. Рецензия M. Norde, F. van de Velde (eds.). Exaptation and language change. Amsterdam: John Benjamins, 2016 // Вопросы языкознания. 2018. No 6. С. 139–147.
Гребенкина Л. К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования : монография. Рязань, 2000. 201 с.
Исследования гуманитарных систем. Вып. 1 Теория педагогической системы Н. В. Кузьминой: генезис и следствия / сост. А. А. Остапенко. Краснодар : Парабеллум, 2013. 90 с.
Тарханова И. Ю. Теоретико-методологические основы исследования проблем образования и социализации взрослых : монография. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2012. 171 с.
Федоров О. Д. Педагогическая одаренность. Актуальные психолого-педагогические решения : монография. Нижний Новгород : Мининский ун-т, 2019. 348 с.
Опубликована
2023-12-06
Как цитировать
ТЕТИНА, Светлана Владимировна; ГУТРОВА, Юлия Владимировна. Методика организации профессиональной деятельности педагогов по совершенствованию умений формирования функциональной грамотности обучающихся. Челябинский гуманитарий, [S.l.], n. 4 (65), p. 93–98, dec. 2023. ISSN 1999-5407. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/chelgum/article/view/2540>. Дата доступа: 05 dec. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-93-98.
Раздел
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Ключевые слова

ценностно-личностные образцы поведения, предадаптивный подход, ценностно-мотивационный компонент, мировоззренческий компонент, когнитивный компонент, поведенческий компонент