РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 44.03.02 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

Аннотация

Развитие готовности обучающихся к выбору является одной из главных задач современного образования, что отражено в основных нормативно-правовых документах и обусловлено социальным заказом в условиях изменчивости, неопределенности, сложности и неоднозначности VUCA-мира.


В нашем исследовании мы сосредоточили свое внимание на изучении особенностей нравственной позиции в структуре готовности к выбору, которая обеспечивает проявление активности, осознанности, самостоятельности и ответственности обучающихся в выборе. Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости и возможности развития нравственной позиции выбирающего, в том числе и с помощью методов «Анализ аргументации выбора» и «Субъективное качество выбора» (Д.А. Леонтьев и др.). В статье также приведены примеры эффективного использования психолого-педагогических форм, методов и средств развития готовности обучающихся к выбору в целом.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Батина Е.В. Педагогическое сопровождение развития готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2022. 222 с.
2. Бессонова Е.А. Образовательный выбор как актуальная проблема современной педагогической науки // The Emissia. Offline Letters. 2018. № 2. URL: http://www.emissia.org/offline/2018/2574.htm (дата обращения: 25.05.2023).
3. Корнилова Т.В., Чумакова М.А., Корнилов С.А., Новикова М.А. Психология неопределенности: Единство интеллектуально-личностного потенциала человека. М.: Смысл, 2010.
4. Леонтьев Д.А., Овчинникова Е.Ю., Фам А.Х. Проблема выбора в науках о человеке: от рациональных моделей к экзистенциальным // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения: мат-лы Всерос. науч. конф. (27–28 октября 2015 г.): в 2 т. М.: Научная мысль, 2015. Т. 1. С. 18–33.
5. Леонтьев Д.А., Овчинникова Е.Ю., Рассказова Е.И., Фам А.Х. Психология выбора. М.: Смысл, 2015. 464 с.
6. Луков В.А. Молодежь в ситуации выбора // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения: мат-лы Всерос. науч. конф. (27–28 октября 2015 г.): в 2 т. М.: Научная мысль, 2015. Т. 2. С. 158–172.
7. Мандрикова Е.Ю. Виды личностного выбора и их индивидуально-психологические предпосылки: дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 195 с.
8. Сериков Г.Н. Готовность к сбережению энергоресурсов как научное понятие // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование и педагогические науки». 2012. № 14. С. 25–29.
9. Сериков Г.Н. Готовность работника к профессиональному самообразованию: научное понятие, личный энергоресурс, измерение // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование и педагогические науки». 2013. Т. 5, № 3. С. 34–41.
10. Фам А.Х. Индивидуальные особенности выбора в ситуациях различной значимости: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2015.
Опубликована
2023-11-10
Как цитировать
БАТИНА, Е.В.. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 44.03.02 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ). Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение, [S.l.], n. 3(23), p. 5-10, nov. 2023. ISSN 2409-4102. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/vcsu_eh/article/view/2143>. Дата доступа: 15 june 2024

Ключевые слова

выбор, готовность к выбору, образовательный выбор, нравственная позиция.