СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

  • Т.И. Шульга ФГБОУ ВО «Московский государственный областной педагогический университет» http://orcid.org/0000-0002-3584-6087

Аннотация

Цель исследования - описание особенностей социализации в цифровом пространстве на примере изменения поведения детей, подростков, старших школьников и молодежи. Выборка исследования представлена подростками с нарушением социализации, (рискующие, агрессивные, аутоагрессивные, с девиантным поведением, остракированные), Методиками исследования являются: анкета по отношению к риску, опрос по теме увлечения и общения в сети Интернета. Нами рассмотрены особенности двух социальных групп подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях – кадетском корпусе и обычной общеобразовательной школе.


Основные результаты позволили выявить отношение подростков к риску, особенности потребностей подростков двух социальных групп: потребности в общении, во взаимодействии со сверстниками, потребности в уважении и признании, потребности соответствовать ожиданиям. Результаты показали, что негативными проявлениями удовлетворения потребностей являются изменения в поведении: постоянное общение в сети Интернет с незнакомыми, навязывание общения с негативным контентом сверстникам в чатах, привлечение друга к посещению разных сайтов т.д. Подростки из общеобразовательной организации проявляют себя более уверенными пользователями Интернета.


Таким образом, в современном мире происходит трансформация традиционных институтов социализации (семьи и образовательных организаций). Снижение их влияния на подростков восполняется ростом воздействия средств массовой коммуникации, ключевая роль в которых принадлежит Интернету, что приводит к изменению личности подростков в условиях цифровизации.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности, разнообразия // Психологические исследования: электронный журнал. 2015. Т.8, №40 DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v8i40.550
2. Дятлова Е.В., Михина М.В. Интернет-коммуникации: путь культурного развития личности или свобода выбора в информационную эпоху // Вестник университета, 2019. №4. С. 168–172. DOI: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-4-168-172.
3. Дашиева Б.А., Куприянова И.Е., Карауш И.С. Негативные события в жизни подростков, связанные с семьей, риск депрессии и сопровождение семьи // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2022. Т. 13, № 3. С. 239-247
4. Карауш И.С., Куприянова И.Е., Дашиева Б.А. Негативные события, связанные со школьным функционированием, и их взаимосвязь с риском развития депрессии у подростков//Клиническая и специальная психология. 2022. Том 11, № 2. С. 142–166.
5. Кудрявцев С.В., Дмитриев А.В. Правонарушения несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества // Вестник экономической безопасности. 2017. № 4. С. 241–245.
6. Кузнецова И.А., Борисова В.Ф., Спесивов Н.В. Эффективность деятельности Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в аспекте новейших тенденций защиты прав детей // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. № 6 (149). C. 68-74.
7. Новикова М.А., Реан А.А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 4. С. 112–120. DOI:10.17759/pse.2018230411
8. Некоз Я.О., Игнатович С.С., Елагина В.С. Факторы развития агрессивного поведения подростков в социальных сетях // Педагогика: история, перспективы. 2022. Т. 5, № 6 . С. 82-99. DOI: 10.17748/2686–9969–2022–5-6-82-99
9. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл. 2018. 375 с.
10. Соколова М.В. Социально-психологические детерминанты выбора аутоагрессивными подростками социальных сетей: авторефератвт. дисс. к. психол. н. М : 2022. 25 с.
11. Хохлова Н. И., Муллер О. Ю., Савостина Л. В. Опосредствование продуктивной деятельности как условие преодоления компьютерной зависимости. //Российский психологический журнал. 2022. Т. 19, № 2. С. 150-160. DOI: 10.21702/rpj.2022.2.11
12. Шульга Т.И. Жизненные планы подростков как фактор профилактики девиантного поведения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. №3. С. 64-75.
13. Cummins R.A. Understanding the well-being of children and adolescents through homeostatic theory // Handbook of child well-being. Springer, Dordrecht. 2014. P. 635-661.
14. Zietlow A.L., Nonnenmacher N., Reck C., Mueller M., Herpertz S., Neukel C., Fuchs A., Bermpohl F., Fuehrer D., Kluczniok D., Attar C.H., Jaite C., Dittrich K., Boedeker K. Early life maltreatment but not lifetime depression predicts insecure attachment in women // Arch Womens Ment Health. 2017. 20 (4). P. 477-486. DOI: 10.1007/s00737-017-0731-z
Опубликована
2023-11-10
Как цитировать
ШУЛЬГА, Т.И.. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ. Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение, [S.l.], n. 3(23), p. 26-32, nov. 2023. ISSN 2409-4102. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/vcsu_eh/article/view/2147>. Дата доступа: 12 july 2024

Ключевые слова

социализация, цифровизация, негативные последствия, нарушения общения.