ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АТТИТЮДЫ: ПРОВЕРКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Аннотация
Несмотря на очевидность связи между типами экономического поведения и отдельными компонентами психологического времени, целостной модели, объясняющей взаимосвязь между ними, не существует. Целью данного исследования является разработка и проверка такой модели. Согласно теорети- ческой модели, психологическое время может выступать в качестве внутреннего фактора, который при взаимодействии с другими внутренними и внешними переменными служит важным предиктором измене- ний экономических аттитюдов. Проверка модели проводилась на выборке жителей юго-западной части РФ (N = 1 356, средний возраст 25,27, 41 % мужчины). Были использованы следующие методы: Шкала удовлетворенности жизнью, PVQ-RR, Шкала субъективного уровня дохода, Опросник экономических аттитюдов, Шкала полихронных ценностей, Аттитюды ко времени (Нуттин, 2004), Опросник временной перспективы Зимбардо, Шкала ценности времени как экономического ресурса Узунье. Эмпирическая модель подтверди- ла теоретическую. В частности, эскапистская ориентация (сочетание ориентации на негативное прошлое, фаталистическое и гедонистическое настоящее) способствует снижению уровня субъективного экономиче- ского благополучия. Напротив, гармоничная ориентация (сочетание ориентации на будущее, позитивного прошлого и гедонистического настоящего) повышает уровень субъективного экономического благополучия опосредованно — через формирование уверенности в будущем на основе финансовой грамотности. Выявлен значимый вклад жизненных ценностей и менее значимый вклад пола и возраста в формирование временных ориентаций. Исследование способствует пониманию важности восприятия и переживания вре- мени в экономической жизни для формирования благополучия человека.
Скачивания
Литература
2. Antonides G, Van Der Sar NL. Individual expectations, risk perception and preferences in relation to in- vestment decision making. Journal of Economic Psychology. 1990;11(2):227-245. (In Russ.).
3. Bergadaa MM. The role of time in the action of the consumer. Journal of Consumer Research. 1990;17(3):289-302.
4. Bird BJ. The operation of intentions in time:The emergence of the new venture.EntrepreneurshipTheory and Practice. 1992;17(1):11-20.
5. Bluedorn AC. Time and organizational culture. In: Handbook of organizational culture and climate. Ed. by N. Ashkanasy, C. Wilderon, M. Peterson. Thousand Oaks, Sage; 2000. Pp. 231–267.
6. Boniwell I, Osin E, Linley A, Ivanchenko GV. A question of balance: Time perspective and well-being in British and Russian samples. The Journal of Positive Psychology. 2010;5(1):24-40.
7. Carmo RM, Cantante F, Alves NA. Time projections: Youth and precarious employment. Time & Society. 2014;23(3):337-357.
8. Goodin R, Rice J, Bittman M, Saunders S. The time-pressure illusion: discretionary time vs free time. Social Indicators Research. 2005;73(1):43-70.
9. Deyneka OS. Ekonomicheskaya psihologiya [Economic psychology]. St. Petersburg, Saint-Petersburg State University Publishing; 1999. (In Russ.).
10. Deyneka OS, Zabelina EV. The results of the development of a scale multifactorial questionnaire for express-diagnostics of economic attitudes. Psychological research, 2018;11(58):9. (In Russ.).
11. Drobysheva TV, Zhuravlev AL. Sistema faktorov ekonomicheskogo soznaniya v usloviyah vtorichnoj ekonomicheskoj socializacii lichnosti i gruppy [System of factors of economic consciousness in the secondary economic socialization of the personality and group]. Institute of psychology Russian Academy of Sciences. Social and economic psychology, 2016;1(2). (In Russ.).
12. Emelyanova TP, Drobysheva TV. Obraz budushchego blagosostoyaniya v obydennom soznanii rossiyan [Image of future well-being in the ordinary consciousness of Russians]. Psychological Journal. 2013;34(5);16- 32. (In Russ.).
13. Furey JT, Fortunato VJ. The theory of MindTime. Cosmology. 2014;18:119-130.
14. Furnham A, Henikou A. Correlational and Factor Analytic Study of Four Questionnaire Measures of Organizational Culture. Human Relations. 1996;49(3):349-371.
15. Furnham A. Why Do People Save? Attitudes to, and Habits of Saving Money in Britain. Journal of Ap- plied Social Psychology. 1985;15(5):354-373.
16. Golovaha EI, Kronik AL. Psihologicheskoe vremya lichnosti [Psychological time of personality]. Kiev, Naukova Dumka; 1984. (In Russ.).
17. Grant SJ. Perspectives in Time: How Consumers Think About the Future. Consumer Research. 2003;30(1):143-145.
18. Hofstede G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context. Psychology and Culture. 2011;2(1-8):1-26.
19. Holman RH, Silver. The Imagination of the Future: A Hidden Concept in the Study of Consumer Deci- sion Making. In: Advances in Consumer Research. Ed. by K. B. Monroe, A. Arbor. 1980. Vol. 8. Pp. 187–191.
20. Nestik TA. Social’no-psihologicheskaya determinaciya gruppovogo otnosheniya k vremeni [Socio-psychological determination of the group attitude to time. Thesis]. Moscow, 2015. (In Russ.).
21. Kalil A, Schweingruber HA, Seefeldt KS. Correlates of Employment Among Welfare Recipients: Do Psychological Characteristics and Attitudes Matter? American Journal of Community Psychology. 2001;29(5):701- 723.
22. Klos A, Weber EU, Weber M. Investment Decisions and Time Horizon: Risk Perception and Risk Behavior in Repeated Gambles. Management Science. 2005;51(12):1777-1790.
23. Kurnosova S, Zabelina E. Attitudes towards time at international migrants. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2018;39.
24. Khashchenko VA. Sub”ektivnoe ekonomicheskoe blagopoluchie i ego izmerenie: postroenie oprosnika i ego validizaciya [Subjective economic well-being and its measurement: constructing and validating a ques- tionnaire]. Experimental psychology. 2011;4(1):106-127. (In Russ.).
25. Kovalev VI. Kategoriya vremeni v psihologii (lichnostnyj aspekt) [The category of time in psychology (personal aspect)]. In: Categories of materialistic dialectics in psychology. Ed. L. I. Antsyferova. Moscow, Sci- ence; 1988. Pp. 216–230. (In Russ.).
26. Lebedeva NM. Bazovye cennosti russkih na rubezhe XXI veka [Basic values of Russians at the turn of the XXI century]. Psychological journal. 2000;21(3):73-87. (In Russ.).
27. Mewse AJ, Lea SEG, Wrapson W. First steps out of debt. Attitudes and social identity as predictors of contact by debtors with creditors. Journal of Economic Psychology. 2010;31(6):1021-1034.
28. MuzdybaevK.Perezhivanievremenivperiodkrizisov[Experiencingtimeduringcrises].Psychological Journal. 1999;21(4):5-21. (In Russ.).
29. Nuttin J. Motivaciya, dejstvie i perspektiva budushchego [Motivation, Action and Prospect for the Fu- ture]. Ed. DA Leontiev. Moscow, Smysl; 2004. (In Russ.).
30. Padawer EA, Jacobs-Lawson JM, Hershey DA. Thomas Demographic D. G. Indicators as Predictors of Future Time Perspective. Current psychology. 2007;26(2):102-108.
31. Rotter JB. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs, 1966;80(1):1-28.
32. SeijtsGH.The importance of future time perspective in theories of work motivation. Journal of Psychology: Interdisciplinary and Applied, 1998;132:154-168.
33. Schwartz S, Butenko T, Sedova D, Lipatova A. Refined theory of basic individual values: application in Russia. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2012;9(2):43-70.
34. Scheier MF, Carver CS, Bridges MW. Distinguishing optimism from neuroticism (and trait anxiety, self-mastery, and self-esteem): A reevaluation of the life orientation test. Journal of Personality and Social Psychology, 1995;67(6):1063-1078.
35. SircovaA,FonsJR.vandeVijver,OsinE.[etal.]Agloballookattime:A24-countrystudyoftheequiv- alence of the Zimbardo Time Perspective Inventory. SAGE Open, 2014;1:1-12.
36. Shipp AJ, Edwards JR, Lambert LS. Conceptualization and measurement of temporal focus: The subjective experience of the past, present, and future. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 2009;110(1):1-22.
37. Webster JD, Bohlmeijer ET, Westerhof GJ. Time to flourish: The relationship of temporal perspective to well-being and wisdom across adulthood. Aging and Mental Health, 2014;18(8):1046-1056.
38. Weismann J. Vremeni v obrez: uskorenie zhizni pri cifrovom kapitalizme [Time is short: acceleration of life under digital capitalism]. Moscow, Delo; 2019. (In Russ.)
39. Zabelina E, Tsiring D, Chestyunina Yu. Personal helplessness and self-reliance as the predictors of small business development in Russia: Pilot research results. International Entrepreneurship and Management Journal, 2017;14:279-293.
40. Zimbardo PG, Boyd JN. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric. Journal of Personality and Social Psychology, 1999;77(6):1271-1288.
41. Zhuravlev AL, Kupreychenko AB. Nravstvenno-psihologicheskaya regulyaciya ekonomicheskoj aktivnosti [Moral and psychological regulation of economic activity]. Moscow, Institute of Psychology, RAS; 2003. (In Russ.).
Ключевые слова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Юлия Владимировна Честюнина, Екатерина Вячеславовна Забелина, ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОЛОДОГО И СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ , ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: № 10(444) (2020): Вестник Челябинского государственного университета