СОСТОЯНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

  • Ангелина Александровна Карташова Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет) http://orcid.org/0000-0001-6484-8957
  • Ирина Олеговна Котлярова Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет) http://orcid.org/0000-0003-1109-6995

Аннотация

Целью статьи является выявление состояния готовности педагогов организаций высшего образования к работе в электронной информационно-образовательной среде. Актуальность вопроса подтверждается наличием социального заказа и недостаточностью выявленного уровня готовности педагогов к выполнению сформулированных в нем требований. Определены критерии, характеризующие состояние готовности, подобраны адекватные им и задачам исследования методы анкетирования и тестирования: методики «Оценка готовности педагога к развитию» В. И. Зверевой, Н. В. Немовой; «Наличие общих представлений педагога в сфере ИКТ» М. С. Плетневой; «Реализация профессиональных задач педагога» М. С. Плетневой; «ИКТ-активность педагога» М. С. Плетневой; «Мотивационный тест» Ф. Герцберга. По результатам диагностического исследования сделан вывод о низком уровне развития компонентов готовности к работе в электронной информационно-образовательной среде и общего ее состояния у педагогов организаций высшего образования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М. : ВЛАДОС, 1994. 336 с.
2. Алексеева И. С. Онлайн-курс как форма онлайн-обучения в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 244–247. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.37.
3. Герцберг Ф. Мотивационный тест. Режим доступа: https://medinfovn.ru/docs/menedzer/Тесты/9%20Тест%20Герцберга.pdf. (дата обращения 05.10.2024).
4. Готина Е. Б. Системы мотивации: подход к преподавателям вузов // Современные тенденции в образовании и науке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 38–39.
5. Гриншкун В. В., Роберт И. В., Босова Л. Л. [и др.] Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата. Москва : Издательство АЭО. 2023. Режим доступа: https://istina.msu.ru/publications/book/611169431/ (дата обращения 05.10.2024).
6. Джабатырова Б. К., Хатит Ф. Р., Сташ Н. М. Модель формирования готовности будущих педагогов к проектированию психологически безопасной среды // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024. № 2. С. 77–85. DOI: https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-77-85.
7. Зверева В. И., Немова Н. В. Оценка готовности педагога к развитию: диагностические материалы. Режим доступа: https://school19-novoross.ru/doc/ОШколе/ИнновационнаяДеятельность/Результативность/Диагностика-педагога-Диагностич.pdf. (дата обращения 05.10.2024).
8. Иванов А. М. Формирование готовности учителя к профессиональному росту в условиях информатизации образования (в системе повышения квалификации работников образования): автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01. Москва. 2007. 25 с.
9. Кандыбович Л. А. Психология высшей школы в Союзном государстве. Минск: Харвест.2020. 672 с.
10. Кропотова М. Ю. Подготовка и готовность будущих педагогов к инновационной деятельности // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 4 июня 2024). Уфа: Аэтерна. 2024. С. 99–101.
11. Кузьминов Я. И, Гохберг Л. М., Шугаль Н. Б. Цифровая среда в образовательных организациях различных уровней : аналитический доклад. Москва: НИУ ВШЭ. 2023. 164 с.
12. Кульневич Т. В. Готовность будущего учителя к выполнению профессионально-педагогического долга // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7. № 2. С. 3–17 DOI: https://doi.org/10.18413/2313-8971-2021-7-2-0-1.
13. Манченко Т. В., Гучетль И. Н. Современные технологии в развитии профессиональной компетентности преподавателей высшего образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024. № 1. С. 48–56. DOI: https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-1-48-56.
14. Плетнева М. С. ИКТ-активность педагога // Образовательная социальная сеть. 2013. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/04/21/kriterii-otsenki-ikt-kompetentsii-uchitelya-nachalnoy (дата обращения 05.10.2024).
15. Плетнева М. С. Критерии оценки ИКТ-компетенции // Образовательная социальная сеть. 2013. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/04/21/kriterii-otsenki-ikt-kompetentsii-uchitelya-nachalnoy (дата обращения 05.10.2024).
16. Плетнева М. С. Реализация профессиональных задач педагога // Образовательная социальная сеть. 2013. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/04/21/kriterii-otsenki-ikt-kompetentsii-uchitelya-nachalnoy (дата обращения 05.10.2024).
17. Савва Л. И., Клюкина А. А. Формирование готовности будущих педагогов к предотвращению кибербуллинга среди обучающихся как педагогическая проблема // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84–1. С. 275–278.
18. Семёнов А. Л. Качество информатизации школьного образования // Вопросы образования: научно-образовательный журнал. 2015. № 3. С. 248–270.
19. Суханов Д. А. Педагогические условия преодоления затруднений педагогов при повышении квалификации в электронной информационно-образовательной среде: диссер. канд. пед. наук. 5.8.7. Санкт-Петербург. 2023. 168 с.
20. Тоффлер Э. Третья цивилизационная волна // Университет социологии SOCIO. 2024. Режим доступа: http://www.sociocity.ru/scitys-274-1.html (дата обращения 05.10.2024).
21. Шамионов P. M. Роль установок на авторитаризм и социальное доверие в проявлениях гражданской и онлайн-активности // Экспериментальная психология. 2023. Т. 16. № 2. С. 101–120.
22. Шилов К. В., Бербенец О. А., Кондратюк И. В., Лысенко О. А. Методологические основы формирования готовности студентов педагогического вуза к инновационной деятельности // Современное педагогическое образование. 2024. № 1. С. 263–265.
23. Шугаль Н. Б., Шматко Н. А., Бондаренко Н. В. Масштабы и перспективы цифровизации образовательной, научной и административной деятельности в государственных вузах // Мониторинг экономики образования. 2023. № 3. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2023/04/18/2029435433/release_3_2023.pdf (дата обращения 05.10.2024).
24. Bolshakova A., Mokhnatkina K. Electronic information educational environment as an ecosystem in the pedagogical process of a modern university // Development of educational. 2024. Vol. 3. no. 7. P. 19–26. DOI: https://doi.org/10.31483/r-112671.
25. Mutovkina N., Gusarov A., Ding S. Methodological Aspects of Teachers’ Work in the Electronic Information Educational Environment // Artificial Intelligence, Medical Engineering and Education. 2024. С. 736–745. DOI: https://doi.org/10.3233/ATDE231388.
26. Wu Y. Research on Factors Influencing Teachers’ Willingness for Knowledge Sharing // Transactions on Social Science, Education and Humanities Research: 3rd International Conference on Education Reform, Humanities and Social Studies (ERHSS 2024) 2024. Vol. 4. DOI: https://doi.org/10.62051/jf8yj570.
Опубликована
2025-01-13
Как цитировать
КАРТАШОВА, Ангелина Александровна; КОТЛЯРОВА, Ирина Олеговна. СОСТОЯНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение, [S.l.], n. 3(27), p. 12-23, jan. 2025. ISSN 2409-4102. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/vcsu_eh/article/view/2738>. Дата доступа: 18 apr. 2025

Ключевые слова

готовность
педагоги
организации высшего образования
электронная информационно- образовательная среда