ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В статье представлен аналитический обзор исследований, посвящённых благополучию детей и подростков. Среди факторов, влияющих на благополучие, называют общение в семье, доверительные отношения,новые элементы образовательной среды. Обзор современных публикаций показал дефицит исследований, посвящённых образовательным факторам психологического благополучия детей и подростков в семье. Результаты исследования показывают, что высокие баллы благополучия отмечаются в общеобразовательных классах, при этом семейные отношения являются одним из ведущих факторов благополучия детей и подростков.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Авдеева Н. Н., Хоффман Б. Э. Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 4. С. 69–78. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080407.
2. Ашуров Б. З., Бабаджанова Н. Р. Взаимосвязь социально психологических особенностей коммуникации в семье с уровнем благополучия и жизнестойкости (на примере старших подростков дистанционных семей) // PEDAGOG. 2023. Т. 6, № 10. С. 389–392.
3. Барцалкина В. В. Родительская созависимость как фактор риска формирования аддикций у детей // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 18–25.
4. Брук Ж. Ю. Субъективное благополучие детей 10-и и 12-и лет в пространстве удовлетворенности семьей, школой и друзьями // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 6. С. 164–175. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260613.
5. Дубровина И. В. Психологическое благополучие школьников: учебное пособие. Москва: Издательство «Юрайт», 2023. 140 с.
6. Иванова Д. Н. Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся // Молодой ученый. 2019. № 19. С. 319–322.
7. Карабанова О. А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. C. 16–26. DOI: https://doi.org/10.17759/ pse.2019240502.
8. Кондрашкин А. В., Кириллова Т. О. Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе // Психолого-педагогические исследования. 2012. № 4. С. 1–14. Режим доступа: http:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57076.shtml (дата обращения: 11.04.2024).
9. Куба Е. А. Благополучие: смыслообразующая составляющая поликультурного региона // Традиционные конфессии на защите Отечества и духовных ценностей. 2023. С. 89–92.
10. Струкова А. С., Поливанова К. Н. Благополучие в образовании: современные теории благополучия, исторический контекст и эмпирические исследования // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12, № 3. С. 137–148.
11. Чигаева В. Ю. Современные теории социального благополучия: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. 228 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278337 (дата обращения: 16.04.2024).
12. Якимова Т. В., Бондаренко Я. А. Осведомленность в истории своей семьи как фактор психологического благополучия // Психолого-педагогические исследования. 2014. Т. 6, № 4. С. 93–105. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060409.
13. Antaramian S. P., Huebner E. S., Hills K. J. [et. al.]. A dual factor model of mental health: Toward a more comprehensive understanding of youth functioning // American Journal of Orthopsychiatry. 2010; vol. 80, no. 4. P. 462–472. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1939-0025.2010.01049.x.
14. Andresen S., Montserrat С., Strozik D. Family structure and family relationship from the child well-being perspective: Findings from comparative analysis // Children and Youth Services Review. 2017. no. 80(9). Р. 105–115. DOI: https://doi.org/10.1016/j. childyouth.2017.06.064.
15. Bruk Zh., Ignatjeva S., Sianko N., Volosnikova L. Does age Matter? Life Satisfaction and Subjective WellBeing among Children Aged 10 and 12 in Russia // Population Review. 2021. vol. 60(1). Р. 75–96. DOI: https://doi.org/10.1353/prv.2021.0004.
16. Dinisman Т., Andresen S., Montserrat С., Strozik D. Family structure and family relationship from the child well-being perspective: Findings from comparative analysis // Children and Youth Services Review. 2017. no 80(9). Р. 105–115. DOI: https://doi.org/10.1016/j. childyouth.2017.06.064.
17. Gilman R. Characteristics of adolescents who report very high life satisfaction // Journal of Youth and Adolescence. 2006. vol. 35 no 3. P. 293–301. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-006-9036-7.
18. Bucker S. Subjective well-being and academic achievement: A meta-analysis // Journal of Research in Personality. 2018. vol. 74. P. 83–94. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jrp.2018.02.007.
19. Huebner E. S. Correlates of school satisfaction among adolescents // The Journal of Educational Research. 2000. vol. 93, no 5. P. 331–335. DOI: https://doi.org/10.1080/00220670009598725.
Опубликована
2025-01-15
Как цитировать
БАТИНА, Елена Владимировна; КУБА, Елена Андреевна. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ. Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение, [S.l.], n. 4(28), p. 5-10, jan. 2025. ISSN 2409-4102. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/vcsu_eh/article/view/2747>. Дата доступа: 11 feb. 2025

Ключевые слова

благополучие, образовательные факторы, семья