ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Аннотация
Понятийная многозначность жизненного пути личности побуждает обратиться к психологическому содержанию феномена. Психологические аспекты жизненного пути личности предполагают обращение к социальным и духовным, ценностно-нравственным, смысложизненным проблемам. В исследовании применены субъектный, личностный и ситуационный подходы в целостном осмыслении жизненного пути как психологического феномена. Психобиографическими образованиями являются такие субъектные и личностные феномены как внутренняя картина жизненного пути и отношение к жизни, стратегии поведения и поступки, жизненные ориентации и жизненная позиция. Основными проблемами психологии жизненного пути личности являются: неопределенность терминологии; преодоление взгляда на человека как замкнутое целое и декларативность этого мнения; уникальность жизненного пути личности; широта предметного поля; новый развернутый понятийный аппарат и затруднения в его использовании; умаление значения методического инструментария. В понятии жизненного пути заложено становление человека как субъекта своей жизни и развитие его духовно-нравственной сферы, то есть история формирования и развития личности. Показано, что на уровне личности духовно-нравственные закономерности бытия становятся определяющими, и наличие духовно-нравственного стержня определяет гармоничную модель личности. Модели личности представляют жизненные пути личности разного уровня зрелости. Основой моделей являются типы личности, прототипам которых стали типы базовых жизненных (субъект-объектных) ориентаций по основаниям «жизненное творчество» — «жизненная ответственность», которые был определены эмпирически. В связи с этим рассмотрена авторская типология моделей личности, опирающаяся на типологию жизненных ориентаций, и соответствующих вариантов жизненного пути.
Скачивания
Литература
2. Абульханова-Славская К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 299 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Ленингр. ун-т, 1968. 340 с.
4. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник (1984-1985). М: Лабиринт, 1986. С. 80−160.
5. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. 165 с.
6. Братусь Б. С. Аномалии личности. Психологический подход. М.: Никея, 2019. 907 с.
7. Сохань Л. В., Злобина Е. Г., Тихонович В. А. [и др.] Жизненный путь личности / Киев: Наукова думка, 1987. 277 с.
8. Знаков В. В. Психология понимания мира человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2016. 488 с.
9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 508 с.
10. Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Союз, 2002. 334 с.
11. Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: РХГА, 2006. 384 с.
12. Коржова Е. Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе. 3-е изд. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2016. 468 с.
13. Коржова Е. Ю. Психология личности. СПб.: Питер, 2020. 543 с.
14. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 510 с.
15. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. Речь, 2002. 538 с.
16. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Ленингр. ун-т, 1960. 426 с.
17. Олпорт Г. Личность в психологии. СПб: Ювента, 1998. 345 с.
18. Яссман Л. В., Агузумцян Р. В., Хачатрян Н. Г. Психологические исследования духовно-нравственных проблем : монография. М.: Институт психологии РАН, 2011. 480 с.
19. Роменець В. А., Маноха I. П. Iсторiя психологiï ХХ столiття. Киïв: Либiдь, 1998. 894 с.
20. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 189 с.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
22. Cлободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 359 с.
23. Снегирев В. А. Психология. Харьков: тип. А. Дарре, 1893. 700 с.
24. Задонский Т. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. М.: Изд-во Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. Т. 4. 826 с.
25. Франк С. Л. Предмет знания: об основах и пределах отвлеченного знания; Душа человека: Опыт введения в философскую психологию. СПб.: Наука, 1995. 655 с.
26. Щукина М. А. Психология саморазвития личности. СПб.: СПбГУ, 2015. 346 с.
27. Bühler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem. Göttingen: Hogrefe, 1959. 181 p.
28. Mischel W., Shoda Y., Ayduk O. Introduction to personality: Toward an integrative science of the person. 8th ed. New York: Wiley, 2007. 592 p.
29. Pecchioni L. L., Wright K. B., Nussbaum J. F. Life-span communication. Mahwah, New Jersey: Lawrence erlbaumassociate publishers, 2005. 328 p.
30. Santrock J. W. Life-span development. 15th ed. New York: Mc Graw-Hill Education, 2016. 755 p.
31. Webster G. The person–situation interaction is increasingly outpacing the person–situation debate in the scientific literature: A 30-year analysis of publication trends, 1978-2007 // Journal of Research in Personality.
2009. Vol. 43. P. 278−279. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jrp.2008.12.030.
Ключевые слова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.