НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Представлены результаты эмпирического исследования основных характеристик воображения — скорости, гибкости и оригинальности, а также взаимосвязи их со способностью к обобщению как одной из основных операций мышления и успеваемостью у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения в сравнении с нормотипичными младшими школьниками. Выявлены количественные и качественные особенности воображения у детей с нарушениями зрения по сравнению с нормотипичными сверстниками. В целом имеются отличия в уровне, степени развития и особенностях воображения у детей с нормальным зрением и с нарушенным зрением. Половых различий в уровневых характеристиках воображения не установлено. Однако в группах испытуемых имеются различия в содержании образов воображения. У детей с нарушениями зрения они обеднены, схематичны, часто носят однообразный, стереотипный характер. Установлено, что степень изменения характеристик воображения определяется сложностью самой характеристики. Чем ближе она к базовой, формально-динамической (скорость воображения), тем меньше степень ее расхождения у детей обычного класса и детей с нарушениями зрения. Чем сложнее характеристика воображения, тем больше проявляются различия в ней в этих двух группах.
Скачивания
Литература
2. Артищева Л. В. Развитие детей с нарушениями зрения. Казань: Издательство «КГУ», 2018. 136 с.
3. Баранова Е. Н., Николаева Л. В. Особенности развития воображения у старших дошкольников с нарушением зрения // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4. С. 7–10.
4. Бочкарев Е. К. Особенности развития детей с нарушением зрения. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2015. 209 с.
5. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2003. 684 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва: Издательство «Перспектива», 2020. 125 с.
7. Гордин В. П. Современные проблемы детей с нарушением зрения // Российские дети сегодня. 2017, № 17. С. 101–119.
8. Гудонис В. П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушенным зрением. Москва: Издательство «МОДЭК»,1999. 276 с.
9. Даринская Л., Сорокин В., Молодцова Г. Особенности творческого воображения слабовидящих детей младшего школьного возраста // Вестник СПГУ. Психология. 2003. № 13 (4). С. 552–565.
10. Дудецкий А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Москва: Издательство «Инфра», 2012. 153 с.
11. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. Москва: Издательство «Владос», 2000. 270 с.
12. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. Санкт-Петербург: Издательство «Каро», 2006. 271 с.
13. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. Москва: Издательство «Академия», 2008. 100 с.
14. Справочник по организации и проведению профориентационной работы. Москва: Издательство «ООО Центр новых технологий», 2012. 94 c.
15. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. Москва: Издательство: «Полиграфсервис», 2000.126 с.
16. Pelaprat E., Cole M. «Minding the Gap»: Imagination, Creativity and Human Cognition // Integrative Psychological and behavioral sience. 2011. Vol. 45. № 4. P. 397–418.
17. Kushnir T. Imagination and social cognition in childhood // Wiley Interdiscip. Rev.Cogn Sci. 2022. Vol. 13, № 4. Р. e. 1603.
Ключевые слова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.