Непрофессиональная военно-политическая онлайн-журналистика на платформе Яндекс.Дзен: контент, аудитория, правовые аспекты использования UGC
Аннотация
В данной статье анализируется развитие непрофессиональной военно-политической онлайн-журналистики на площадке Яндекс.Дзен на примере двух каналов с аудиторией свыше 150 тыс. человек – «GromoV» и «Календула и Журавль». Контент, создаваемый блогерами, является качественным, соответствует всем требованиям традиционной аналитической журналистики и требованиям новой технологической среды. Статьи максимально «оснащены» разнообразными видами визуализации, наиболее рейтинговые публикации способны конкурировать по многим параметрам с текстами традиционной военно-политической журналистики. Наиболее распространенными аналитическими жанрами каналов стали статья и обзор. Ядро целевой аудитории, читающей контент данных каналов на Яндекс.Дзен, совпадает с аудиторией традиционных военно-политических СМИ – люди старше 55+ (преимущественно мужчины), которые теперь читают тексты непрофессиональных журналистов с возрастными показателями 20+. Блогеры используют разные стратегии по наращиванию собственной аудитории: «GromoV» – работа над качеством каждой статьи, итогом которой является стабильный интерес аудитории к контенту канала; «Календула и Журавль» – привлечение аудитории публикациями с наиболее острыми темами, в результате чего показатели рейтинговых статей данного канала намного выше соответствующих показателей «GromoV».
Анализ потребительского военно-политического контента с правовой точки зрения показал, что наиболее частыми нарушениями являются копирование и присвоение контента блогеров без ссылок на каналы различными медиаплощадками и даже СМИ. Пробелы в законодательстве, касающиеся урегулирования деятельности блогеров в онлайн-пространстве пытается осуществлять сама платформа Яндекс.Дзен, однако наиболее уязвимыми местами остается защита авторских прав блогеров и несовершенство алгоритма выявления противоправного потребительского контента.
Скачивания
Литература
2. Generalova, L. M. (2020). Zhanrovaya spetsifika politicheskogo bloga [Genre specifics of a political blog ]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 3 (82), pp. 500-503. (in Russ.).
3. (1997) GK RF Stat'ya 1274. Svobodnoye ispol'zovaniye proizvedeniya v informatsionnykh, nauchnykh, uchebnykh ili kul'turnykh tselyakh [The Civil Code of the Russian Federation Article 1274. Free use of the work for informational, scientific, educational or cultural purposes], available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/84bbd636598a59112a4fe972432343dd4f51da1d/ (accessed 30.04.2022) (in Russ.).
4. (2021) Delo Antona Nosika v SMI [The case of Anton Nosik in the media], available at: https://meduza.io/feature/2016/10/03/kak-prigovarivali-antona-nosika (accessed 30.04.2022) (in Russ.).
5. Dzyaloshinsky, I. M. (2006). Zhurnalistika souchastiya. Kak sdelat' SMI poleznymi lyudyam [Journalism of complicity. How to make the media useful to people]. Moscow: Prestige. 104 p. (in Russ.).
6. Kovalev, G. S. (2019). Grazhdanskaya zhurnalistika v Internete [Civil journalism on the Internet]. Zhurnalistika i obshchestvo: sbornik nauchnykh trudov [Journalism and society: collection of scientific works]. Moscow: RUDN University, pp. 43–55. (in Russ.).
7. Kochetkova, M. O. (2016). Zhanrovaya dinamika diskursa blogosfery: sotsiolingvisticheskiy aspekt: dis. … kand. filol. nauk [Genre dynamics of the blogosphere discourse. Candidate of Philological Sciences. Dissertation]. Tomsk State University, Tomsk, 252 p. (in Russ.).
8. Larina, N. A., Tsitsinov, A. Yu. (2019). Spetsifika podachi materiala v tsifrovoy voyennoy zhurnalistike (na primere yezhenedel'nika «Zvezda») [Specifics of material presentation in digital military journalism (on the example of the weekly «Zvezda»)]. Kazanskaya nauka [Kazan Science], 9, pp. 36–38. (in Russ.).
9. Pustovalov, A. V., Berezina, I. A. (2013). Novyye formy zhurnalistiki vo vzaimodeystvii s grazhdanskim obshchestvom [New forms of journalism in interaction with civil society]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. [Bulletin of the Moscow University, Series 10 Journalism], 1, pp. 40-51. (in Russ.).
10. Tertychny, A. A. (2010). Analiticheskiye zhanry: uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov [ Analytical genres: a textbook for university students]. Moscow: Aspect-Press. 352 p. (in Russ.).
11. Tertychny, A. A. (2000). Zhanry periodicheskoy pechati: uchebnoye posobiye [Genres of periodicals: a study guide]. Moscow: Aspect-Press, 310 p.
12. (2021). Trebovaniya Dzena. Kontent [Zen requirements. Content], available at: https://yandex.ru/support/zen/requirements/rules.html (accessed 30.04.2022) (in Russ.).
13. Trofimova, I. A. (2020). Grazhdanskaya zhurnalistika Rossii noveyshego vremeni i yeye mesto v strukture mediapolya [Civil journalism of Russia of modern times and its place in the structure of the media field]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya [Sign: a problematic field of media education], 4 (38), pp. 170-179. (in Russ.). DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10419.
14. (November 2020) Uroki «zakona o blogerakh». Pravovaya neopredelennost' privodit k ushchemleniyu prav cheloveka i grazhdanina [Lessons «of the law on bloggers». Legal uncertainty leads to infringement of human and civil rights]. Onlayn-konferentsiya «Uroki «zakona o blogerakh»: aktual'nyye problemy i adekvatnyye resheniya» ot 12.11.2020 [Online conference «Lessons "of the law on bloggers": actual problems and adequate solutions»], available at: https://fparf.ru/news/fpa/uroki-zakona-o-blogerakh/ (accessed 30.04.2022) (in Russ.).