МЕДИАОБРАЗ КИТАЯ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «СОВРЕМЕННИК» (1840–1860-Е ГГ.)

  • Чжао Дунъян Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия http://orcid.org/0000-0002-6452-8782

Аннотация

В статье анализируется медиаобраз Китая, представленный русскими дореволюционными журналами. Объектом исследования является образ Китая в журнале «Современник» в 1840–1860-е годы. Китай и Россия имеют долгую историю взаимодействия, а рецепция образа Китая присутствует и в русских журналах XIX века. Медиаобраз Китая отражает социальную ситуацию в России того времени и раскрывает психологию авторов, пишущих о Китае, и в то же время имеет важное теоретическое и практическое значение. Имидж страны должен быть представлен определенным образом, и средства массовой информации, несомненно, являются одним из самых популярных и эффективных инструментов представления имиджа страны. В области коммуникации образ страны относится к внешнему образу, формируемому и отображаемому конкретной страной в различных средствах массовой информации. Нет сомнений в том, что все страны мира придают большое значение важной роли средств массовой информации в формировании образа страны. Многие ученые называют это медиаобразом страны. Изучение медиаобраза страны помогает связать «физический образ» страны с «когнитивным образом». В данной статье отобрано более десятка статей о Китае, опубликованных журналом «Современник» в 1840–1860-е гг. Для решения поставленных задач используется метод текстуального анализа. Отмечается, что в России в исторической ретроспективе периодические издания выражали различные позиции в отношении к Китаю. Медиаобраз Китая имеет свои положительные и отрицательные аспекты: Китай – это символ косности и застоя; Китай когда-то был важной частью истории развития мировой цивилизации. Автор приходит к выводу, что образ чужой страны не является воспроизведением реальной ситуации в ней, а создается в соответствии с национальным пониманием и желаниями, которые обладают субъективностью и эмоциональной окрашенностью. Русские публицисты того времени обращались к образу Китая для выражения своих идей о русском обществе, авторы ищут внешнюю перспективу для изучения собственной страны.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

аспирант Института филологии и журналистики

Литература

Благодер Ю. Г. Китай в российской периодической печати второй половины XIX – начала XX в.: эволюция представлений в изменяющихся исторических условиях. Краснодар : Изд-во Кубанского государственного университета, 2019. 697 с.
Грейдин Н. Л. Медиаобраз и нацбрендинг России в прессе США: от теории к практике. М. : Квант Медиа, 2022. С. 149–160.
Ерофеева И. В., Муравьёв А. В. Медиаобраз России в дискурсе Китая: когнитивные противоречия. Чита : Изд-во Забайкальского государственного университета, 2021. С. 251–254.
Исаченко В. И. Образ Китая и китайцев в русской ментальности второй половины XIX – начале XX вв.: Философско-религиоведческий анализ. Благовещенск : Изд-во Амурского государственного университета, 2005. 189 с.
Коростовец И. Я. Китайцы и их цивилизация. С-Пб. : Изд-во М. М. Ледерле, 1896. 625 с.
Лукин А. В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII–XXI веках. М. : Восток-Запад : ACT, 2007. 598 с.
Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений : в 15 томах. Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1950. 700 с.
Яковлева Э. В. Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной медиареальности // Молодой ученый. 2016. № 14 (118). С. 622–625.
Boulding K. E. National images and international systems // The Journal of Conflict Resolution. 1959. Vol. 3, № 2. Pp. 120–131.
Jervis R. Perception and Misperception in International Politics. Princeton (NJ) : Princeton University Press, 1976. 544 p.
程曼丽. 大众传播与国家形象塑造. 国际新闻界. 2007. № 3. 5–9 (Чэн Мэнли. Массовая коммуникация и формирование национального имиджа // Международная пресса. 2007. № 3. С. 5–9).
孙有中. 国家形象的内涵及其功能. 国际论坛. 2002. № 3. 14–21 (Сунь Ючжун. Коннотация национального имиджа и его функции // Международный форум. 2002. № 3. С. 14–21).
杨伟芬. 渗透与互动:广播电视与国际关系. 北京广播电视学院出版社. 2000. 230页 (Ян Вайфен. Проникновение и взаимодействие: радиотелевидение и международные отношения. Пекин : Изд-во Пекинского университета радио и телевидения, 2000. 230 с).

References
Blagoder, Yu. G. (2019). Kitay v rossiyskoy periodicheskoy pechati vtoroy poloviny XIX – nachala XX v.: evolyutsiya predstavleniy v izmenyayushchikhsya istoricheskikh usloviyakh [China in the Russian Periodical press of the second half of the XIX – early XX century: the evolution of ideas in changing historical conditions]. Krasnodar : Kuban State University Publ., 697 p. (In Russ.).
Greydin N. L. (2022). Mediaobraz i natsbrending Rossii v presse SSHA: ot teorii k praktike [Media image and national branding of Russia in the US press: from theory to practice]. Moscow : Kvant Media, 149–160. (In Russ.).
Yerofeyeva I. V., Murav'yov A. V. (2021). Mediaobraz Rossii v diskurse Kitaya: kognitivnyye protivorechiya [The Media Image of Russia in the Discourse of China: Cognitive Contradictions]. Chita : Transbaikal State University Publ., 251–254. (In Russ.).
Isachenko, V. I. (2005). Obraz Kitaya i kitaytsev v russkoy mental'nosti vtoroy poloviny XIX - nachale XX vv.: Filosofsko-religiovedcheskiy analiz [The image of China and the Chinese in the Russian mentality of the second half of the XIX - early XX centuries: Philosophical and Religious Studies analysis]. Blagoveshchensk : Amur State University Publ., 189 p. (In Russ.).
Korostovets, I. Ya. (1896). Kitaytsy i ikh tsivilizatsiya [The Chinese and their civilization]. St. Petersburg : M.M. Lederle Publ., 625 p. (In Russ.).
Lukin, A. V. (2007). Medved' nablyudayet za drakonom. Obraz Kitaya v Rossii v XVII-XXI vekakh [The Bear Watches the Dragon: Russia's Perceptions of China and the Evolution of Russian-Chinese Relations Since the Eighteenth Century]. Moscow : Vostok-Zapad : ACT, 598 p. (In Russ.).
Chernyshevsky, N. G. (1950). Polnoye sobraniye sochineniy : v 15 tomakh [Complete works : in 15 volumes]. Moscow : The State Publishing House of Fiction, 700 p. (In Russ.).
Yakovleva E. V. (2016). Teoriya Uoltera Lippmana i yeye otrazheniye v sovremennoy mediareal'nosti [Walter Lippmann's theory and its reflection in modern media reality]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 14, 622-625. (In Russ.).
Boulding K. E. (1959). National images and international systems. The Journal of Conflict Resolution, 2, 120-131.
Jervis R. (1976). Perception and Misperception in International Politics. Princeton (NJ) : Princeton University Press, 544 p.
Chen Menli. (2007). Massovaya kommunikatsiya i formirovaniye natsional'nogo imidzha [Mass communication and the formation of a national image]. Mezhdunarodnaya pressa [International press], 3, 5–9. (in Chin.).
Sun' Yuchzhun. (2002). Konnotatsiya natsional'nogo imidzha i yego funktsii [Connotation of the national image and its functions]. Mezhdunarodnyy forum [International Forum], 3, 14–21. (in Chin.).
Yan Vayfen. (2000). Proniknoveniye i vzaimodeystviye: radiotelevideniye i mezhdunarodnyye otnosheniya [Penetration and Interaction: Radio Television and International Relations]. Beijing : Beijing Radio and Television University Press, 230 p. (in Chin.).
Опубликована
2023-04-13
Как цитировать
ДУНЪЯН, Чжао. МЕДИАОБРАЗ КИТАЯ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «СОВРЕМЕННИК» (1840–1860-Е ГГ.). Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 2 (48), p. 52-57, apr. 2023. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/1473>. Дата доступа: 30 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-48-2-52-57.
Раздел
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Ключевые слова

Китай, имидж страны, медиаобраз Китая, русские журналы,