Скрывать и показывать: риторика анонимности в языке фотографии

  • Ян Игоревич Тяжлов ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия http://orcid.org/0000-0002-8403-0711
  • Дмитрий Константинович Манохин Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия

Аннотация

Статья посвящена изучению феномена анонимности в языке фотографического изображения. Многократное тиражирование этого феномена в журналистике и фотографиях, предназначенных для экспозиционного пространства, свидетельствует об актуальности проведенного исследования. В этом контексте наиболее адекватной предмету и продуктивной, с точки зрения получения значимых научных результатов, является семиотическая методология. В первую очередь авторы статьи придерживаются траектории развития современной семиотики, опирающейся на концептуальные идеи общей теории семиозиса. Данная траектория делает акцент на процессе функционирования знака и выводит на первый план концепт интерпретации. Она позволяет избежать прямолинейной лингвистической ориентации и учитывать своеобразие невербальных сообщений, не отрицая, тем не менее, наличия определенных сходств между различными семиотическими практиками. Данный подход дает возможность говорить о существовании визуальной риторики, опора на которую является наиболее целесообразной для сообщений, соответствующих категории феномена анонимности. В результате авторы статьи выявляют специфику визуальной риторики анонимности, которая состоит в том, что отправитель сообщения, избегая прямой демонстрации объекта, использует косвенную форму его репрезентации, что в свою очередь провоцирует получателя сообщения на выдвижение множества интерпретант, и усиливает степень его активности и вовлеченности в семиотический процесс. Существует множество приемов такой репрезентации, перечень которых анализируется в данной статье. Эти приемы можно разделить на две категории: приемы, в которых доминантой является работа с объектами фотосъемки, и приемы, в которых доминантой является работа с компонентами фотографического кода.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики Института общественных наук и массовых коммуникаций

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии Института общественных наук и массовых коммуникаций

Литература

Arnheim, R. (1960). Kino kak iskusstvo [Film as Art]. Moscow: Izdatelstvo inostrannaya literatura, 206 p. (In Russ.).
Bart, R. (2016). Camera lucida: kommentarij k fotografii [Camera lucida: commentary on photography]. Moscow: Ad Marginem Press, 192 p. (In Russ.).
Bart, R. (2015). Tretij smysl: sbornik [Third meaning]. Moscow: Ad Marginem Press, 103 p. (In Russ.).
Burger, J. (2014). Fotografija i ee prednaznachenija [Photography and its purpose]. Moscow: Ad Marginem Press, 240 p. (In Russ.).
Dyer, G. (2017). Samoye vremya [The ongoing moment]. St. Petersburg: Klaudberri, 365 p. (In Russ.).
Kozhemyakin, E. A. & Manokhin, D. K. (2013). Semioticheskie aspekty massovoj kul'tury [Semiotic aspects of mass culture]. Kul'tura i tekst, 1, 115–132 (In Russ.).
Morris, C. W. (1983). Osnovaniya teorii znakov [Foundations of the Theory of Signs]. Semiotika / Sostavleniye, vstupitel'naya stat'ya i obshch. redaktsiya YU. S. Stepanova [Semiotika / Compilation, introductory article and general edited by Yu.S. Stepanov]. Moscow: Raduga, 300 p. (In Russ.).
Ramachandran, V. S. (2017). Mozg rasskazyvayet. Chto delayet nas lyudmi [The Tell-Tale Brain: A Neuroscientist's Quest for What Makes Us Human]. Moscow: Karyera Press, 422 p. (In Russ.).
Smith, I. H. (2021). Glavnoye v istorii fotografii : zhanry, proizvedeniya, temy, tekhniki [The Short Story of Photography: A Pocket Guide to Key Genres, Works, Themes & Techniques]. Moscow: Mann, Ivanov & Ferber, 224 p. (In Russ.).
Tyazhlov, Ya. I. (2020). Struktura fotoserii [The structure of the photo series]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (38), 129–141 (In Russ.).
Williams, V. (2014). Fotografiya. Pochemu eto shedevr [What Makes Great Photography]. Moscow: Sindbad, 224 p. (In Russ.).
Hacking, J. (Ed.). (2017). Fotografiya: vsemirnaya istoriya [Photography: The Whole Story] Moscow: Magma, 576 p. (In Russ.).
Higgins, J. (2014) Sovremennaya fotografiya v detalyah : pochemu oni ne nuzhdayutsya v fokuse [Why it does not have to be in focus: Modern photography explained]. Moscow: Magma, 224 p. (In Russ.).
Eco, U. (2006). Otsutstvujushhaja struktura: vvedenie v semiologiju [Absent structure: an introduction to semiology]. St. Petersburg: Symposium, 538 p. (In Russ.).
DiSalvo, C., & Gemperle, F. (2003). From seduction to fulfillment. Proceedings of the 2003 International Conference on Designing Pleasurable Products and Interfaces - DPPI ’03, 67–72.
Опубликована
2023-04-01
Как цитировать
ТЯЖЛОВ, Ян Игоревич; МАНОХИН, Дмитрий Константинович. Скрывать и показывать: риторика анонимности в языке фотографии. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 1 (47), p. 107–120, apr. 2023. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/1568>. Дата доступа: 27 july 2024
Раздел
КУЛЬТУРОЛОГИЯ МЕДИА

Ключевые слова

фотография, фотоискусство, язык фотографии, анонимность в фотографии