Влияние медиатекстов на языковое сознание носителей русского языка

  • Evgenia Starostina Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Аннотация

В статье рассматривается динамика влияния медиатекстов на языковое сознание носителей русского языка. Основным материалом исследования послужил ассоциативный словарь-тезаурус ЕВРАС. Анализ реакций показал, что наиболее актуальным источником прецедентности для носителей русского языка по-прежнему является массовая культура, а именно кино, телевидение, музыка, а также литература. При этом одни источники прецедентности (лозунги, идеологемы советской эпохи) постепенно уходят, другие (интернет) – появляются.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики

Литература

1. EVRAS – Cherkasova, G. A. & Yfimtseva, N. V. Ot stimula k reaktsii [From stimulus to reaction]. Russkiy regionalnyy associativnyy slovar’-tesaurus [Russian Regional Associative Dictionary-Thesaurus]. V 2 t. T. 1, available at: http://iling-ran.ru/main/publications/evras (accessed: 27.08.2018).
2. Karaulov, Yu. N. (1994). Russkiy associativnyy slovar’ kak nowyy lingvisticheskiy istochnik i instrument analiza yazykovoy sposobnosti. [Associative dictionary as a new linguistic source and tool for analyzing language ability]. Assotsyativnyy tesaurus russkogo yazyka: russkiy assotsyativnyy slovar’ [Associative Thesaurus of the Russian Language: Russian Associative Dictionary]. Moskva, Pomovski and partners, pp. 190–218.
3. Karpets, L. (2014). Prostranstvo postknizhnoy kul’tury v sovremennom kommunikativnom protsesse. [The space of post-book culture in the modern communication process]. Rocznik Instytutu Polsko-Rosyjskiego [Yearbook of Polish-Russian Institute], 1 (6). pp. 111–120.
4. Kozhemyakin, E. A. (2010). Massovaya kommunikatsiya I mediadiskurs: k metodologii issledowaniya. [Mass communication and media discourse: on the research methodology]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Scientific reports of Belgorod State University. Series: Humanities], 2 (73), pp. 13–21.
5. Kuz’mina, N. A. (2011). Intertekstual’nost’ I pretsendentnost’ kak bazovye kornitivnye kategorii mediadiskursa. [Intertextuality and precedence as the basic cognitive categories of media discourse]. Mediaskop [Mediascope], 1, available at: http://www.mediascope.ru/node/755 (accessed: 29.06.2018).
6. Sdobnova, A. P. (2004). Pretsendentnye fenomeny v assotsiativnom slovare shkolnikov. [Precedent phenomena in the associative dictionary of schoolchildren]. Yazykovoe soznaniye: teoreticheskie I prikladnye aspekty [Linguistic Consciousness: Theoretical and Applied Aspects]. Moskva; Barnaul, Publishing house Alt. state Un-ta, pp. 227¬239
7. SIBAS – Shaposhnikova, I. V. & Romanenko, A. A. Russkaya regional’naya assotsiativnaya baza dannych (2008–2015) [Russian regional associative database]. Available at: http://adictru.nsu.ru (accessed: 27.08.2018).
8. Starostina, E. V. (2008). Sledy sovetskoy epokhi v assotsiativnom slovare. [Traces of the Soviet era in the associative dictionary]. Sovetskaya kul’tura v sovremennom socioprostranstve Rossii: transformacii I perspektivy. Materialy nauchnoy internet-konferencii: nauchnoe elektronnoe izdanie [Soviet culture in the modern social space of Russia: transformations and prospects. Materials of a scientific Internet conference: scientific electronic publication]. Available at: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1796/2/content.pdf (accessed: 27.08.2018).
9. RAS – Karaulov, Yu. N. & others. (2002). Ot stimula k reaktsii. [From stimulus to reaction]. Russkiy assotsiativnyy slovar' [Russian associative dictionary]. Vol. 1. Moskva, AST-Astrel’. 784 p.
10. Frumkina, R. M. (2003). Psikholingvistika: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii. [Psycholinguistics: study guide for college students]. Moskva, Publishing house „Akademia”. 320 p.
Опубликована
2019-11-26
Как цитировать
STAROSTINA, Evgenia. Влияние медиатекстов на языковое сознание носителей русского языка. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 4 (34), p. 151–156, nov. 2019. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/186>. Дата доступа: 08 sep. 2024
Раздел
РЕЧЕВЫЕ МОДЕЛИ И СТРАТЕГИИ МЕДИАДИСКУРСА

Ключевые слова

вербальные ассоциации, ассоциативный словарь, прецедентный текст, медиатекст, языковое сознание