Бизнес-буллинг как коммуникативное явление

  • Роза Токтаркановна Байгазанова Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

Статья посвящена анализу бизнес-буллинга с точки зрения коммуникационной практики и заполняет пробелы в исследовании языковых средств бизнес-буллинга в медиадискурсе информационной атаки на компании, бизнес-структуры, персоны. Тематический дискурс в ситуации бизнес-буллинга отличается протяженностью по времени, сложными коммуникационными взаимодействиями, многокомпонентной структурой лингвистической архитектуры медиакоммуникации, поэтому базовый метод медиалингвистики – праксиологическая трансдицисциплинарная и интердисциплинарная интеграция методик, процедур и приемов исследования – лег в основу работы.


Исторический экскурс в изучение проблемы буллинга показывает, что традиционно буллинг изучается в структуре межличностной коммуникации, чаще всего как психолого-педагогическое явление в образовательной среде. Формулируя дефиницию понятия «бизнес-буллинг», автор на основе анализа субъект-объектных отношений участников конфликтной ситуации выделяет классифицирующие признаки и характеристики буллинга в условиях бизнес-коммуникации. Представляет различные формы проявления, инструменты и методы бизнес-буллинга, которые обусловлены экстралингвистическими факторами и способны проявляться в медийном пространстве в той или иной степени.


В связи с тем, что массовая диджитализация современной коммуникации продолжает усиливать свои позиции, у буллеров появляется все больше и больше возможностей в использовании цифровых каналов. Как следствие, кибербуллинг может использоваться в качестве инструмента давления, дискредитации или отвлечения внимания в общей структуре стратегии рейдерских захватов.


Медиалингвистический анализ «заказных» статей, выявленных в потоке медиадискурса, позволяет выстраивать коммуникативные стратегии оценки буллинг-рисков и преодоления последствий бизнес-буллинга. Результаты данного исследования могут быть полезными для предпринимателей, специалистов в области медиалингвистики и коммуникаций, а также для всех, кто сталкивается с проблемами бизнес-буллинга.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

соискатель кандидатской степени

Литература

Ardashev, R. G. (2022). Kibersuicid i kiberbulling v sovremennom obshchestve [Cybersus and cyberbulling in modern society]. Sotsiologiya, 6, 32–38. (In Russ.).
Achitaeva, I. B. (2010). Destruktivnye vzaimootnosheniya v uchebnyh gruppah obrazovatelnyh uchrezhdenij mvd Rossii [Destructive relationships in educational groups of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]: abstract of dis. ... Cand. Psychol. Sciences. Moscow, 249 p. (In Russ.).
Baigazanova, R. T. (2023a). Bulling kak kommunikativnyy fenomen [Bullying as a communicative phenomenon]. Medialingvistika: Materialy dokladov uchastnikov VII Mezhdunarodnoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 28 iyunya – 01 iyulya 2023 goda. Sankt-Peterburg : Mediapapir, 726–730. (In Russ.).
Baigazanova, R. T. (2023b). Osobennosti verbal'noy kommunikatsii vneshnego kommunikanta v usloviyakh biznes-bullinga [Features of verbal communication of an external communicator in the conditions of business bullying]. Science. Education. The present, 4, 19–26. https://doi.org/10.23672/SEM.2023.11.34.010. (In Russ.).
Beleeva, I. D. (2020). Bulling kak sotsialno-psikhologicheskoe iavlenie analiz teoreticheskikh podkhodov i empiricheskikh issledovanii [Bulling as a socio-psychological phenomenon: analysis of theoretical approaches and empirical research]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 5, 131–136. https://doi.org/10.26170/po20-05–15. (In Russ.).
Bosov, D. V. (2021). Bulling kak sotsialnyi fenomen [Bullying as a social phenomenon]. Nauka. Issledovaniia. Praktika: sbornik izbrannykh statei po materialam Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Sankt-Peterburg, 25 iiunia 2021 goda. Sankt-Peterburg: GNII Natsrazvitie, 34–37. https://doi.org/10.37539/SRP297.2021.49.20.005. (In Russ.).
Bochaver, A. A. & Khlomov, K. D. (2013). Bulling kak obieekt issledovaniia i kulturnyi fenomen [Bullying as an object of research and a cultural phenomenon]. Psikhologiia. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 3 (15), 149–159. (In Russ.).
Bochaver, A. A. & Khlomov, K. D (2014). Kiberbulling travlia v prostranstve sovremennykh tekhnologii [Cyberbullying: bullying in the space of modern technologies.]. Psikhologiia Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 3 (11), 177–191. (In Russ.).
Galimbekova, F. S. (2023). Konflikt i bulling kak sotsialnye iavleniia v sovremennom obshchestve [Conflict and bullying as social phenomena in modern society]. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2, 51–57. (In Russ.).
Duskaeva, L. R. (2014). Medialingvistika v Rossii: lingvopraksiologicheskaya dominanta [Medialinguistics in Russia: linguapraxeological dominant]. Medialingvistika, 1 (4), 5–15. (In Russ.).
Duskaeva, L. R. (2019). Vektory praksiologicheskogo analiza v medialingvistike [Vectors of praxeological analysis in media linguistics]. Medialingvistika, 6 (1), 4–18. DOI:10.21638/spbu22.2019.101 (In Russ.).
Duskaeva, L. R. (2020a). Diskursivnyy analiz tekstov natsionalisticheskoy napravlennosti v praktike provedeniya lingvisticheskoy ekspertizy [Discourse analysis of nationalist texts in the practice of linguistic inspection]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2, Yazykoznanie, T. 19, 1, 52–63. (In Russ.).
Duskaeva, L. R. (Ed). (2020). Medialingvistika v terminakh i poniatiiakh slovar-spravochnik [Medialinguistics in terms and concepts: dictionary-reference book]. Moskow: Flinta, 440 p. (In Russ.).
Duskaeva, L. & Koniaeva, Iu. (2017). Trolling v russkoiazychnykh media [Trolling in Russian-language media]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika, 5, 84–100. Available at: http://vestnik.journ.msu.ru/books/2017/5/. (In Russ.).
Duskaeva, L. R., Redkina, T. Iu. & Tsvetova, N. S. (2019). Kritika rechi v medialingvistike [Criticism of speech in media linguistics]. Moskow: Flinta, 120 p. (In Russ.).
Zhdanova, E. A. (2019) Teoreticheskie osnovy diagnosticheskikh metodik sudebnogo avtorovedeniia na materiale pismennoi mezhlichnostnoi elektronnoi kommunikatsii [Theoretical foundations of diagnostic methods of forensic authorship (based on the material of written interpersonal electronic communication)]. Iurislingvistika, 13, 18–24. (In Russ.).
Ivaniushina, V. A., Khodorenko, D. K. & Aleksandrov, D. A. (2021). Rasprostranennost bullinga vozrastnye i gendernye razlichiia znachimost razmerov i tipa shkoly [Prevalence of bullying: age and gender differences, importance of school size and type]. Educational Studies Moscow, 4. 220–242, https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-220-242. (In Russ.).
Kurianovich, A. V. (2015). Pravovye aspekty rechevogo povedeniia nositelei v sfere sovremennoi elektronno-mediinoi kommunikatsii [Legal aspects of speech behavior of speakers in the field of modern electronic media communication]. Iurislingvistika, 4 (15), 25–32. (In Russ.).
Kurianovich, A. V. (2017). Rechevaia interaktsiia v sotsialnykh setiakh lingvopravovoi aspekt kharakteristiki [Speech interaction in social networks: linguistic and legal aspect of characteristics]. Vestnik Khakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova, 21, 66–70. (In Russ.).
Rodosskii, N. A. (2023). Postpravda ili feik Problema istiny v sotsialnykh media [Post-truth or fake. The problem of truth in social media]. Sankt-Peterbsurg: Vladimir Dal, 303 p. (In Russ.).
Chernyshova, T. V. (2014). Tipologicheskie priznaki rechevogo zhanra diskreditatsii v mediadiskurse [Typological features of the speech genre of discredit in media discourse]. Filologiia i chelovek, 1, 31–39. (In Russ.).
Chernyshova, T. V. (2019). Metody analiza rechevykh aktov vozmozhnosti i problemy ispolzovaniia v lingvoekspertnoi i sudebnoi praktike [Methods for analyzing speech acts: opportunities and problems of use in linguistic expert and judicial practice]. Acta Linguistica Petropolitana. Trudy instituta lingvisticheskikh issledovanii, XV, 217–238. (In Russ.).
Chernyshova, T. V. (2020). Fakty mneniia otsenka sotsialno znachimaia informatsiia i sposoby ee organizatsii v diskurse zhurnalistskogo rassledovaniia [Facts, opinions, assessment: socially significant information and ways of organizing it in the discourse of investigative journalism]. Medialingvistika, 7 (3), 343–356. (In Russ.).
Chernyshova, T. V. (2022). Diskreditiruiushchii bulling v polilogakh setevogo obshcheniia na materiale lingvoekspertnoi praktiki [Defamatory bullying in polylogues of network communication (based on linguistic expert practice)]. Medialingvistika, 9 (3), 170–189 (In Russ.).
Bunnett, E. R. (2021). Bullying in pre-adolescents: prevalence, emotional intelligence, aggression, and resilience. Issues in Educational Research, 31 (4), 1049–1066.
Fale, P. N., Goyal, K. K. & Shivani, S. (2023). A hybrid deep learning approach for abusive text detection. AIP Conference Proceedings. AIP Publishing. Т. 2753. № 1. https://doi.org/10.1063/5.0128071.
Hoel H., Cooper C.L., Einarsen S.V. (2020). Organizational effects of workplace bullying // Bullying and harassment in the workplace. P. 209–234, available at: https://ebrary.net/131638/psychology/organizational_effects_workplace_bullying.
Ncube, G. & Yemurai, G. (2020). Discrimination against female politicians on social media: an analysis of tweets in the run-up to the July 2018 Harmonised Elections in Zimbabwe. Social Media and Elections in Africa, Vol. 2, 59–76.
Odunjo-Saka, K. A., Olaleye, B. R., Sarpong, E., Ibrahim, A. & Adedokun, O. A. (2023). The influence of workplace bullying on the performance of hotel employees: the mediating role of emotional intelligence and psychological resilience. Tourism & Management Studies, 19 (3), 59–71. https://doi.org/10.18089/tms.2023.190304.
Shablystyi, V., Obrusna, S., Levchenko, Y. et al. (2021). Social and legal nature of bullying. Amazonia Investiga, Vol. 10, 37, 78–85.
Опубликована
2024-05-08
Как цитировать
БАЙГАЗАНОВА, Роза Токтаркановна. Бизнес-буллинг как коммуникативное явление. Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 2 (52), p. 54–64, may 2024. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/2165>. Дата доступа: 16 sep. 2024 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-52-2-54-64.
Раздел
РЕЧЕВЫЕ МОДЕЛИ И СТРАТЕГИИ МЕДИАДИСКУРСА

Ключевые слова

буллинг, кибербуллинг, бизнес-буллинг, бизнес-коммуникация, медиалингвистический анализ, заказная статья