Мессенджеры как набор коммуникативных технологий (опыт медиагруппы «Наш Челябинск»)

  • Владимир Сергеевич Шевченко Медиагруппа «Наш Челябинск», Челябинск, Россия

Аннотация

Мессенджеры сегодня – активно развивающиеся мультиформатные платформы, которые приблизились по своим возможностям к социальным сетям. Актуальность исследования этого феномена обусловлена шестью основными факторами: популярность мессенджеров, доказанная исследованиями общественного мнения; их применение во всех сферах социально-культурной жизни; расширение функционала; увеличение аудитории; разработка новых платформ и отделение мессенджеров от социальных сетей; появление трендов, которые задают мессенджеры. В статье рассмотрено развитие мессенджеров с точки зрения расширения их коммуникативных технологий на примере WhatsApp, Viber, Telegram. Выделены основные коммуникативные технологии, использующиеся в мессенджерах по следующим критериям: способ общения, субъекты общения. Отмечено, что рассматриваемые мессенджеры возникли как мобильные сервисы для мгновенного обмена сообщениями между людьми. С появлением Telegramмессенджеры начали свое развитие в сторону расширения функционала и сближения с социальными сетями: появились каналы и сообщества для ведения блогов, возможность комментирования постов. Отмечено, что сегодня именно мессенджеры перехватили у социальных сетей инициативу в производстве трендов развития информационного рынка: в пример приведены чат-боты, автоматизирующие связь между человеком и брендом, а также тот факт, что мессенджеры начали отделяться от соцсетей и развиваться параллельно. Также проанализированы роль и место каждого мессенджера в современном мире. В качестве примера продвижения бренда в статье приведен опыт медиагруппы «Наш Челябинск», развивающей каналы в мессенджерах WhatsApp, Viber, Telegram. В статье сделан вывод, что мессенджеры, появившись как узкоформатные сервисы, сегодня являются набором разноформатных коммуникативных технологий и могут быть использованы для продвижения различных брендов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

руководитель медиагруппы «Наш Челябинск»

Литература

Артемов Д. Г., Ушакова А. Е. Telegram как новая площадка для продвижения организаций // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2023. № 1 (44). С. 60–62.
Горбатов Д. С., Гурушкин П. Ю. Приемы пропаганды в новостных интернет-мемах мессенджера Телеграм // Власть. 2021. Т. 29, № 3. С. 26–35.
Загидуллина М. В. Панмедиатизация: закат вербальной коммуникации. Челябинск : Челябинский государственный университет, 2019. 225 с.
Кемайкин Н. К., Павленков М. Н. Использование мессенджеров в организациях сферы жилищно-коммунального хозяйства // Инновации в менеджменте. 2020. № 3 (25). С. 18–25.
Колесникова Е. В., Дегтярь О. Н., Трищенко Д. А. Интернет-мессенджеры как способ продвижения бренда в цифровой среде // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2021. № 1 (86). С. 217–227.
Кушков Е. А. Популяризация мессенджеров и социальных сетей в обществе и их влияние на экономику // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 4 (122). URL: http://elib.fa.ru/art2019/bv1895.pdf.
Манапова О. Н., Подин М. С. Современные мессенджеры в учебном процессе профессиональной образовательной организации: сильные и слабые стороны // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 3 (31). С. 54–59.
Палкова А. В. Лингвистические особенности письменной коммуникации в мессенджерах // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2020. № 2 (65). С. 148–154.
Руденко Ю. Ю. Возможности развития и продвижения культуры в пространстве новых и социальных медиа // Общество: философия, история, культура. 2020. № 8 (76). С. 123–126.
Симакова С. И. Визуальный образ - основа формирования визуального языка коммуникации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 3 (37). С. 89–94. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2020-10313.
Скобелева И. Е., Ахметзянова И. Е. Мобильные мессенджеры как инструмент для взаимодействия с обучающимися и родителями // Вопросы педагогики. 2021. № 10-1. С. 215–217.
Топчий И. В. Комментарий в социальных медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 2 (36). С. 157–162. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2020-10216.
Усманова Э. Р. Особенности коммуникации молодежи в мессенджерах // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 2. С. 200–202.
Филиппов Д. Е. Деятельность по публикации и научному использованию документов как элемент корпоративной культуры архива (на примере Объединенного государственного архива Челябинской области) // Архив в социуме – социум в архиве : материалы пятой Всероссийской научно-практической конференции, Челябинск, 19 сентября 2022 года. Челябинск : Б. и., 2022. С. 128–131.
Филиппов Д. Е., Минибаева А. О. Социально-педагогическое проектирование компетенций в области коммуникаций как условие конкурентоспособности выпускников аграрных вузов // Рекламное и PR-образование в условиях информационно-технологических перемен: актуальные вопросы и тренды : Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Челябинск, 17–18 апреля 2020 года / Под общей редакцией К. В. Киуру. Челябинск : Челябинский государственный университет, 2020. С. 339–343.
Филиппов Д. Е., Минибаева А. О. Учебный курс по формированию личного бренда и бренда НКО «Расширяя возможности» как фактор развития компетенций, служащих укреплению благополучия семьи // Благополучная семья – потенциал развития региона : Сборник научно-методических материалов. Челябинск : Общество с ограниченной ответственностью "Край Ра", 2022. С. 35–39.

References
Artemov, D. G. & Ushakova, A. E. (2023). Telegram kak novaya ploshhadka dlya prodvizheniya organizacij [Telegram as a new platform for the promotion of organizations]. Vestnik Voronezhskogo instituta vy`sokix texnologij, 1 (44), 60–62. (In Russ.).
Gorbatov, D. S. & Gurushkin, P. Yu. (2021). Priemy` propagandy` v novostny`x internet-memax messendzhera Telegram [Propaganda techniques in news Internet memes of the Telegram messenger]. Vlast`, Vol. 29, 3, 26–35. (In Russ.).
Zagidullina, M. V. (2019). Panmediatizaciya: zakat verbal`noj kommunikacii [Panmediatization: the decline of verbal communication]. Chelyabinsk: Chelyabinsk state university. 225 p. (In Russ.).
Kemajkin, N. K. & Pavlenkov, M. N. (2020). Ispol`zovanie messendzherov v organizaciyax sfery` zhilishhno-kommunal`nogo xozyajstva [The use of messengers in organizations of housing and communal services]. Innovacii v menedzhmente, 3 (25), 18–25. (In Russ.).
Kolesnikova, E. V., Degtyar`, O. N. & Trishhenko, D. A. (2021). Internet-messendzhery` kak sposob prodvizheniya brenda v cifrovoj srede [Internet messengers as a way to promote a brand in a digital environment]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, e`konomiki i prava, 1 (86), 217–227. (In Russ.).
Kushkov, E. A. (2019). Populyarizaciya messendzherov i social`ny`x setej v obshhestve i ix vliyanie na e`konomiku [Popularization of messengers and social networks in society and their impact on the economy]. Upravlenie e`konomicheskimi sistemami: e`lektronny`j nauchny`j zhurnal, 4 (122), available at: http://elib.fa.ru/art2019/bv1895.pdf. (In Russ.).
Manapova, O. N. & Podin, M. S. (2021) Sovremenny`e messendzhery` v uchebnom processe professional`noj obrazovatel`noj organizacii: sil`ny`e i slaby`e storony` [Modern messengers in the educational process of a professional educational organization: strengths and weaknesses]. Innovacionnoe razvitie professional`nogo obrazovaniya, 3 (31), 54–59. (In Russ.).
Palkova, A. V. (2020). Lingvisticheskie osobennosti pis`mennoj kommunikacii v messendzherax [Linguistic features of written communication in messengers]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya, 2 (65), 148–154. (In Russ.).
Rudenko, Yu. Yu. (2020). Vozmozhnosti razvitiya i prodvizheniya kul`tury` v prostranstve novy`x i social`ny`x media [Opportunities for the development and promotion of culture in the space of new and social media]. Obshhestvo: filosofiya, istoriya, kul`tura, 8 (76), 123–126. (In Russ.).
Simakova, S. I. (2020). Vizual`ny`j obraz - osnova formirovaniya vizual`nogo yazy`ka kommunikacii [Visual image - the basis of the formation of the visual language of communication]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 3 (37), 89–94. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2020-10313. (In Russ.).
Skobeleva, I. E. & Axmetzyanova, I. E. (2021). Mobil`ny`e messendzhery` kak instrument dlya vzaimodejstviya s obuchayushhimisya i roditelyami [Mobile messengers as a tool for interaction with students and parents]. Voprosy` pedagogiki, 10-1, 215–217. (In Russ.).
Topchii, I. V. (2020). Kommentarij v social`ny`x media [Comment in social media]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2 (36), 157–162. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2020-10216 (In Russ.).
Usmanova, E`. R. (2019). Osobennosti kommunikacii molodezhi v messendzherax [Features of youth communication in messengers]. Ustojchivoe razvitie nauki i obrazovaniya, 2, 200–202. (In Russ.).
Filippov, D. E. (2022). Deyatel`nost` po publikacii i nauchnomu ispol`zovaniyu dokumentov kak e`lement korporativnoj kul`tury` arxiva (na primere Ob``edinennogo gosudarstvennogo arxiva Chelyabinskoj oblasti) [Activities for the publication and scientific use of documents as an element of the corporate culture of the archive (on the example of the United State Archive of the Chelyabinsk region)]. Arxiv v sociume - socium v arxive : materialy` pyatoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Chelyabinsk, September 19, 2022. Chelyabinsk: B. i., 128–131. (In Russ.).
Filippov, D. E. & Minibaeva, A. O. (2020). Social'no-pedagogicheskoe proektirovanie kompetencij v oblasti kommunikacij kak uslovie konkurentosposobnosti vypusknikov agrarnyh vuzov [Socio-pedagogical design of competencies in the field of communications as a condition for the competitiveness of graduates of agricultural universities]. Reklamnoe i PR-obrazovanie v usloviyah informacionno-tekhnologicheskih peremen: aktual'nye voprosy i trendy : Sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Chelyabinsk, April 17–18, 2020. Edited by K.V. Kiuru. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 339–343. (In Russ.)
Filippov, D. E. & Minibaeva, A. O. (2022). Uchebnyj kurs po formirovaniyu lichnogo brenda i brenda NKO «Rasshiryaya vozmozhnosti» kak faktor razvitiya kompetencij, sluzhashchih ukrepleniyu blagopoluchiya sem'i [Training course on the formation of a personal brand and the brand of the non-profit organization "Expanding opportunities" as a factor in the development of competencies that serve to strengthen the well-being of the family]. Blagopoluchnaya sem'ya – potencial razvitiya regiona : Sbornik nauchno-metodicheskih materialov. Chelyabinsk: Kraj Ra Publ., 35–39. (In Russ.).
Опубликована
2023-12-06
Как цитировать
ШЕВЧЕНКО, Владимир Сергеевич. Мессенджеры как набор коммуникативных технологий (опыт медиагруппы «Наш Челябинск»). Знак: проблемное поле медиаобразования, [S.l.], n. 3 (49), p. 62–67, dec. 2023. ISSN 2949-3641. Доступно на: <https://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/2406>. Дата доступа: 19 may 2024 doi: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-49-3-62-67.
Раздел
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: РЕКЛАМА, PR, БРЕНДИНГ, МЕДИА

Ключевые слова

коммуникативные технологии, мессенджеры, социальные сети, история мессенджеров

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)