«Свой круг»: медиапотребление российской молодежью развлекательного контента в социальных сетях 2022–2024 (по результатам эмпирического исследования)
Аннотация
В статье рассматривается медиапотребление российской молодежью развлекательного контента в социальных сетях в период глобальных трансформаций в российском сегменте цифровых медиа с 2022 по 2024 гг. Цель исследования, проведенного на основе онлайн-опроса 300 студентов гуманитарных специальностей двух Нижегородских вузов и анализа вторичных источников, заключалась в том, чтобы выявить предпочтения молодых людей в выборе сетевых площадок и проектов для развлечения, а также определения наиболее популярных комедийных артистов, выступающих онлайн в разных жанрах. Молодых людей интересует формат стендап, травелоги и шоу с элементами импровизации. Самыми рейтинговыми, согласно опросу, оказались проекты компании Medium Quality Production, которые по своей концепции напоминают игры, популярные в школьных лагерях и на детских праздниках: «Громкий вопрос», «Контакты», «Неигры», «Тейбл тайм», «Натальная карта» и др. Большинство участников этих шоу, которые отмечены респондентами как популярные комики, имеют опыт игры в КВН и работы на телевидении. Их отличает хорошая реакция и умение импровизировать. Однако они активно используют ненормативную лексику, что нарушает нормы публичной коммуникации. Респонденты знакомы с содержанием многих телевизионных передач каналов «ТНТ», «СТС», «Пятница», «Ю» благодаря социальным сетям; они потребляют телеконтент через альтернативные устройства: компьютер, планшет, смартфон. Заметна потеря интереса молодого поколения к жанру онлайн-интервью. Сокращение присутствия зарубежных социальных медиа на российском рынке способствовало активному развитию сети «ВКонтакте» и «ВК Видео». При этом YouTube остается наиболее популярным видеохостингом у молодежи, от которого они не готовы отказаться.
Скачивания
Литература
Bakhtin, M. M. (1990). Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaia kul'tura srednevekov'ia i Renessansa., 2-e izdaniye [The creative work of Francois Rabelais and folk culture of the Middle Ages and Renaissance, 2d edition]. Moscow: Khudozhestvennaya literature. 543 p. (In Russ.).
Beynenson, V. A. (2022). Transformatziya zhanra interviyu v YouTube :typologiya eksperimental’nyh formatov [The transformation of the YouTube interview genre: A typology of experimental formats]. Voprosy zhurnalistiki, 11. 54–70. https://www.doi.org/10.17223/26188422/11/3 (In Russ.).
Vartanova, Е. L. (2023). Kul’tura rechi v sotzial’nykh setyakh : ot rechevogo konflikta k zazhite russkogo yazyka [Speech culture on social media: from speech conflict to the protection of the Russian language]. Medi@lmanah, 1 (114). 8–16. https://www.doi.org/10.30547/mediaalmanah.1.2023.816 (In Russ.).
Vartanova, Е. L. (2020). Razvivaya ponimaniye media [Development of understanding media: from technologies to social space]. Medi@lmanakh, 5 (100). 12–24. https://www.doi.org/10.30547/mediaalmanah.5. 2020.1224 (In Russ.).
Dunas, D. V., Vartanov, S. А., Kulchitskaya, D. Yu., Salikhova Е. А. & Tolokonnikova, А. V. (2020). Motivotzionnye factory mediapotrebleniya «tzifrovoi molodezhi» : rezultaty pilotnogo issledovaniya [Motivation factors in media consumption of «digital youth» in Russia: results of a pilot study]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika, 2. 3–27. https://www.doi.org/10.30547/vestnik.journ.2. 2020.327 (In Russ.).
Efanov, А. А. (2018). «Khaipy» v sovremennom pole media в современном поле медиа [«Hypes» in the present media field]. Znak: Problemnoe Pole Mediaobrazovanija, 1 (27), 63–69. (In Russ.).
Karpov, D. L. (2022). «Pokoleniye zumerov» : golosa massovoi kul\tury Rossii массовой культуры России [«Generation of zoomers»: voices of Russian mass culture]. Pokoleniye kak suzhet : stat’I I materialy (Vremya kak suzhet. Vypusk 11) Ed. S. A. Vasil’ev. Tver: ООО «Alpha Press». 227–238. https://www.doi.org/10.31860/978-5-98721-067-3-227-238 (In Russ.).
Kulminskaya, A. V. & Zabokritskaya, L. D. (2024). Protivorechivaya rol’ massmedia v sovremennoi kulture [The controversial role of the media in the development of modern culture]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachavskogo. Seriya : Sotzialnye nauki, 1 (73). 101–109. https://www.doi.org/10.52452/18115942_2024_1_101 (In Russ.).
Mediapotrebleniye «tzifrovoi molodezhi» v Rossii [media consumption of the «digital youth» in Russia] (2021). by Vartanov, V. A., V’jugina, D. M. Gureeva, А. N. et al. Moscow: Moskovskii universitet im M.V. Lomonosova Izdatelskii dom. 406 p. (In Russ.).
Morozova, А. А. (2016). Informatzionnui content sotzial’nykh setei v kontekste moralno-eticheskikh norm : mnenie auditoria [Informational content of social nets in the context of ethical and moral norms ; audience opiniom]. Znak: Problemnoe Pole Mediaobrazovanija, 1 (18). 60–70. (In Russ.).
Morozova, А. А. & Sokolovskikh, A. S. (2019). Mediapotreblenier molodezhnoi auditoriei kontenta sotcial’nykh setei: sotxiologicheskiy portret pol’zovatelya [Media consumption of social network content by youth audience: sociological portrait of the user]. Chelyabinskij Gumanitarij, 3 (48). 43–48. (In Russ.).
Polyakov, A. К. & Nigmatullina, K. R. (2024). K probleme instituonalizatzii sotzialnykh media [Institutionalizing Social Media]. Kommunikalogiya, 12 (1). 28–37. https://www.doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-1-28-37. (In Russ.).
Poluekhtova, I. A. (2022) Praktiki mediapotrebleniya Rossiiskoi molodezhi v tzifrovom obzhestve [Practices of media consumption of Russian youth in the digital society (according to the results of an empirical study). Zhanie. Ponimaniye. Umeniye, 3, 90–107. https://www.doi.org/10.17805/zpu.2022.3.8 (In Russ.).
Stepanov, А. S. & Stepanova, N. V. (2019). Sotzial’nuye media медиа v politicheskoi sfere Rossii i SeSheA [Social Media and Political Sphere of Russia and the USA]. Kommunikatziya. Media. Dizain, 4 (2). 73–93. (In Russ.).
Shesterina, А. M. (2019). Interv’yu-konfrontatziya v structure sovremennogo audiovizual’nogo proizvedeniya [Interview-confrontation in the structure of modern audiovisual works]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov : Seriya Literaturovedeniye i zhurmalistika, 4 (3). 511–520. https://www.doi.org/10.22363/2312-9220-2019-24-3-511-520 (In Russ.).
Shesterina, А. M. (2022). Osobennosti kulturno-prosvetitel’skogo i nauchno -popularnogo kontenta populyarnogo videohostinga Rutube [Features of cultural, educational and popular science content of Rutube]. Chelyabinskij Gumanitarij, 58. 135–142. (In Russ.).
Arkhangelskaya, I. (2023). KVN: Students' View on the Game. Media Education, 3. 345–352. https://www.doi.org/10.13187/me.2023.3.34.
Balakrishnan, J. & Griffith, M. D. (2017). Social media addiction: What is the role of content in YouTube. Journal of Behavioral Addictions, 6 (3). 364–377. https://www.doi.org/10.1556/2006.6.2017.058.
Habermas, J. (1989). The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Transl. by Th. Burger. Cambridge: MIT Press, 301 p.
Kawalec, A. (2020). Stand-up comedy as a hallmark of western culture. Journal of Aesthetics & Culture, 12 (1). https://www.doi.org/10.1080/20004214.2020.1788753.
Pouwels, L., Keijsers, L. & Odgers, C. (2022). Who benefits most from using social media, the socially rich or the socially poor? Current Opinion in Psychology, 47. 301–351. https://www.doi.org/10.31234/osf.io/qe6ua.